Светлана Еремеева
Проект «Огород на окне» во второй младшей второй
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Вид проекта : познавательно-исследовательский проект.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Образовательный области: социально-коммуникативная, познание, творчество, речевое развитие, трудовая деятельность, художественно-эстетическое.
Публикация «Проект „Огород на окне“ во второй младшей второй» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема. Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурцы, лук, цветы, укроп).
2. Дать представление детям о необходимости света, тепла, полива для роста растений.
3. Сформировать умение ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Способствовать развитию творческих способностей у детей.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Прогнозируемый результат:
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде.
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Первый этап проекта – подготовительный.
1. Определение цели и задач проекта.
2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
4. Составление плана работы над проектом.
5. Разработка конспекта занятий.
6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
7. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
8. Взаимодействие с семьей.
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
4. Анкетирование родителей.
Мероприятие Цели Ответственные Сроки реализации
Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель 1 неделя
Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель По ходу всего проекта
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатель и родители 1 неделя
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатель 1 неделя
Второй этап проекта – активная деятельность.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) .
Мероприятия Цели Ответственные Сроки реализации
Рассматривание цветочных семян. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. Воспитатель. 2 неделя
Занятие «Посадка семян овощей». - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;
- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
-развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, росток, рассада. Воспитатель 2 неделя
Наблюдение за ростом лука, укропа, огурцов, бархатцев. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, укропа, огурцов, бархатцев. Воспитатель 2 неделя
Наблюдение за ростом посадок в благоприятных и неблагоприятных условиях. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатель 3 – 8 неделя
Беседы:
«Живое - неживое», «Польза витаминов», «Чем полезны овощи»,
- научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.
- формирование знаний детей об объектах живой и неживой природы; формирование бережного отношения к родной природе.
- научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Воспитатель По ходу всего проекта.
Творчество: рисование, лепка, раскрашивание, аппликация. Закрепление умения детей передавать в творчестве форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики, формировать умение работать в группе. Воспитатель По ходу всего проекта
Художественная литература:
*Сказка «Репка».
*Чтение стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
*Бехлерова Е. «Капустный лист».
* Чтение стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик.».
* Ю. Тувим «Овощи» *отгадывание загадок *Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде. Познакомить с художественной литературой по теме проекта, продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них, в процессе рассматривания рисунка, активизировать речь детей, закреплять умение слушать и понимать прочитанное. Воспитатель По ходу всего проекта
Игровая деятельность:
1. Настольно-печатная игра «Четвертый лишний», «Найди тень», Лото «Что растет на огороде».
2. Дидактические игры «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много».
3. Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».
4. Сюжетно-ролевая игра игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород». Закрепить понимание формы и размера, количества, развивать мелкую моторику, учить детей выполнять игровые действия, знакомить с ролевым поведением в игре. Воспитатель По ходу всего проекта
Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями. Воспитатель и дети По ходу всего проекта
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне на участок детского сада. Воспитатель 6 неделя
Труд в природе. Подготовить клумбы к высадке рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Воспитатель и дети 7 неделя
Итоговое занятие высадка рассады на участок детского сада. Приобщать детей к совместному с взрослым труду, учить работать в команде. Воспитатель 8 неделя
Третий этап проекта – подведение итогов.
Для реализации проекта в группе был создан «Огород на окне». В ходе его реализации дети получили первичные представления о семенах растений, о посадке семян, об условиях необходимых для роста растений. У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Дети узнали о пользе овощей и бережном отношении к своему здоровью. Дети стали бережно, с уважением относиться к растительному миру и труду людей.
Приложение.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Есть ли у вас огород, дача?
Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?
Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?
Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде?
Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?
Беседа «Чем полезны овощи».
Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.
Задачи:
Способствовать поиску новой информации об овощах, их пользе для здоровья.
Учить описывать внешний вид овощей, делать простые выводы о произрастании овощей.
Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, сказка).
Материалы и оборудование: Муляжи овощей, чудесный мешочек. Зайчик игрушка.
Ход беседы:
Дети входят в группу, слышится плач.
Воспитатель:
- Ой, ребята, кто-то здесь плачет, пойду – посмотрю. (Входит с зайцем на руке)
Воспитатель:
- Ребята, да это же заяц плакал. Что с тобой, зайка?
Заяц: - Здравствуйте, ребята. Дети здороваются.
Заяц:- Зубки у меня разболелись, глазки плохо видят, ножки у меня не ходят, силушки уходят.
Воспитатель: - Да ты, наверное, витамины не ел?
Заяц:- Витамины? Это что? И где я их возьму?
Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами отправимся в «Витаминную страну» и возьмем с собой зайку? Страна «Витаминная» далеко и поэтому мы поедем на поезде. Я паровоз, а вы вагончики. Все прицепились? Поезд отправляется.
Воспитатель:
- Вот поезд наш идет,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Пыхтит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
Но вот остановка в дороге опять,
Вставайте, ребята,
Пойдемте гулять!
Заяц:- Ой, куда мы приехали? (Иллюстрация с изображением огорода)
Воспитатель:- Ребята, что это? (огород) Давайте сядем и расскажем зайчику, что здесь растет. А на нашем огороде растут овощи. Я, ребятки, загадаю вам загадки, вы отгадки все найдете на огороде.
Растут на грядке зеленые ветки – красные детки (помидоры).
Закутан ребенок в сто пеленок (капуста).
Растет в земле на грядке оранжевая, длинная, сладкая (морковь)
На грядке длинный и зеленый (огурец)
Воспитатель: - Вот теперь ты, заяц, понял, где растут овощи.
Ребята, как называют салат из моркови? (морковный)
Пальчиковая гимнастика
- Мы морковку чистим, чистим
Мы морковку трём, трём (скользящие движения ладонь о ладонь,
Сахарком ее посыпаем (показывают, как «посыпают» сахаром, собирая пальцы правой руки вместе)
И сметаною польем («поливают сметаной»,
складывая пальцы в кулак,
Вот какой у нас салат (вытягивают руки вперед)
Витаминами богат, вкусный и полезный! (гладят живот)
Воспитатель:
- Ребята, а чем полезны овощи?
Дети отвечают.
Воспитатель:
-Ребята, а давайте покажем зайчику наш огород. (Подходим к огороду на окне)
Воспитатель:
- Ребята, расскажите пожалуйста зайчику, что же у нас тут растет?
Дети рассказывают.
Воспитатель:
А теперь мы скажем зайке – ешь побольше овощей и будешь ты сильным, быстрым и здоровым.
Заяц:
- Спасибо, ребятки, теперь я знаю всё про овощи. В лес побегу, своим детям расскажу (убегает).
Итог беседы :
Воспитатель:
- Ребята, где же растут овощи? Назовите их. Для чего надо кушать овощи? Запомните сами и расскажите другим – ешьте овощи каждый день и круглый год, и тогда простуда злая стороной вас обойдет!
Беседа «Живое - не живое»
Цель: формирование знаний детей об объектах живой и неживой природы; формирование бережного отношения к родной природе.
Задачи:
1. Формировать понятия о живой и неживой природе; развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир (познавательное развитие)
2. Развивать словарных запас детей: природа, живая, неживая, облака, камни, горы, человек, растения, животные (речевое развитие)
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе (социально-коммуникативное развитие)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (весна)
Воспитатель: Весной природа радуется, расцветают цветы, распускаются деревья, солнышко греет. Скажите, что такое природа? (мир, в котором мы живем; природа окружает нас)
Воспитатель: Природа бывает живая и неживая. Живая природа – это все растения, животные и люди. А неживая природа – это камни, горы, вода (реки, озера, солнечный свет, облака. Объекты неживой природы не растут, не дышат, не питаются. Так, например, горы, однажды появившись, тысячелетиями устремляют свои пики к небу.
Дидактическая игра «Живое – не живое»
(Воспитатель показывает картинки с объектами живой и неживой природы, дети отвечают – живое или неживое).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, если бы не было неживой природы, животные и мы с вами смогли бы жить? (нет, потому что не было бы воды, солнечного света и воздуха, без них жизнь невозможна)
Воспитатель: Все живые организмы пользуются дарами неживой природы, существуют за счет нее. А знаете ли вы, какую пользу нам приносят деревья? (очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары).
Воспитатель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. А если бы деревьев не было, то и животным, и птицам, было бы очень плохо. Поэтому нужно охранять природу: не бросать мусор на улице и в лесу, не срывать цветы, не ломать ветки кустарников и деревьев, не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых, не обижать лягушек и жаб, не обижать лесных и домашних животных. Повторите ребята, что нужно делать, чтобы защитить природу?
