Светлана Потапкина
Проект в средней группе «Осенины»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №35
комбинированного вида «Непоседы»
Проект
«Осенины»
Средняя группа №4»Потешки»
Руководители проекта :
воспитатели: Потапкина С. С.
Корабельникова Л. Т.
г. Новосибирск 2022г.
.
Проект : «Осенины»
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники: дети 4 средней группы (4-5 лет) родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект в средней группе „Осенины“» размещена в разделах
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Сроки реализации: краткосрочный (17.10. – 21.10.22г.)
Проблема: Сегодня народные праздники, которые веками отмечали на Руси, забыты. Традиционная русская культура вытесняется массовой западной. Мы не то, что забыли свои традиции, мы их не знаем. На Руси сообразно народному представлению о цикле народно-календарных праздников как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи. И была она на удивление ритмична, созвучна с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с опытом многих поколений чередования труда и развлечений, веселья и серьёзности. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмыслены и наглядно изображены в виде символического знака, вращающегося посолонь, т. е. по движению Солнца.
Актуальность
Возрождению народной культуры, традиций и, конечно же, народных праздников подчинена реализация данного проекта.
Проект способствует приобщению детей к истокам русской - народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Цель:
Приобщение детей к русской народной культуре, через ознакомление с русскими национальными традициями.
Задачи:
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать творческую и познавательную активность;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями русского народа;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство.
Предполагаемые результаты.
• Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повышение интереса воспитанников к народным праздникам, развитие творческих способностей, сплочение коллектива и создание позитивного климата в группе.
• Приобретение детьми знаний о русском народном празднике «Осенины»;
• Выставка совместных работ детей и родителей (рисунки, аппликации, поделки из природных материалов.)
Продукт реализации проекта : Оснащение группы, оформление творческой выставки.
Мероприятия по реализации:
Формы работы с детьми:
1. Чтение, объяснение смысла народных пословиц, поговорок.
2. Разучивание песен: «Жили у бабуси» р. н., «Здравствуй, Осень!» муз В. Витлина.
3. Художественное творчество : рисование, лепка, аппликация.
4. Непосредственная образовательная деятельности. («Откуда хлеб приходит», «Русский народный костюм»).
5. Беседы о русских народных праздниках, истории возникновения. («Осенины», «Успение-начало осени», «Семен-летопроводец», «Рябинник», «Батюшка Покров»)
6. Организация дидактических игр: «Угадай на вкус», «Откуда хлеб пришел», «Назови ласково», «Назови профессию», «Украшение матрёшки», «Из чего кашу сварили», «Я знаю пять», «Наряди русскую красавицу»,и т. д.
7. Отгадывание и составление загадок.
8. Разучивание народных игр: «Заря – заряница», «Горшки», «Кострома», «Челнок», «Золотые ворота», «Кузнец» и др.
9. Сюжетно-ролевая игра «Виртуальная экскурсия в музей народного творчества», «Репка»
10. Знакомство и разучивание подвижных игр: «Собери листочки», «Тучка», «По лужам».
11. Разучивание песен: «Жили у бабуси» р. н., «Здравствуй, Осень!» муз В. Витлина.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
2. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
Основной этап.
1. Беседа с детьми на тему: «Какие мне нравятся праздники?»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.
Задачи:
-Познакомить с традиционными народными праздниками.
-Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе.
- Познакомить с историей возникновения традиции празднования осени («Осенины», «Успение-начало осени», «Семен-летопроводец», «Рябинник», «Батюшка Покров»)
-Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
2. Встреча «Матушки-Осенины» овсяным хлебом.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.
Задачи:
- Приобщение детей к народным традициям на примере праздников, в которых фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодных явлений, поведении птиц и животных, насекомых, изменений в растительном мире.
- Воспитывать у детей чувство причастности к русской традиционной культуре, как основе для воспитания здоровой, гармоничной личности, способной преодолевать жизненные препятствия.
- Знакомить детей с русскими календарными праздниками, отмечаемых в разные времена года.
- Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
3. Лепка из солё ного теста : «Петушок»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей посредством самовыражения через изготовление фигурки птицы из соленого теста.
Задачи:
- Воспитывать в детях любовь к традиционному народному искусству, аккуратность, усидчивость, умение объективно оценивать результат своего труда.
- Развивать умение планировать работу по реализации замысла, развивать память, творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.
- Учить детей создавать выразительный образ петушка из соленого теста. Совершенствовать умения, лепить изделие конструктивным способом, передавая характерные особенности строения птицы, соблюдая пропорции.
4. Аппликация из сухих листьев : «Украшение платочка»
Цель: развитие воображения и умений в процессе творческой деятельности.
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие в процессе изготовления аппликации;
- Создавать эмоционально-положительную атмосферу творческого взаимодействия
5. Декоративное рисование: «Ветка рябины»
Цель: формирование креативности, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе рисования веточки рябины.
Задачи:
- Создать условия для рисования кисти рябины по образцу;
- Прививать аккуратность при рисовании;
- Закрепить навыки и приемы работы кистью;
-Познакомить с нетрадиционным методом рисования – «тычком» ватной палочкой;
- Формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования;
6. Сюжетно-ролевая игра : «Репка»
Цель: Формировать интерес к русскому народному творчеству, через народный фольклор.
Задачи:
- упражнять в умении пересказывать сказку, использовать потешки;
-развивать речь, внимание, эмоциональное исполнение музыкально-игровых упражнений.
- активизировать интерес к народному творчеству, желание участвовать в сказке, играх и народных забавах.
Физкультминутки «Любуемся игрушками», «Матрёшки», «Петя, Петя-петушок»
Дыхательная гимнастика «Дуем, задуваем»
Пальчиковые игры «Грибочки», «Цветы»
Подведение итогов проекта :
Проект «Осенины» направлен на формирование у детей средней группы ценностного отношения и интереса к культуре и традициям русского народа. В ходе работы над проектом у детей появилась познавательная мотивация к русскому народному быту, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, народным играм и игрушкам.
Родители приняли активное участие в проекте. Организовали домашние игры с детьми, беседы. А также изготовили с детьми поделки из природных материалов для выставки.
Вывод: реализация проекта позволяет повысить интерес детей к русским народным праздникам и традициям, а также способствует укреплению семейных отношений.
3. Интернет ресурсы:
Литература:
1. Александрова Л. С. Народный календарь. Иллюстрированный словарь. Белый город. ,2003
2. Людмила Михеева: Русские народные праздники. М., 2007
3. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. М., 1999
4. Русские народные праздники, обряды и обычаи. М. ,2005
5. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Спб. ,2001
6. Русский народ. Книга 1. Праздники, обряды и обычаи на Руси, М., 2004
7. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности. Отто Крегер, Голдстайн Дэвид, М., 2013
Интернет-ресурсы:
3. https://3-years.ru/prazdniki/prazdnik-urozhaya.html
7. https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/scenariy-prazdnika-osenini.html