Светлана Тимофеева
Проект «О тех, кто рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Айгуль» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Проект
"О тех, кто рядом»
По доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский, творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный
Заявитель: дети (старшая группа).
Участники проекта : дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
Публикация «Проект „О тех, кто рядом“» размещена в разделах
Автор проекта : воспитатель Тимофеева Светлана Михайловна
2021 год
Профессий много на земле,
И каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе.
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может, станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно, модельером.
Профессий много на земле,
Но выбирай, любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна!
Проект на тему : «О тех, кто рядом»
Проблема: В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей не сформированы представления о работе помощника воспитателя. На просьбу воспитателя назвать профессию Марины Григорьевны и пояснить, что делает человек этой профессии, дети затруднялись в четких ответах. И нам с детьми захотелось поближе познакомиться с профессией помощник воспитателя.
Актуальность: Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На шестом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать. И задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщает к его ценностям, направляет на развитие познавательных и гендерных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом ФГОС, возрастных особенностей детей старшего возраста и объема информации, которая может быть ими усвоена.
В проекте представлено знакомство с профессиями. Реализация осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности (игры, беседы, наблюдения). Дети подробно знакомятся с профессией помощника воспитателя. Проект разделен на три этапа:
Цель: Дать представление о профессии помощник воспитателя, ее важности и нужности в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
1. Образовательные. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДОУ взрослых, их значимости в обществе; дать представления об основных функциях, которые выполняют работники учреждения;
2. Развивающие. Расширять социальные связи детей с работниками ДОУ и обогатить представления детей о профессии «помощник воспитателя», орудиях труда, трудовых действиях.
3. Развивать образное и пространственное мышление, обогащать словарный запас, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
4. Вызвать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений, интерес к результатам трудовых действий.
5. Воспитательные. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативные развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие
Методы проекта : беседа, наблюдения, чтение художественной литературы, игры: сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, познавательно-игровая образовательная деятельность, квест-игра «Профессия для Маши»
Принципы решения задач проекта :
принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка); принцип гуманизации (предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в нём полноправного партнёра.
принцип дифференциации (заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о работниках ДОУ с учётом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы)
принцип интегративности (реализуется в сотрудничестве с семьёй)
Основные этапы реализации проекта :
1. Подготовительный. Сбор и анализ информациипо теме, создание предметно-развивающей среыд, приобретение художественной и методической литературы.
2. Основной. Проведение ООД, бесед, игр, наблюдений, совместных поделок.
3. Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта :
Интерес детей и родителей;
методические разработки;
интеграция образовательных областей.
Предполагаемые результаты проекта.
1. Освоение доступных знаний о профессиях детского сада, понимание детьми значимости профессии помощника воспитателя.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
4. Умение трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы
5. Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми
6. Проявление признательности и уважения к труду взрослых, умение живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
7. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Реализация проектной деятельности
1 Этап: Организационный
Работа педагога.
1. Разработка плана реализации проекта : постановка цели и задач, определение направлений и методов работы. Обсуждение условий проектной деятельности, плана, сроков проведения мероприятий.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций.
3. Составление конспектов занятий, разработка методических реко мендаций по ознакомлению с профессией помощник воспитателя.
3. Организация развивающей среды в группе : приобретение атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр, материала для организации коллективного труда.
Работа с детьми.
1. Знакомство детей с литературными произведениями: Н. Калинина «Помощники», И. Демьянов «Я теперь большая», А. Кузнецова «Кто умеет», сборник стихов «Маленькие помощники», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», В. Маяковский «Кем быть?», Т,Филлипова «Профессии», Т. Потапова «Беседа с дошкольниками о профессиях» С. Баруздин "Когда не бывает скучно», К. Чуковский «Федорино горе», Б. Заходер «Все работы хороши».
2. Заучивание стихотворения Е. Груданова «Наша нянечка».
3. Загадки о профессиях, предметах труда.
Работа с родителями:
Перед началом работы по проекту мы познакомили родителей с целями, задачами проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи. Мы предложили родителям провести вместе с детьми рассказы о своих профессиях, разнообразные опросы среди близких родственников и знакомых на тему «Профессия», по возможности организовать посещение ребёнком места работы мамы, папы или бабушки, дедушки. Были проведены беседы, консультация "Трудовое воспитание ребёнка в семье", оформлена папка раскладушка «Ранняя профориентация дошкольников.
Обратились к родителям с просьбой в подборке иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.
Было организовано совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
2 этап -основной
Планирование деятельности
В начальной стадии основного этапа были организованы с детьми
беседы «Профессия моих родителей», "Профессии моих близких родственников (бабушки. дедушки, тёти, дяди). Цель: закрепить знания о различных профессиях.
Далее, чтобы сузить круг по решению проблемы нашего проекта, я начала работу более близкого знакомства с профессиями нашего детского сада. В связи с этим была организована следующая работа:
1. Беседа «Профессии детского сада», "Мы - одна семья!"
2. Наблюдения: за трудом повара, музыкального работника, медсестры, за трудом помощника воспитателя.
3. Организованная образовательная деятельность
ООД по конструированию с элементами аппликации. Тема "Чемоданчик для врача".
4. Игры
Д/ и: «Все профессии важны». Цель: закрепить знания детей о профессиях.
Д/и "Что лишнее, д/и "Какая профессия у человека?". Цель: закрепить знания о предметах, орудиях труда, относящихся к определённой профессии.
