Галина Пименова
Информационный проект «Осторожный пешеход» для разновозрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение
Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения
Тисульского детского сада №4
Урюпинский детский сад
Проект "Осторожный пешеход"
Автор-составитель:
Пименова Галина Геннадьевна
2018
Тема проекта : «Осторожный пешеход»
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой.
Сроки реализации: долгосрочный,
Участники проекта : дети 5-7 лет (разновозрастная группа, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Информационный проект „Осторожный пешеход“ для разновозрастных групп» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Актуальность:
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому, изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями была организована проектная деятельность по теме: «Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения».Во многом безопасность пешеходов зависит от соблюдения ими правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры по ПДД.
Цель: создание условий, направленных на усвоение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
• Обобщать, расширять и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
• Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.
• Создать предметно-развивающую среду (игры, пособия, наглядный материал) по данному направлению.
• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
• Оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Этапы реализации проекта :
1этап. Подготовительный
• Составление плана проекта;
• Подбор материала по правилам дорожного движения (детям, родителям);
• Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, материала, пособий, оборудования;
• Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, развлечения, презентаций;
• Создание развивающей среды для изучения;
• Рассматривание рисунков, фотографий, открыток о дорожных ситуациях;
• Просмотр видеоматериалов;
Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Учим правила дорожного движения», «Подбери пару», «Дорожные знаки»;
• Проведение с детьми бесед по теме ПДД;
• Проведение с родителями анкетирования, тестирования;
2 этап. Организационно-практический
• проведение занятий по правилам дорожного движения;
• обыгрывание дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по ПДД;
• решение игровых ситуаций.
3 этап: «Заключительный»
• Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
• Выставка рисунков «Светофорик».
• Проведение развлечения: «Правила дорожные детям знать положено!»
• Конкурс «Самый заметный». Выставка работ (значки с использованием световозвращающих элементов).
Календарный план реализации проекта
Месяц Неделя Задачи Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми
Сентябрь 1 Закреплять знания и умения по использованию ПДД в игровых и практических ситуациях, применяя макеты. ООД №1
«Знай и выполняй правила уличного движения»
Ситуация общения «Что я знаю об автомобилях» (Введение в проект)
Лепка «Разноцветный светофорик»
2 Закреплять знания и умения по использованию ПДД в игровых и практических ситуациях, применяя макеты. Ситуация общения «Как правильно вести себя на дороге»
Введение в проект : экскурсия по улицам поселка (Какие дорожные знаки есть на близлежащих к д/саду улицах)
П/игра «Цветные автомобили»
Чтение С. Михалкова «Скверная история»
3 Совершенствовать знания о правилах пешехода, которые должны соблюдать дети на тротуаре и проезжей части Ситуация общения «Мы в автобусе»
Конструирование «Гараж для машины»
4 Закреплять знания о назначении предупреждающих, запрещающих, информационно – указательных дорожных знаков и знаков сервиса. Ситуация общения «Что я знаю о дорожных знаках»
С/р игра «Автобус»
Рисование «Машины на дорогах»
Чтение
Октябрь 1 Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин и работой водителя ООД №2
«Безопасный перекресток»
Моделирование ситуаций на тему «Чего нельзя делать на перекрестке»
Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки»
Чтение стих. А. Дороховой»Зеленый,желтый, красный»
2 Расширять и закреплять знания об особенностях движения транспорта и пешеходов на перекрестке. Знакомить со знаком «Регулируемый перекресток» Чтения стих. В. Кожевникова «Светофор».
Театр игрушек «Про машину»
Д/и «Светофор»
3 Совершенствовать умение регулировать движение в игре, используя макет «Дорожное движение» Ситуация общения «Внимание, дорожный знак»
Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти дорогу»
Игры по словообразованию
Чтение стих. Я. Пишумова «Постовой»
Аппликация «Мой любимый дорожный знак»
4 Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Беседа «Что такое светофор», Развлечение «Дружба с дорожными знаками».Чтение А. Северный «Светофор»
Рисование: «Светофор»
Ноябрь 1 Уточнять представления о работе сотрудников ГИБДД, назначении поста ГИБДД на дороге. ООД №3
«Транспорт» Ситуация общения «Что означают цвета светофора!
Конструирование «Светофорчик»
Чтение Б. Житков «Что я видел», «Светофор»
2 Закреплять представления об особенностях работы водителей различного транспорта. Расширять представления о правилах, которые должен соблюдать водитель на дороге. Моделирование ситуаций «Если случилась авария»
П/игра «Найди, где спрятано»
Чтение В. Клименко «Кто важнее всех на улице»
3 Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека. Ситуация общения «Как безопасно перейти дорогу»
Беседа «Как работает транспорт»
Д/и «Найди свой цвет»
4 Продолжать знакомить с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем. Закреплять представления о дорожных знаках «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть»
Чтение И. Серяков «Законы улиц и дорог»,, «Три чудесных цвета»
Конструирование «Машина»
Декабрь 1 Формировать знания о переходе трамвайных линий, железнодорожных путей. ООД №4 «Моя дорожная грамота»
Ситуация общения «Как переходить дорогу зимой»
Аппликация «Автобус на нашей улице»
Чтение И. Серяков «Дорожная грамота»
2 Знакомить с видами перехода: надземный, подземный. Конструирование «Трамвай»,
Составление творческих рассказов: «Я придумал новые знаки».
Чтение И. Серяков «Законы улиц и дорог»
3 Дать представление о правилах перехода на дороге мест,где есть тоннели и мосты. Закреплять знания о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход» и «Подземный пешеходный переход» Ситуация общения»Как себя надо вести в транспорте»,
Игровая ситуация «Я еду в автобусе»
Чтение А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
4 Знакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов. Продолжать развитие ориентировке в окружающем пространстве и умения наблюдать за движением машин по зимней дороге. Ситуация общения «Водитель» (автобуса, троллейбуса, трамвая).
С/р игра «Я шофер»
Заучивание считалки «Стоп, машина».
Январь 2 Совершенствовать знания о дорожной грамоте. Знакомить с дорожными знаками «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот» ООД №5»О чем говорят дорожные знаки». Рассматривание иллюстраций, изображающих дорожное движение зимой, конструирование «Грузовик»
Игровая ситуация «Мы переходим улицу»
Чтение Я. Пишумов «Это улица моя»
3 Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах. Ситуация общения «О чем говорит дорожный знак»
Д/и «Дорожные знаки»
Чтение В. Головко «Правила движения»
4
Закреплять представления о назначении дорожных знаков и островка безопасности». Д/и «Учим дорожные знаки»
Беседа «Школа дорожных знаков»
Чтение Я. Пишумов «Просто это знак такой…»,
Февраль 1 Совершенствовать знания дорожной грамоты в практических и игровых ситуациях. ООД №6 «Школа моего микрорайона» Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу зимой»,
Д/и «Дорога в школу»
Чтение В. Головко «Правила движения»,
2 Знакомить с предписывающими знаками «Движение только прямо» и «Обязательное движение транспорта только в определенном направлении» Беседа «Улица полна неожиданностей»
Рисование «Узнай и нарисуй»
С. Михалков «Моя улица»
3 Дать представление об особенностях дорожного движения на загородной трассе. Наблюдение за движением машин
Коллективная работа: «Улицы нашего села».
4 Знакомить со значением знака «Разрешено движение только велосипеду» С/р игра «Водители и пешеходы»
Беседа «Пешеход. Правила пешеходов»
Игра – шутка «Это я, это я»
Чтение В. Клименко «Происшествие с игрушками»
Март 1 Учить использовать знания ПДД (применяя макеты) ООД №7 «Опасный перекресток» Ситуация общения «Как машины людям помогают»
Игровая ситуация «Я иду за хлебом»
Д/и «Учим правила дорожного движения»
2 Формировать представление о безопасном пути от дома к детскому саду. Рисование «Дорога и тротуар»
Режиссерская игра «Приключения гномика в городе»
Чтение М. Пляцковский «Светофор»
3 Закреплять знания о правилах передвижения на велосипеде по тротуару, по проезжей части и во дворе. Ситуация общения «Что такое перекресток»,
Д/и «Большая прогулка»
Раскрась рисунок «Правила дорожного движения».
