Авазова Наталия
Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.
Тип проекта : учебно-игровой.
Продолжительность: долгосрочный.
Публикация «Проект „Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по-новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На мой взгляд это связано с несформированностью фонетики – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте старших дошкольников.
Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствие этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
21-й век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.
Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением метода наглядного моделирования (ИКТ, который позволяет решить следующие задачи:
• познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
• образно представить структуру слова;
• научить интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой; • определять место звука в слове (начале, середине, конце)
• определять последовательность звуков в слове;
• определять количество звуков в слове;
• изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
• сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
• научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
• отрабатывать навык слогового чтения.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Цели и задачи проекта :
Цель: Подготовка детей к обучению грамоте и чтению.
Задачи:
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;
-воспитание звуковой культуры речи;
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи;
- развитие умения правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
- осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к обучению грамоте.
Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы работы с детьми с использованием ИКТ, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким. Планируемые результаты:
• овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», «слог»;
• различать гласные, твердые и мягкие согласные;
• различать звонкие и глухие согласные звуки;
• различать ударные и безударные гласные звуки;
• развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом; • плавно читать по слогам;
• отвечать на вопросы по тексту;
• писать элементы печатных букв;
• взаимодействие с родителями при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Мероприятия по реализации проекта :
1. Подготовительный этап 1. Анализ состояния проблемы.
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
• Изучить мнение родителей по данной проблеме через анкетирование.
2. Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте. Задачи:
• Подобрать, изготовить мультимедийный, наглядный, дидактический материал по обучению грамоте.
3. Усовершенствование системы методической работы.
Задачи:
• Систематизировать свои знания и свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
• Изучить и подобрать материал для мониторинга.
• Составить перспективно-тематический план по обучению грамоте.
• Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.
Ожидаемые результаты:
- подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;
- использование интерактивной формы работы в ходе образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте;
- обогащение предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;
- организация планомерной работы по обучению грамоте.
2. Практический этап
1. Создание системы повышения профессионального мастерства и самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте.
Задачи:
• Выступление на педагогическом совете
• Разработать методические рекомендации:
- По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их, проводить звуковой анализ слова и др.)
2. Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте.
Задачи:
Проведение:
• Родительское собрание на тему: «Обучение грамоте» • Семинар-практикум для родителей: «Обучение грамоте»; • Анкетирование «Готовность детей к школе».
3. Совместная деятельность педагогов-родителей-детей.
Задачи:
Привлечь родителей:
- к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте;
- к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме. Ожидаемые результаты:
- Создание системы повышения профессионального мастерства по проблеме обучения дошкольников;
- Активизация взаимодействия с родителями воспитанников,
(родители участвуют в создании предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте, проявляют интерес к участию совместных мероприятиях);
- Дети овладевают основами грамоты;
- Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.
3. Итоговый этап.
1. Апробация и проверка конечного продукта.
Задачи:
- Выявить успешность развития по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
2. Проведение итогового контроля Задачи:
- Выявить уровень развития детей по обучению грамоте.
3. Отчёт о результативности на итоговом педсовете. Ожидаемые результаты:
- Выявлен уровень успешности работы по обучению грамоты с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование:
Месяц Название мероприятия Задачи Форма
Октябрь Обсуждение вопроса на родительском собрании «Обучение грамоте»,
«Готовность детей к школе»
Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте;
Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок. Родительское собрание.
Анкетирование.
«Зачем нам учиться?» Вызвать у детей интерес к обучению грамоте. Познавательная Беседа с детьми.
Ноябрь «Звук слог слово». «Подбери семейку слов».
«Лишнее слово».
«Живое предложение».
«Придумай название».
Продолжать знакомить детей со звукобуквенным анализом слов.
Учить подбирать однокоренные слова и выделять их среди групп слов, сходных по звучанию.
Закрепить у детей понятие «предложение».
Образование прилагательных от числительных.
Занимательные игры с использованием ИКТ.
Декабрь «Сложим слово из частей».
«Исправь ошибки», «Что сначала, что потом». «Звук и буква»
«Подбери семейку
слов» Употребление предлогов;
Развитие понимания распространенных предложений.
Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, а звук мы слышим и произносим.
Учить подбирать однокоренные
слова и выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию. Интерактивные дидактические игры
Январь «Живое предложение»
«Придумай название»
«Сложим слово из частей»
«Исправь ошибки» «Что сначала, что потом»
Закрепить у детей понятие
«предложение»
Образование прилагательных от числительных;
Употребление предлогов; Развитие понимания распространенных предложений. Занимательные игр с использованием ИКТ.
Февраль Сказка «Гласные и согласные», «Алфавит».
«Звук и буква»
«Буква потерялась»
«Назови слово…» Развитие способности узнавать и различать звуки речи и буквы.
Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим. Закрепить умение подбирать Дидактические игры
ООД
слова на заданный звук.
Март «Слово на букву…»
«С какого звука начинается слово?»
«Что такое слог?»
«Сколько звуков в слове?» Уточнить знание о согласных буквах, учить правильно подбирать слова с определённой буквы. Совершенствовать умение детей правильно
подбирать слова с заданным звуком.
Совершенствовать умение детей читать по слогам.
Закрепить умение детей, на слух определять сколько звуков в слове. Д/ И: «Буква потерялась»
(интерактивная игра)
ООД
Д/Игры с использованием интерактивной доски
Апрель
«Посчитай звуки…».
«Какой слог стоит в начале слова?», «Придумай слова на определённый слог….».
«Составляем слова из слогов» «Сказка о приключениях буквы Р». Закрепить умение детей подбирать слово на заданный слог.
Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова.
Э. Успенский Познакомить со сказкой. Д/Игры с использованием интерактивной доски, занимательные упражнения.
Чтение художественной литературы.
Май «Читаем слово».
«Слово в картинке»
«Слово в предложении»
"Я начну, а ты продолжи".
«Составляем слова из слогов».
"Готовимся к
письму"
«Игры со звуками и
буквами» Продолжать учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; закрепить умение детей
проводить звуковой анализ слов, строить предложения.
Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова.
Развитие мелкой моторики, глазомера, подготовки руки к письму Чтение художественной литературы.
Д/Игры и занимательные упражнения.
Использование детьми : обводки, штриховки, трафареты. Викторина
Выводы:
Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраст с использованием ИКТ» позволяет разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Работа по данному проекту - это один из методов личностно-ориентированного обучения, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.
Заключение.
Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует продолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.
Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме с помощью ИКТ, юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развивается чуткость и интерес к форме своей речи.
Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они делают для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в дальнейшем обучении в школе!