Алена Колпашникова
Проект «Осень в гости просим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, игровой
Продолжительность: 1 месяц
Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её красоту.
Темочки:
Проблема: У детей слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с понятием «время года - осень» сезонными изменениями, происходящими осенью,
• Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов.
• Активизировать словарь по лексическим темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»
• Вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать наблюдения, происходящие в природе
• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
• Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Задачи по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
• Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру
• Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
• Развитие игровой деятельности
Познавательное развитие:
• Воспитывать культуру поведения;
• Учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• Развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие:
• Расширять и активизировать словарный запас детей;
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени;
• Формировать умение отвечать на вопросы;
Физическое развитие:
• Совершенствовать культурно-гигиенические навыки;
• Вводить в игры более сложные правила со сменой движения;
Художественно-эстетическое развитие:
• Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке;
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметах и природе;
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
• Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• Совершенствование экологической среды группы;
• Дети: участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением осени- как времени года, ее характерными признаками, дарах осени, бережного отношения к природе;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие связной речи.
• Родители:
• Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
• Подбор методической литературы;
• Создание предметной среды.
Подбор дидактических пособий и игр;
• Подбор песен, стихов, загадок на тему осени;
Подбор художественной, детской литературы;
2 этап– основной:
-Проведение комплексных занятий:
-Рассматривание альбома, иллюстраций.
-Беседы с детьми о труде людей осенью, правилах поведения на природе, осенних изменениях в природе и т. д.
-Сбор природного материала для поделок на прогулке.
-Чтение художественной литературы по теме проекта.
-Оформление наглядной информации.
-Составление картотеки дидактических, подвижных, речевых игр по теме.
-Практическая деятельность по решению проблемы
3 этап – заключительный:
• Выставка совместного творчества детей и родителей по теме «Осень»;
• Итоговое мероприятие: развлечение «Осеннее приключение»
• Презентация проекта «Осень- чудная пора»
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
• осенние приметы и явления;
• большое количество овощей и фруктов;
• дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
• в свободной деятельности широко применяют пение песен, пальчиковых упражнений, физических упражнений и подвижных игр.
• у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Механизм реализации проекта
Образовательные области - виды деятельности.
Физическое развитие. Пальчиковые игры: «Осень», «Собираем листочки», «Вышли пальчики гулять», «Ходит осень», «Капуста», «Ежик», «Хозяйка». Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ветер и листья», «Листопад», «Рябина и птицы», «Найди пару», «Слушай внимательно». Физкультминутки: «Листопад», «Гриша шел», «Ветер дует нам в лицо». (см. приложение 3)
Социально-коммуникативное развитие. Дидактические игры: «Найди свой листок», «Слушай дождик», «Такие разные листочки», «Такой листок – лети ко мне!». Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Овощной магазин».
Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира «Осеннее путешествие»
Формирование элементарных математических представлений «Дары осени»
«Час загадки» - разгадывание загадок по теме «Осень».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Осеннее дерево»;
Лепка «Заготовка овощей».
Слушание П. И. Чайковского «Времена года».
• Разучивание песен об осени.
• Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
• Игра-хоровод «Урожай», «Есть у нас огород», «Что нам осень принесла»
• Исполнение песни «Антошка»(муз. Шаинского,Сл. Ю. Энтина)
Речевое развитие.
Развитие речи: «Осень»;
Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки «Репка» (настольный театр, по сказке В. Сутеева «Под грибом»
• Заучивание наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад».
• Загадки на тему осени.
Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в деревне», «Осень» и составление описательных рассказов по ним.
• Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе: И. Левитан «Золотая осень», М. Нестеров «Осенний пейзаж».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
• Сказки: В. Сутеева «Яблоко», В. Сутеева «Под грибом», И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Дождик»
• Стихотворение: А. К. Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», А. Босев «Дождь»
• Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
Беседы: «Правила поведения на природе», «Овощи, фрукты – полезные продукты», «Для его надо мыть руки и фрукты?», «Труд людей осенью»
Работа с родителями.
Консультации «Что такое осень?», «Осенняя прогулка», «Как одеть ребенка осенью на прогулку?», «Игры осенью», Памятка «Осенняя одежда».Конкурс поделок из природного материала по сюжету сказок.
Заключение:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Использованные ресурсы:
1. О. Е. Громова дидактические материалы по развитию речи детей 3-4 лет «Стихи о временах года и игры»
2. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 года\ В. Гербова. – М. : Просвещение, 1987,
3. Овсяник, Н. В. Развивающее обучение для дошколят. - Минск: Аверсэв, 2003,
4. Алябьева, Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М. : «Просвещение», 2003,
5. Селихова, Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи». – М. : «Мозаика», 2005
6. Пособие Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»
7. Интернет-помощник