4 Дать представление о безопасном пути от дома к школе. Игровая ситуация «Кто самый лучший пешеход»
С/р игра «Пешеходы и водители»,
КВН «Осторожно, пешеход!»
Апрель
1 Закреплять правила поведения на дороге, если дорогу пересекаешь самостоятельно. ООД №8 Игра – викторина «Знаки на дорогах» Составление рассказа из личного опыта «Как я перехожу дорогу»
Д/и «Путешествие по городу»
Чтение С. Михалков «Скверная история»,
2 Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин по проезжей части дороги. Конструирование «Моя родная улица»,
Чтение произведений о дорожных знаках.
3 Знакомить с правилами поведения на улице, если потерялся или путешествуешь самостоятельно. Ситуация общения «Как я иду в д/сад»,
Игры с макетом улицы
Чтение О. Бедарев «Если бы…»
4 Дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей Ситуация общения «Как правильно кататься на велосипеде»,
Сочиняем старые сказки на новый лад.
Отгадывание загадок про транспорт
Май 1 Совершенствовать умение по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях, применяя макеты. ООД №9 «Ребенок на улицах города» Ситуация общения «Мы на улице нашего поселка»,
Моделирование ситуаций «Если ты идешь в школу»
Чтение «Как Веселые человечки учили правила дорожного движения»
2 Закреплять знания о ПДД, предписанных пешеходам и водителям транспорта в игровых ситуациях на площадке. Наблюдение за движением машин
Конструирование «Мост для пешеходов»
Чтение Н. Носов «Автомобиль»
3 Совершенствовать знания о правилах поведения, предписанных пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций Игры с макетами
Д/и «Кто отличник – пешеход»
Литературная викторина «Дорожная безопасность в стихах»
4 Повторить правила поведения водителей на дороге, проигрывая различные проблемные ситуации на площадке. Игровые ситуации на площадке
С/р игры на площадке
Развлечение «Правила дорожные детям знать положено!»
Основные направления работы с детьми:
• определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице;
• организованные формы обучения на занятиях;
• совместная деятельность взрослого и ребенка;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• экскурсии и наблюдения;
• игра;
• досуги и развлечения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы :
• анкетирование;
• памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
• консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
• папки-ширмы, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый, для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
• родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
• конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Роль родителей в реализации проекта :
• сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе;
• консультации «Родителям – о безопасности дородного движения», «Три «закона» безопасности пешехода на дороге»;
• создание в группе «Уголка безопасности»;
• изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по ПДД.
Ресурсное обеспечение проекта :
Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
Наглядный материал:
• транспорт различного функционального назначения;
• настольно-печатные игры;
• дидактические игры по ПДД;
• плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
• видеоматериалы по ПДД;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• дорожные знаки;
• макет по ПДД.
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Планируемые результаты:
• Соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения.
• Различают и называют специальные виды транспорта (скорая помощь, пожарная машина, полиция, объясняют их назначение.
• Понимают значения знаков светофора.
• Узнают и называют дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
• Различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра».
Результат проекта :
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком поселке живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Литература.
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., Маханева М. Д. «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез. - 2016.
Кандала Т. И. Перспективное планирование (подготовительная группа) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой– Волгоград: - Учитель. - 2012.
Рублях В. О. Правила дорожного движения. – М. : Просвещение. – 1987.
Саулина, Т. Ф. «Три сигнала светофора» (дид. игры, сценарии). – М. : Просвещение. - 1989.
Стеркина, Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС».- 2009.
Шорыгина, Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. - 2009
Энциклопедия Техника и транспорт. – Харьков-Белгород. - 2008.