Анна Купчина
Проект «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – творческий, познавательный,
долгосрочный.
По времени проведения: 3 недели.
Состав участников: групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы «Б»
«Пчелки», воспитатели Купчина А. В., Муравьева Н. Н., тьютер Кудлай Е. О. ,
музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие
ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А
воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе
Публикация «Проект „Осень золотая“» размещена в разделах
возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными
знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
В современном мире обучение и развитие дошкольников построено на
индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребёнок
является первооткрывателем. Иногда самостоятельно он не может найти
ответы на интересующие его вопросы. Чтобы помочь ребёнку,
организовывается проектная деятельность.
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы,
о правильном отношении к окружающему миру.
Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не
так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в
волшебство и сказку.
Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с
живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с
2
природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более
чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи
между объектами и явлениями развивает мышление и способность к
формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и
педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит
от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения
к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать
хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть
её красоту.
Любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает
найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает
на развитие физических качеств и здоровый образ жизни. Когда раскрывается
красота окружающего мира, хочется активно двигаться, осваивать новое и
неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться
прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.
Цель проекта :
Создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей в процессе разработки проекта «Золотая осень».
Задачи проекта :
1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних
изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,
разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок,
экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
3. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе
углубления представлений об окружающем;
3
4. Развивать способность применять сформированные умения и навыки
связной речи в различных ситуациях общения, познавательный интерес;
5. Способствовать развитию памяти, восприятия;
6. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
1. Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;
2. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе
углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе
знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
3. Применение сформированных навыков связной речи в различных
ситуациях общения;
4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в
различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной,
умственной, игровой);
5. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном
процессе детского сада.
Продукт проекта :
1. Утренник «Осенний праздник»;
2. Участие родителей и детей в выставке «Дары осени»;
3. Засушивание гербария из листьев
4. Спортивный досуг «Осенние старты».
5. Экскурсия в осенний лес
6. Коллективная работа
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с
методическим материалом, художественной литературой по данной теме.
Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр,
иллюстративного материала.
2. Основной этап:
Реализация проекта «Золотая осень».
3. Результат проекта :
1. Утренник «Осенний праздник»;
2. Участие родителей и детей в выставке «Дары осени»;
3. Спортивный досуг «Осенние старты».
4. Экскурсия в осенний лес
5. Коллективная работа
Комплексно – тематическое планирование
Образовательные области. Виды детской деятельности.
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей,
фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим миром
«Приметы осени»
«В гости к осени»
Беседы:
«Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»;
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»
«Осень. Приметы осени»;
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- И. Соколов - Микитов «Листопадничек».
- М. Пришвин «Птицы и листья».
- К. Чашева «Деревья спят».
- Ю. Тувим "Овощи".
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
- Н. Егорова «Листопад».
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»
- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я
видел в парке?»
- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»
- Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
Заучивание наизусть:
- А. Фет «Ласточки пропали».
- Е. Трутнева «Осень».
- Заучивание стихотворений об осени
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Лес, точно терем расписной», «Ветка рябины», «Летят
перелетные птицы», «Деревья смотрят в озеро», «Загадки с грядки».
Лепка: «Грибное лукошко», «Осеннее дерево» «Грибное лукошко».
Аппликация: «Осенний натюрморт», «Осенние картины», «Аппликация
из осенних листьев».
Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
С. Прокофьев «Фея Осени».
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки», и др.
Физкультминутки «Мы – осенние листочки», «Мы пойдем в огород», «В
землю зернышко попало», «Ветерок»; «Капуста», и др.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Подвижные игры: У медведя во бору», «Совушка», «Перелет
птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Кто быстрее соберёт
листья», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес», «Вершки и
корешки», «Совушка».
Эстафета «Осенние старты».
Культурно - досуговая деятельность:
Праздник осени «Осенний праздник».
Осеннее оформление группы.
Социально-коммуникативное
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья» : сюжет:
«Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию»,
«Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки
детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы»; «Вершки,
корешки», «Что лишнее»;
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что где растет?», лото
«Осень»;
Трудовая деятельность: сбор осенних листьев для гербария; сбор
природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы.
Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие
деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью
Взаимодействие с родителями.
1. Сбор природного материала.
2. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по
теме.
3. Рекомендовать экскурсию с детьми в сад, в лес, парк.
4. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и
привлечения родителей к изготовлению поделок
5. Консультации: «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для
прогулок осенью».
6. Выставка совместных творческих работ с родителями «Дары осени».
7. Помощь в подготовке к празднику «Осенний праздник» (разучивание
стихов, песен).
3. Заключительный этап
В ходе работы по проекту «Осень золотая» дети собирали природный
материал. Наблюдали с детьми расцветку листьев, обращали внимание детей
на условия, в которых происходят эти явления: дни стали короче и холоднее,
листьям не хватает солнечного света и тепла. Листочки начинают менять свою
окраску и опадать — это явление называется листопад.
Выполняя задуманное, знакомили детей с правилами сбора природного
материала, с важнейшим принципом «Не навреди окружающей природе».
Собирая ягоды рябины, мы не должны забывать, что это лакомство для птиц.
Поэтому забирая, мы должны что-то оставить взамен. Мы должны следовать
правилу: «Забирая восполни». Вспомнили, чем можно подкармливать
птиц (несоленое сало, пшено, семечки, крошки белого хлеба, овсяные хлопья,
и т д.). Так же, дети знакомились с правилами заготовки природного
материала.
Во время проекта дети вели наблюдения, экспериментировали,
устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
участвовали в конкурсе, принимали участие в празднике, рисовали, лепили,
играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации,
знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои рассказы.
Мы надеемся, что знания, полученные детьми во время проекта,
пробудят чувство любви к родному краю. Ибо воспитание любви, бережного
и заботливого отношения к живой и неживой природе родного края возможно
тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них,
научатся наблюдать природу, видеть её красоту.