Светлана Бородина
Проект «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по одному из направлений развития детей №4 "Звездочка"
Проект
Соавторы:
воспитатели МБДОУ
Амельчакова О. А.
Бородина С. А.
п. Шушенское
2013 г.
Цель проекта : формирование у детей основ пожарной безопасности.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Познакомить с историей возникновения огня.
Публикация «Проект „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие:
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические:
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Вид проекта : краткосрочный.
Время реализации проекта : февраль-март 2013 г.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Социальные связи: пожарная инспекция, пожарная часть.
Актуальность проекта : сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много фактов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем районе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Поэтому необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Методологическая база проекта :
Процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:
• Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;
• Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности, референтность пожаробезопасного поведения участников педагогического процесса) ;
• Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.
Методы подачи содержания:
Содержание темы реализуется через разнообразные виды деятельности:
• Система теоретических, практических занятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности, ценностей здорового образа жизни, экологической культуры.
• Беседы, основанные на опыте детей.
• Дидактические игры
• Сюжетно – ролевые игры
• Игры – драматизации
• Игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой
• Тренинги
• Конкурсы
• Чтение художественной литературы
• Продуктивную деятельность: изодеятельность, аппликация, конструирование
• Составление творческих рассказов на противопожарную тему
• Спортивные развлечения
Литература по пожарной безопасности:
1. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.
2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
3. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.
4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.
5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.
6. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.
7. Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.
8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
9. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
10. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.
11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007
Литература по пожарной безопасности для детей:
• С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”.
• Е. Пермяк “Как Огонь Воду замуж взял”.
• Л. Толстой “Пожарные собаки”.
• Г. Цыферов “Жил на свете слоненок”.
• О. Сенатович “Осенний пожар”.
• С. Михалков “Дядя Степа”.
• К. Чуковский “Путаница”.
• Г. -Х. Андерсен “Сказка про спички”.
• Т. Нуждина “История спички”.
• С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Электрическая лампочка”.
• Б. Житков “Пожар”.
• Е. Хоринская “Спичка-невеличка”.
• С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”.
• Л. Толстой “Пожар”.
• М. Кривич “Где работает огонь”.
• Т. Нуждина “Электрическая лампочка”.
• Н. Кун “Миф о Прометее”.
• Г. Остер “Вредные советы”.
• Б. Житков “Пожар в море”.
• Л. Толстой “Солдат” (басня).
• Г. -Х. Андерсен “Огниво”.
Продукт проектной деятельности
• Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»;
• Продуктивная деятельность рисование рисунков «Пожар»;
• Выпуск с детьми стенгазеты «С огнём не шути»;
• Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;
• Удостоверения для детей «Юный пожарный».
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
• Подбор презентаций для просмотра.
• Изготовление дидактических игр.
• Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Основной
• Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности.
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.
• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
• Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление книжек.
• Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности, в пожарную часть.
• Проведение опытов, экспериментов.
3 этап. Результаты
• Создание банка данных по пожарной безопасности.
• Тематическое занятие «Безопасность в быту».
• Презентация проекта.
Интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность» Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.
«Познание» Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов) .
«Коммуникация» Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация» Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.
«Чтение художественной литературы» Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье» Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура» Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.
«Музыка» Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд» Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество» Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
Предполагаемый результат
• углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
• правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
• знать средства пожаротушения;
• уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
• знать о профессии пожарного;
• профилактика панического страха перед огнём;
• изменение отношения родителей к данной проблеме;
• осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Содержание проектно – исследовательской деятельности:
Работа с родителями.
Презентация проекта по противопожарной безопасности. “Огонь – друг, огонь – враг”.
Конкурс на лучший детско-родительский плакат “Не играй с огнем”.
Анкетирование родителей по данной теме.
Организации выставки литературы по теме.
Работа с детьми.
“Что такое огонь?”
Беседа “Эта спичка- невеличка”
Д/и “Огнеопасные предметы”
Чтение произведения К. И. Чуковского “Путаница”
“Полезный огонь”
Конкурс детских рисунков.
Чтение сказок “Как человек подружился с огнем”
Познавательное занятие “Огонь-друг”
“Опасный огонь”
Д/и “Причины пожара”
Прослушивание сказки “Кошкин дом”
Интегрированное занятие (ОБЖ, лепка, аппликация)
“Правила пожарной безопасности в ДОУ”
Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Игры-соревнования.
Чтение сказки С. Я. Маршака “Дядя Степа”.
“Правила пожарной безопасности дома”
Практическое занятие “Чтобы не было беды”.
Просмотр мультфильма “Злой огонь”, «Игры с огнем».
Чтение произведения С. Я. Маршака “Пожар”.
“Правила пожарной безопасности в лесу”
Познавательное занятие “Чудо-дерево”.
Чтение произведения Б. Житкова “Дым”.
Конкурс стихотворений на тему “Спички детям не игрушка”.
“Что такое служба противопожарной безопасности”
Беседа “В жизни всегда есть место подвигу”.
Организация встречи детей с пожарными поселка и знакомство с пожарной машиной и пожарной техникой.
Чтение Л. Н. Толстого “Пожарные собаки”.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.