Елена Килимник
Проект «Окно в Природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей о том, что большая часть населения Земли оторвана от естественной природы.
Как же спасти природу?
Как научить детей беречь богатства Земли?
С какого возраста следует начинать экологическое воспитание?
Публикация «Проект „Окно в Природу“» размещена в разделах
Началом формирования экологического мышления личности по праву считают дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.
Эта проблема очень сложная и многоплановая. Она не может пройти сама по себе. Для того, чтобы решить поставленные задачи нужна систематическая и целенаправленная работа.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне вне предметно-развивающей среды, в противном случае у ребёнка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия. Такие же ощущения появятся и у родителей, когда предметная среда унылая и непривлекательная. Избежать этого поможет окружающее пространство в группе, отвечающее всем современным требованиям в соответствии с ФГТ.
Цель проекта :
создание личностно ориентированной, творчески развивающей образовательной среды, способствующей формированию у детей нового мышления, направленного на развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры.
Задачи:
создание в группе развивающей среды по теме, основанной на принципах в соответствии с ФГТ;
организация эффективной совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей на основе принципов сотрудничества, партнёрства и взаимоуважения;
повышение компетентности детей в воспитании любви и бережного отношения к окружающей природе.
формирование у детей и их родителей ценностей здорового образа жизни.
Новизна исследования
заключается в установлении взаимосвязи между экологическим и нравственным воспитанием и использовании инновационных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза дизайн-проекта "Окно в природу"
Если с младшего дошкольного возраста воспитывать у детей любовь к природе, сознательное бережное и заинтересованное отношение к ней, то общение ребёнка с объектами природы придаст яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогатит его познавательный опыт и сформирует у него нравственную позицию по отношению к окружающему миру.
Предполагаемый результат работы данного проекта :
1. Создание условий для реализации задач по проекту «Окно в природу»;
2. Положительная динамика развития детей по воспитанию нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения по отношению к природе и здоровому образу жизни.
3. Компетентность детей в данном вопросе.
I ЭТАП
Разработка проекта
1. Донесли до участников проекта важность данной проблемы;
2. Подобрали методическую, научно-популярную, художественную литературу и иллюстрационный материал;
3. Наработали и систематизировали материал, доступный для детей дошкольного возраста по воспитанию экологической культуры и здорового образа жизни.
4. Составили перспективный план.
II ЭТАП
Выполнение проекта
Для формирования знаний детей о природе мы в самом начале работы изготовили много макетов.
Это макет болота, луга, огорода, цветника.
С помощью них мы совместно с детьми проводили опыты и эксперименты, знакомили детей с условиями жизни и обитания животных, насекомых, пресмыкающихся.
Все макеты впоследствии мы поместили в наш уголок природы.
Основное средство познания природы - это наблюдения. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Для этого в группе на окне мы создали мини-огород, который постоянно пополняется новыми экспонатами для закрепления полученных знаний детей о природе.
Совместно с детьми мы провели много экспериментов по выращиванию лука, семян петрушки, газонной травы и индивидуальных цветочков-дружочков.
Расширяли знания детей об овощах и фруктах, о их пользе для организма человека.
Дети имеют представления о том, откуда на стол хлеб пришел.
Итогом работы по формированию знаний детей об овощах стало приготовление винегрета, а в дальнейшем его опробование.
На протяжении проекта мы провели множество различных игр:
-на закрепление последовательности роста растений;
- на формирование знаний о сельскохозяйственных профессиях;
- на развитие творческих способностей.
Постоянно воспитывали у детей трудолюбие, желание трудится на общую пользу. В результате проделанной работы у детей четко сформировались знания о необходимых условиях роста растений, о чудесных превращении плода из цветка, о неизбежных сезонных изменениях в природе, о разнообразных формах и размерах листьев.
Совместно с детьми мы создали книгу-самоделку "Невероятные приключения друзей", где дети являлись авторами и оформителями данной творческой работы. Иллюстрации книги ярко оформлены рисунками детей о природе, а содержание - это итог этих знаний. Дети очень любят эту книгу - самоделку, постоянно используют её в своей деятельности.
Ежедневно мы детям читаем много художественной литературы о природе.
Дети очень любят сказки, где герои-животные. Они с большим удовольствием проявляют себя в театрализованной деятельности, изображая манеры и повадки любимых животных.
Одним из любимых видов деятельности является продуктивная.
Мы консервировали овощи на зиму. Изучали зимовье лесных жителей. Заботились о зимующих птицах.
Большую помощь в проведении проекта "Окно в природу" проявили родители наших детей.
Закрепляя знания детей об овощах совместно с родителями были организованы выставки:
"Чудо-овощ на столе" (поделки из овощей)
"Что нам осень принесла" (картины из природного материала)
Родители постоянно обеспечивают детей группы такими полезными овощами, как лук и чеснок, которые ежедневно дети принимают в пищу для профилактики простудных заболеваний.
Финалом проекта "Окно в природу" стала презентация в виде костюмированного праздника Урожая
Родители помогали готовить к празднику атрибуты и костюмы, показали для детей РНС "Колобок", а также принимали активное участие в различных этапах праздника
Проанализировав результаты работы по обогащению предметно-развивающей среды, видно, что подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, действенной, возрос уровень компетентности детей группы в экологическом воспитании, в заботливом отношении ко всему живому, сочувствии, сострадании и сопереживании.
Следовательно, гипотеза подтвердилась полностью.