Воспитатель: А теперь давайте будем отгадывать загадки.
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется. (трава)
Красные, черные глазки видны,
Значит, уже подоспели они.
Спрятались в травке, притихли и ждут,
Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)
Ватные хлопья по небу плывут,
Это вот башня, а то вон верблюд.
Прыгнуть бы в вату, она высока.
Над нами по небу плывут. (облака)
С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день. (дожди)
Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (Воздух)
Была жара,
И дождь был нужен.
Вот он прошел,
Остались. (лужи)
Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, —
Это предметы природы. (живой)
Итог.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста какая бывает природа? (Живая и неживая)
Воспитатель: Что относится к живой природе? (То, что растет, дышит, питается)
Воспитатель: А что относится к не живой природе? (То, что не растет, не дышит и не питается).
Беседа: «Польза витаминов».
Цель:
- научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую пользу они приносят людям.
- сформировать представление о значении полезных продуктов для оздоровления организма;
- обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты».
- развивать внимание, мышление, воображение; активный и пассивный словарь.
- закрепить знания о наличии витаминов в овощах, фруктах и продуктах питания.
- воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье.
- воспитать у детей желание вести здоровый образ жизни;
- воспитать осознанное отношение к своему здоровью.
Ход беседы.
Воспитатель.
Ребята, кукла Маша мне рассказала, что она стала чаще болеть, ей не хватает витаминов. Но она не знает про витамины ничего, а болеть ей не хочется. Витамины очень нужны детям для укрепления здоровья. Дети их очень любят. Витамины живут в разных полезных продуктах - фруктах, овощах и других продуктах питания, только они такие маленькие, что их нельзя увидеть. Они нужны для того, чтобы быть здоровыми, сильными, быстрыми, хорошо видеть и слышать.
Поэтому я сегодня приготовила для вас вот эти картинки, на них изображены овощи, фрукты и другие продуты. Мы внимательно посмотрим, и я расскажу какие витамины в них спрятались. И кукла Маша с удовольствием послушает.
(на доске рисунки лимона, апельсина, капусты, морковь, помидор, свекла, перец)
Воспитатель:
в этих фруктах и овощах много витаминов, которые защищают нас от болезней, если мы будем их кушать, то никакая простуда нам не страшна.
От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
(на доске рисунки, морковь, помидор, свекла, перец)
Воспитатель:
если вы, детки, будете кушать эти продукты, то у вас будет гладкая кожа, вы будете хорошо видеть и слышать, у вас будут здоровые зубки.
Помни истину простую, лучше видит только тот,
Кто морковь жует сырую, или сок морковный пьет!
Воспитатель:
а что вы видите на столе?
(на столе картинки гречки, черный хлеб, фасоль, горох, конфета, чипсы)
Правильно вы назвали эти продукты. В них тоже живут витамины. Если мы их будем есть, то у нас будет здоровое сердце, и мы будем очень умными.
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку,
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам!
Но вот в конфетах и чипсах, нет ничего полезного и их надо кушать понемногу, они вредят нашим зубам.
Воспитатель.
Полезно не только есть витамины, но и заниматься гимнастикой, физкультурой.
Давайте немного разомнемся
Физкультминутка.
Будешь кушать витамины,
Будешь очень, очень сильным (показывают силу в руках)
Будешь бегать далеко (бег на месте)
Будешь прыгать высоко (прыжки на двух ногах)
Будут ножки танцевать (выставляют ногу на носок)
И усталости не знать!
Воспитатель.
Мы много с вами сегодня узнали, а сейчас я и кукла Маша предлагаем вам стать садовниками и вырастить чудо - дерево Здоровья. Вот это дерево, вам надо выбрать на столе карточки с полезными продуктами, в которых есть витамины, и повесить их на дерево.
(дети выбирают карточки, по ходу игры спрашиваем, почему ребенок выбрал ту или иную карточку).
Воспитатель: дети, а почему вы не выбрали конфеты, пирожное, чипсы? Правильно, потому что в них нет витаминов, их есть можно, но понемногу.
Молодцы, ребята, обязательно скажу вашим мамам, что вы теперь знаете какие продукты полезные. Кукла Маша говорит спасибо ребятам, теперь она многое знает про витамины.