Екатерина Игоревна Прусакова
Проект «От зерна до каравая» в старшей группе ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Тема: «От зерна до каравая»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Тип проекта:
(игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный): экологический, познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность реализации проекта, постановка проблемы:
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь. В наш век передовых технологий и открытий, мы перестаём ценить и беречь хлеб. Он стал нашей ежедневной пищей. После беседы с детьми, я поняла, что большинство детей даже не имеют представления о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают. Необходимо детям помочь самим узнать весь долгий путь, который он проходит, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе, тогда дети смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь. С этой целью был и создан данный проект.
Актуальность:
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
• Изучить историю возникновения хлеба, познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.
• Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
• Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий
• Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола
• Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
• Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
• Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
• Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
• Обогатить познавательный опыт детей.
• Расширить знание о разнообразии хлебобулочных изделий.
• Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря.
• Показать значимость сельскохозяйственной техники.
• Учить уважать чужой труд.
Ожидаемые результаты, в т. ч. продукты проекта:
• Сформировать у детей представления о ценности и пользе хлеба
• Усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
• Воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
• Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
1. Познавательное занятие «Военный хлеб»;
2. Организация досуга «Отгадай загадку на вкус».
3. Экспериментирование «Что получиться, если смешать воду, муку и соль»
4. Изготовление булочек.
5. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.
Этапы работы по проекту
I. Подготовительный
-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта, Составление плана реализации проекта и т. д.
- Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видеоматериал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
- Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
- Беседа о хлебе (предварительная, о имеющихся знаний у детей о значении хлеба).
- Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел»
II. Основной
Познавательное развитие:
- Беседа «Хлеб на Руси».
- Рассказ «От зернышка до каравая»,
- Занятие «Военный хлеб»
- Беседа «Какой он хлеб?»
- Экологическая игра «что за чем»,
- Опытная деятельность «Как готовить тесто»
- Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол»,
- Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова, чтение
Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка»
- Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
- Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
- Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
- Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб».
- Знакомство с профессиями (агроном; комбайнер; пекарь; кондитер; продавец).
- Исследовательская деятельность:
- Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Речевое развитие:
- Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
- Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря).
- Чтение художественной литературы о хлебе:
- Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»
Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство», С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый», В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле», Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
- Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе
Социально-коммуникативное развитие:
- Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
- Дидактические игры «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом, «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке, «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье, «Что сначала, что потом»; «Превращения»; «Чудесный мешочек»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
- Организация чаепития с домашней выпечкой.
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; «Булочная»; «Кулинария».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
- Составление узоров и рисунков из круп и зерен.
- Конструирование из конструктора «Мельница»;
- Рассматривание иллюстраций И. Шишкин «Рожь», И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба»
- Раскрашивание раскрасок.
- Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена
Физическое развитие:
Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»
Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»
Работа с родителями:
- Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
- Прочитать с родителями А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,
- Просмотр фильма В. П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе»
- Экскурсия в булочную.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
1. Познавательное занятие «Путешествие в страну хлеба».
2. Организация досуга «Отгадай загадку на вкус».
3. Экспериментирование «Что получиться, если смешать воду, муку и соль»
4. Изготовление булочек.
5. Экскурсия «Тайна пшеничного зерна»
6. Изготовление из соленого теста по теме «Хлебобулочные изделия».
Список литературы
1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80
2. Емельянова, Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
4. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
5. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
6. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
7. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.