Татьяна Мельникова
Проект в подготовительной группе «Осень золотая в гости к нам пришла!»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА!»
В подготовительной к школе группе
Автор: Мельникова Т. Д.
Вид проекта : познавательно-творческий.
По числу участников: групповой.
Сроки реализации: 11.09.2023 г. – 10.10.2023 г.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Осень золотая в гости к нам пришла!“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта : Мир природы не может не восхищать любознательного и открытого к прекрасному человека. Наша задача — помочь дошкольнику раскрыть этот удивительный мир, окружающий нас.
Каждый проект — это результат наших размышлений и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей. Он отражает мировоззрение участников, в том числе творческое и экологическое.
Развитие творческих способностей, воображения и мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Осень — это не только слякоть и пронизывающий холод. Это и золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, и бабье лето. Сколько всего интересного можно узнать об этой удивительной поре!
Возможно, мы, взрослые, уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши дети. Мы утратили веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-то интересное и замысловатое, ведь у нас едва хватает сил на работу и домашние заботы. А для детей осень приносит столько чудесного и необычного!
Проблема:
У детей не всегда достаточно знаний о предметах и явлениях природы, а также о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Новизна проекта : Методы, используемые в проекте, помогают детям усваивать материал через совместный поиск решения проблемы, что делает процесс познания интересным и мотивирующим. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников и помогает педагогу расти как творческой личности.
Практическая значимость: Проект можно использовать для обмена опытом работы среди педагогов, чтобы улучшить знания детей об осени и жизни животных в этот период. Это особенно важно, учитывая, что большинство детей, живущих в городах, не так хорошо знакомы с природой. Также проект позволяет улучшить взаимодействие с родителями.
Цель проекта : - Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта :
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени и осенних изменениях в природе. Учить их замечать и выделять отдельные объекты осенней природы, а также развивать навыки наблюдения за живыми существами и явлениями неживой природы.
2. Совершенствовать изобразительные умения и навыки детей, развивать их способность видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм.
3. Активизировать речь детей, обогатить их знания по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные».
4. Расширить представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период.
5. Воспитывать чуткость к художественному слову и любовь к природе, а также бережное отношение к ней.
6. Формировать нравственные и духовные качества ребенка в процессе общения с природой.
7. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками.
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Сроки и этапы реализации:
I. Подготовительный этап (11.09 – 12.09)
- Постановка цели, задач.
- Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта (12.09 – 13.09)
- Подбор методической литературы.
- Выбор форм работы с детьми и родителями.
- Выбор основных мероприятий.
- Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта (13.09 – 09.10)
- Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей, художественной деятельности, чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц.
- Беседы и практическая деятельность детей по безопасной жизнедеятельности.
- Составление памяток, рекомендаций для родителей.
- Оформление буклетов, листовок.
- Украшение группы.
- Оформление «картинной галереи»
- Проведение речевого досуга.
- Конкурс чтецов.
- Выставка поделок из природного материала «Дары осени».
- Организация самостоятельной деятельности детей.
IV. Итоговый этап (10.10 – 12.10)
- Презентация проекта
Реализация проекта
I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности
После того, как оформили «картинную галерею» с осенними пейзажами на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин.
Беседа
Вопросы к беседе:
- Посмотрите внимательно на эти картины. Как вы думаете, с чем они связаны и кто их нарисовал?
- Какое время года за окном?
- Какая погода? Идёт ли дождь, дует ли ветер и так далее?
- Что вы знаете об осени? Почему и зачем опадают листья? Почему становится холодно? Почему и куда улетают птицы?
- Хотите узнать об осени больше?
- Как мы будем узнавать?
II часть проекта. Планирование
Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми: «Куда улетают птицы? Как готовятся звери и птицы к зиме в лесу? Почему солнышко не греет? Какой он – осенний лист? Зачем падают листья? Почему деревьям не холодно?» и другие.
Ребята совместно планируют, как они постараются получить ответы на эти вопросы. Вместе с воспитателем и родителями они проведут опыты, прочитают художественную литературу, побеседуют с детьми, создадут коллекции, открытки и книжки, придумают сказки и рассказы. Самостоятельно они будут придумывать игры и развлечения, закреплять знания с помощью несложных опытов и рисовать картины.
III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий
Совместная деятельность педагога и детей
Образовательные области. Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу».
Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее».
Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Познавательное развитие
Сенсорное развитие: Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
- Беседы «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Фрукты», «Овощи».
- НОД: «Листопад, листопад – листья жёлтые летят», «То, что растёт – живое», «Перелётные и зимующие птицы», «Красящие и косметические свойства овощей», «Почему осенние листья опадают», «Сколько красок у осени», «Что такое погода», «Экскурсия в парк».
- Цикл наблюдений: «Что цветёт на нашем участке в начале сентября?», «Какие они – цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
- М. Пришвин «Птицы и листья»
- К. Чашева «Деревья спят»
- Ю. Тувим "Овощи"
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
- Н. Егорова «Листопад»
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»
- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»
- Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
Заучивание наизусть:
- А. Фет «Ласточки пропали»
- Е. Трутнева «Осень»
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Какой сок, варенье?», «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко», «Найди дерево по описанию», «Осенние слова», «Какая бывает осень?».
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Деревья смотрят в озеро», «Осенние мотивы», «Осенний натюрморт» (корзина с грибами, «Ветка рябины», «Разноцветный лес» (штампование листьями, «Летят перелетные птицы», «Лес, точно терем расписной», «Яблоня с яблоками», «Осень – щедрая пора»
Лепка: «За грибами в лес осенний», «Лебедушка».
Аппликация: «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листьев»,
Конструирование: «Грибок», «Осенний лист» (из бумаги)
Коллективная работа: «Листопад», «Осеннее дерево», «Разноцветный лес», «Лебеди на пруду», «Грибная поляна».
Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский «Первый снег».
Физическое развитие Подвижные игры: «Белкины запасы», «Раз, два, три – названный лист бери», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Гуси», «Филин и пташки», «Поедем в лес», «Вершки и корешки», «Совушка», эстафета «Собери осенний букет».
Физкультминутки: «Аист», «Капуста», дыхательная гимнастика «Ветерок», пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Здравствуй, осень золотая», «Осень» и др.
Культурно - досуговая деятельность: - Речевой досуг «Осенние говорилки»
- викторина «Осенние забавы»
- выставка поделок: «Дары осени».
Взаимодействие с родителей: - Консультации: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей».
- Папки-передвижки: «Золотая Осень», «Осени месяцы».
- Памятки для родителей: «Рекомендации по верхней одежде ребёнка в осенний период» и «Осенние пословицы»**
- Сбор природного материала.
- Участие в выставке «Дары осени».
- Помощь в подготовке к речевому досугу «Осенние говорилки» и осеннему утреннику : изготовление атрибутов, костюмов, разучивание стихов, песен и частушек.
IV часть проекта. Анализ результатов работы**
В ходе реализации проекта у детей :
- Развились творческие способности.
- Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней.
- Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Расширился и активизировался словарный запас.
- Родители с удовольствием приняли участие в оформлении выставки, что вызвало у них интерес к проектной деятельности.