Елена Судоргина
Консультация «Одаренные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удаётся реализовать его в полной мере.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Публикация «Консультация „Одаренные дети“» размещена в разделах
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных групп для одаренных и талантливых детей. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, проводить образовательную деятельность и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ребёнок – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной, психомоторной (спортивная, академической (способность учиться, интеллектуальной (умение анализировать, мыслить, творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории детей и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Моя группа, как и всё структурное подразделение общеразвивающего вида. С учётом того, что в группе есть дети талантливые и одарённые, работа в группе направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в дошкольном учреждении, начиная с младшего дошкольного возраста, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Работу с талантливыми и одаренными детьми следует начинать с младшего дошкольного возраста. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается.
Поэтому воспитатели в дошкольных учреждениях должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Во время образовательной деятельности учитываем особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания. При проведении занятий обязательно используем различные методы обучения: словесный, наглядный и практический. Используем индивидуальные педагогические методы, приёмы и средства, являющиеся важнейшим принципом педагогической работы с детьми.
Образовательная деятельность проводится системно, на занятиях и в индивидуальной работе.
Обязательно создаём доброжелательную атмосферу общения педагога с детьми (никаких упрёков в адрес ребёнка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать, обеспечиваем каждому ребёнку близкую и понятную мотивацию любой деятельности. Широко используем на занятиях с детьми игровые приёмы, дидактические игры с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата. Постепенно усложняем (от занятия к занятию) задания для каждого ребёнка. Поощряем и поддерживаем проявление детской инициативы, любознательности.
Таким образом, построенная нами система предметно- развивающей среды в группе, благотворно влияет на психическое и интеллектуальное развитие детей, создаёт развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.