Получи документы

Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»

Авазова Наталия
Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»

Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.

Тип проекта: учебно-игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность: В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по-новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На мой взгляд это связано с несформированностью фонетики – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте старших дошкольников.

Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствие этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

21-й век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением метода наглядного моделирования (ИКТ, который позволяет решить следующие задачи:

• познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

• образно представить структуру слова;

• научить интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой; • определять место звука в слове (начале, середине, конце)

• определять последовательность звуков в слове;

• определять количество звуков в слове;

• изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

• сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

• научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

• отрабатывать навык слогового чтения.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Цели и задачи проекта:

Цель: Подготовка детей к обучению грамоте и чтению.

Задачи:

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;

-воспитание звуковой культуры речи;

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи;

- развитие умения правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

- осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к обучению грамоте.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы работы с детьми с использованием ИКТ, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким. Планируемые результаты:

• овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», «слог»;

• различать гласные, твердые и мягкие согласные;

• различать звонкие и глухие согласные звуки;

• различать ударные и безударные гласные звуки;

• развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом; • плавно читать по слогам;

• отвечать на вопросы по тексту;

• писать элементы печатных букв;

• взаимодействие с родителями при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Мероприятия по реализации проекта:

1. Подготовительный этап 1. Анализ состояния проблемы.

Задачи:

• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

• Изучить мнение родителей по данной проблеме через анкетирование.

2. Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте. Задачи:

• Подобрать, изготовить мультимедийный, наглядный, дидактический материал по обучению грамоте.

3. Усовершенствование системы методической работы.

Задачи:

• Систематизировать свои знания и свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

• Изучить и подобрать материал для мониторинга.

• Составить перспективно-тематический план по обучению грамоте.

• Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.

Ожидаемые результаты:

- подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;

- использование интерактивной формы работы в ходе образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте;

- обогащение предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

- организация планомерной работы по обучению грамоте.

2. Практический этап

1. Создание системы повышения профессионального мастерства и самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте.

Задачи:

• Выступление на педагогическом совете

• Разработать методические рекомендации:

- По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их, проводить звуковой анализ слова и др.)

2. Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте.

Задачи:

Проведение:

• Родительское собрание на тему: «Обучение грамоте» • Семинар-практикум для родителей: «Обучение грамоте»; • Анкетирование «Готовность детей к школе».

3. Совместная деятельность педагогов-родителей-детей.

Задачи:

Привлечь родителей:

- к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте;

- к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме. Ожидаемые результаты:

- Создание системы повышения профессионального мастерства по проблеме обучения дошкольников;

- Активизация взаимодействия с родителями воспитанников,

(родители участвуют в создании предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте, проявляют интерес к участию совместных мероприятиях);

- Дети овладевают основами грамоты;

- Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.

3. Итоговый этап.

1. Апробация и проверка конечного продукта.

Задачи:

- Выявить успешность развития по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

2. Проведение итогового контроля Задачи:

- Выявить уровень развития детей по обучению грамоте.

3. Отчёт о результативности на итоговом педсовете. Ожидаемые результаты:

- Выявлен уровень успешности работы по обучению грамоты с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование:

Месяц Название мероприятия Задачи Форма

Октябрь Обсуждение вопроса на родительском собрании «Обучение грамоте»,

«Готовность детей к школе»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте;

Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок. Родительское собрание.

Анкетирование.

«Зачем нам учиться?» Вызвать у детей интерес к обучению грамоте. Познавательная Беседа с детьми.

Ноябрь «Звук слог слово». «Подбери семейку слов».

«Лишнее слово».

«Живое предложение».

«Придумай название».

Продолжать знакомить детей со звукобуквенным анализом слов.

Учить подбирать однокоренные слова и выделять их среди групп слов, сходных по звучанию.

Закрепить у детей понятие «предложение».

Образование прилагательных от числительных.

Занимательные игры с использованием ИКТ.

Декабрь «Сложим слово из частей».

«Исправь ошибки», «Что сначала, что потом». «Звук и буква»

«Подбери семейку

слов» Употребление предлогов;

Развитие понимания распространенных предложений.

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, а звук мы слышим и произносим.

Учить подбирать однокоренные

слова и выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию. Интерактивные дидактические игры

Январь «Живое предложение»

«Придумай название»

«Сложим слово из частей»

«Исправь ошибки» «Что сначала, что потом»

Закрепить у детей понятие

«предложение»

Образование прилагательных от числительных;

Употребление предлогов; Развитие понимания распространенных предложений. Занимательные игр с использованием ИКТ.

Февраль Сказка «Гласные и согласные», «Алфавит».

«Звук и буква»

«Буква потерялась»

«Назови слово…» Развитие способности узнавать и различать звуки речи и буквы.

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим. Закрепить умение подбирать Дидактические игры

ООД

слова на заданный звук.

Март «Слово на букву…»

«С какого звука начинается слово?»

«Что такое слог?»

«Сколько звуков в слове?» Уточнить знание о согласных буквах, учить правильно подбирать слова с определённой буквы. Совершенствовать умение детей правильно

подбирать слова с заданным звуком.

Совершенствовать умение детей читать по слогам.

Закрепить умение детей, на слух определять сколько звуков в слове. Д/ И: «Буква потерялась»

(интерактивная игра)

ООД

Д/Игры с использованием интерактивной доски

Апрель

«Посчитай звуки…».

«Какой слог стоит в начале слова?», «Придумай слова на определённый слог….».

«Составляем слова из слогов» «Сказка о приключениях буквы Р». Закрепить умение детей подбирать слово на заданный слог.

Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова.

Э. Успенский Познакомить со сказкой. Д/Игры с использованием интерактивной доски, занимательные упражнения.

Чтение художественной литературы.

Май «Читаем слово».

«Слово в картинке»

«Слово в предложении»

"Я начну, а ты продолжи".

«Составляем слова из слогов».

"Готовимся к

письму"

«Игры со звуками и

буквами» Продолжать учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; закрепить умение детей

проводить звуковой анализ слов, строить предложения.

Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова.

Развитие мелкой моторики, глазомера, подготовки руки к письму Чтение художественной литературы.

Д/Игры и занимательные упражнения.

Использование детьми: обводки, штриховки, трафареты. Викторина

Выводы:

Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраст с использованием ИКТ» позволяет разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

Работа по данному проекту - это один из методов личностно-ориентированного обучения, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.

Заключение.

Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует продолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме с помощью ИКТ, юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развивается чуткость и интерес к форме своей речи.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они делают для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в дальнейшем обучении в школе!

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 18:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»» (включая файлы) размещена пользователем Авазова Наталия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД