Чубарова Татьяна
Проект «Осенние листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 246 г. Красноярск
Проект :
«Волшебство осенних листьев»
Автор проекта :
Чубарова Т. В., воспитатель.
Красноярск,2021год.
ПРОЕКТ «Волшебство осенних листьев.»
Тип проекта :
По методу: исследовательский, творческий;
По содержанию: ребенок и природа;
По характеру контактов: открытый;
Темочки:
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
По продолжительности: краткосрочный (с 01.10-15.10. 2021)
По количеству участников : групповой, дети 5-6 лет, их родители.
Актуальность:
В настоящее время от воспитанников дошкольного учреждения требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. В связи с сезонными изменениями в природе возникла потребность более углублённого исследования поставленных вопросов. В образовательном процессе наблюдение в природе за явлениями и объектами происходящими в ходе бесед становятся простыми и обыденными.
Детское экспериментирование - опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Делая своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают природу как нечто волшебное и неповторимое. Именно природа является могучим фактором, способствующим познавательной активности
Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.
Осенью листья на деревьях меняют окраску и осыпаются. Я стремилась обратить на это внимание детей, и помочь им увидеть изменения деревьев, показать как на листьях влияют сезонные изменения. Во время прогулки ребята заметили на деревьях пожелтевшие листья, Саша Жуков спросил почему летом листья на деревьях зеленые, а с приходом осени листья меняют свой цвет и опадают, ведь листья это одежда дерева, не замёрзнет ли дерево зимой?Можно ли сохранить листья на деревьях?
Проблемные вопросы:
- Почему листья меняют свой цвет?
- Почему опадают листья?
- Можно ли сохранить листья зелёными?
Цель проекта.
Обогащение знаний детей о природном объекте – листе дерева. Создание условий для познавательно-исследовательских и творческих способностей детей. Формирование у детей активного словаря через организацию различных видов деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, восприятие художественной литературы.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА (для детей) :
Образовательные:
Создавать условия для формирования у детей умений и навыков наблюдения за природными явлениями и объектами.
Обеспечить условия для получений новых знаний о листьях различных деревьев.
Развивающие :
Развивать познавательную активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связную речь; способность к экспериментированию и проведению опытов.
Развивать умение рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать чувства дружбы и сотрудничества при выполнении индивидуальных и коллективных поручений, видеть результаты своего труда.
Воспитывать любознательность, интерес к процессу изучения листьев.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА (для родителей) :
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности совместно со своим ребёнком в рамках реализации проекта;
Понять назначение исследовательского проекта и научиться реализовывать его вместе с ребёнком
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА (для педагогов)
1. Создать условия для совместной познавательно- исследовательской деятельности, усвоению детьми способов и действий которые приведут к определённому выводу;
2. Составить план проекта и осуществлять и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
3. Привлечение родителей к участию в проекте.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Расширять представления детей о сезонны изменениях в листьях.
Оформление гербария из листьев разных видов.
Оформление выставки: «Осенние фантазии»
«Нет листвы осенней краше» (детские творческие работы).
Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Открытое занятие «Путешествие в золотую осень».
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
практические: наблюдения, опыты, экспериментирование, рисование, лепка,
наглядные: картинки листьев разных деревьев, словесные: беседы, словесные игры.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
Выбор темы и разработка проекта. Определение способа включения детей в проектную деятельность. Составление перспективного плана. Беседы, опросы детей с целью поддержания интереса к исследовательской деятельности.
Разработка конспектов занятий. Разработка методических игр по теме «Листья». Наблюдение с детьми за разнообразием листьев (сравнение их по размерам, формам, цвету и т. д.).Чтение с детьми художественной и научной литературы по теме «Листья». Рассматривание листьев растений, произрастающих на участке.
Сбор, высушивание листьев для занятий.
Сбор фотографий и рисунков листьев растений. Собрать, высушить и подготовить к творческим работам листья разных растений.
ВХОЖДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.
Объединение детей в рабочие группы.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей.
Расширение и углубление знаний детей о разнообразии листьев, об их роли в природе и в жизни человека. Участие вместе с детьми в конкурсе «Осенние фантазии».
Помощь в сборе листьев для гербария.
Распределение обязанностей
Объединение в рабочие группы. Участие в опытно-экспериментальной деятельности. Участие в конкурсе «Осенние фантазии», Работа над созданием гербария. Участие в обобщающей беседе
I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:
Вхождение в проблему, принятие задач, побуждение у детей интереса к теме
проекта, накопление знаний.
Модель трё х вопросов:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ? ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ? ГДЕ МОЖЕМ УЗНАТЬ?
Лист – это «одежда» дерева Почему листья опадают осенью? Спросить у взрослых
Листья бывают разные, по цвету, форме,
размеру Почему листья меняют осенью свой цвет? В энциклопедии
Сухие листья ломаются. Можно ли сделать так чтобы лист оставался зеленым. В интернете
Когда идёшь по опавшей листве, под ногами листья шуршат. В книгах
II ЭТАП - основной
- Изучение познавательной и методической литературы; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию; Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» и др.
- Пополнение своих знаний по данной теме на сайтах интернета;
-Подбор литературы для детей;
- Оформление гербария,
- Подбор иллюстративного материала; стихов,
- Оформление дидактических игр, настольно-печатных игр;
- Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.
III ЭТАП- выполнение проекта
Работа над проектом «Волшебство осенних листьев» началась в самом начале осени, когда листья всех растений давно уже выросли, но не успели еще потерять свой характерный внешний вид, нами были проведены экскурсии по ДОУ с целью наблюдения за изменениями листвы на деревьях.
Играя с листьями, рассматривая их, складывая из них причудливые композиции, дети не только убедились в многообразии листьев, но и выучили, какой лист принадлежит к какому растению.
Опыт №1 «Почему лист зеленый?»
- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? На салфетке появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет : он становится желтым или … какого цвета листья видели мы во время экскурсии в парк (Оранжевые, красные, коричневые.).
Опыт №2. Исследование листа дерева. «Почему опадают листья?»
Оборудование: листья крупные и мелкие, лупа.
Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Какой можно сделать вывод?
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. «Что же случается с опавшими листьями?». Проверяем можно ли проверить на слух шелест листьев. Нашли только что опавший лист и сухой.
Вывод: сухой лист шуршит сильнее потому что ломается
Опыт №3 «Можно ли сохранить лист зелёным?»
Поставить ветки с зелеными листочками в вазу с водой;
2. Включить лампу;
3. Наблюдать за листьями;
6. Проанализировать результаты эксперимента
Вывод: листья деревьев поменяют свой цвет и опадут в положенное время, даже если им создать благоприятные условия, – это «закон природы»
Наше творчество :
Работа с природным материалом тема: Аппликация «Ковер из листьев»,
оформление гербария из листьев разных видов, лепка: «Волшебная осень».
Рисование листьев разными техниками «Нет листвы осенней краше» :
1. "Разноцветные листочки" - техника дудлинг. "Рисование акварельными красками и карандашем рисунок волнистые линии. "
2. «Листья на воде» Рисование нетрадиционным способом (восковые мелки и акварель).
3. Рисование по мокрому листу "Монотипия"-" Деревья осенью "
Оформление выставки: «Осенние фантазии»
Участие вместе с детьми в конкурсе осенних поделок и картин
"ЖАР-ПТИЦА"