Дид. игра с использование минутки безопасности "Можно или нельзя" Цель: закрепить знания детей о моментах безопасного поведения в ситуациях разных профессий.
Словесная игра"Кому принадлежат эти фразы?" Цель: вспомнить и назвать, людям каких профессий принадлежат определённые фразы.
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». Цель: закрепление правил поведения в детском саду.
Сюжетно – ролевая игра «Сервировка стола». Цель: закрепление знаний о посуде.
Пальчиковые игры. Цель: развитие мелкой моторики, пополнение словарного запаса.
Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».
Квест-игра «Профессия для Маши»
С помощью трех вопросов "Что я знаю о работе помощника воспитателя? Что хочу узнать? Как узнать? для решения основной задачи проекта была проведена следующая работа:
1. Рассказ помощника воспитателя о своей работе
2. ООД Познание (ОсО) Тема: «Знакомство с профессией помощника воспитателя». Цель: Формирование представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда.
3. Д/ и: «Что нужно для работы помощника воспитателя?». Цель: закрепить знания об орудиях труда помощника воспитателя.
Подвижная игра с мячом «Предметы-помощники». Цель: закрепление знаний детей об орудиях труда помощника воспитателя.
Д/ и: «Оденем куклу на прогулку». Цель: закрепить знания об одежде и о помощи помощника воспитателя
4. Сюжетно – ролевая игра «Уборка». Цель: закрепление знаний об орудиях труда.
Формирование уважения к труду взрослых.
5. Беседа с детьми по теме : "Не сиди, сложа руки - так не будет скуки" Цель: стимулирование детей на желание помогать помощнику воспитателя.
6. Коллективный труд: помощь в сервировке стола; смене постельного белья; влажная уборка группы.
7. ООД по художественному творчеству Тема: «Украшение фартуков дымковской росписью" для подарка помощнику воспитателя.
8. Заучивание стихотворения Е. Груданова «Наша нянечка».
3 этап: Заключительный.
1 Анализ результатов деятельности детей, педагога, родителей.
2. Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта
3. Конспект проекта в копилку методического кабинета
4. Фотопрезентация проведенных мероприятий проекта.
6. Изготовление альбома "О тех, кто рядом".
7. Пополнение центра развития «Сюжетно – ролевые игры» : предметы для уборки, посуда.
План деятельности по проекту
Дата Название мероприятия
15.11 Беседы «Профессия моих родителей», "Профессии моих близких родственников" (бабушки, дедушки, тёти, дяди).
15. 11 Наблюдения: за трудом повара (2 половина дня)
16.11 музыкального работника
16.11 медсестры, за трудом помощника воспитателя.
17.11 Беседа «Профессии детского сада», "Мы - одна семья!" (1половина дня) Заучивание стихотворения Е. Груданова «Наша нянечка
17.11 Д/ и: «Все профессии важны».
д/и "Что лишнее?", д/и "Какая профессия у человека?" (2половина дня)
18.11 ООД по конструированию с элементами аппликации. Тема "Чемоданчик для врача".
18.11 Дид. игра с использование минутки безопасности "Можно или нельзя"; Словесная игра"Кому принадлежат эти фразы?" (2 половина дня)
19.11 Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». (1 половина дня)
19.11 Вечер загадок, пословиц о профессиях (2 половина дня)
22.11 Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Кто что делает», "Чудесный мешочек"
22.11 Квест-игра «Профессия для Маши» (2 половина дня)
23.11 Рассказ помощника воспитателя о своей работе
23.11 ООД Познание (ОсО) Тема: «Знакомство с профессией помощника воспитателя».
24.11 Д/ и: «Оденем куклу на прогулку».
Сюжетно – ролевая игра «Уборка». Сюжетно – ролевая игра «Сервировка стола"( 2 половина дня - по выбору детей)
25. 11 Беседа с детьми по теме : "Не сиди, сложа руки - так не будет скуки" Заучивание стихотворения Е. Груданова «Наша нянечка
25. 11 Коллективный труд: смене постельного белья.
26. 11 ООД по художественному творчеству Тема: «Украшение фартуков дымковской росписью" для подарка помощнику воспитателя.
26. 11 Коллективный труд: влажная уборка группы (2 половина дня)
Продукт проекта : Изготовление альбома "О тех, кто рядом"
Результат проекта : сформированность у детей первоначальных представлений о профессиях детского сада, точных представлений о работе помощника воспитателя.
Заключение. Проект помог выстроить у детей систему по формированию знаний о трудовых процессах помощника воспитателя, о каждом компоненте его труда и общественной значимости результатов его труда. Дети воодушевились помогать Марине Григорьевне, так как проект помог осознать, что наша группа - одна большая семья! Его основная идея помогла повысить для родителей престиж работников ДОУ как компетентных работников, ежедневная работа которых способствует успешному развитию и воспитанию детского коллектива. В перспективе у нас новые проекты, которые затрагивают темы профессий. Надеемся, что они помогут детям заложить основы для профессионального самоопределения в будущем!
Список использованной литературы и источников:
Методическая литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : Мозаика - Синтез, 2014.-352с.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие/ Н. В. Алешина. 0М. : "Педагогическое Общество России, 2000.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие/ В. П. Кондрашов. Балашов: Изд-во "Николаев" 2004.
4. Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?» - М., 2014 г. - 95 с. 3. Г. Харенко, К. 5. Ткаченко «Мамины и папины профессии», – М., АСТ - ПРЕСС, 2008 г. – 58 с.
6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет/ Т. В. Потапова. - М: ТЦ Сфера, 2005,2008.(Серия "Вместе с дошкольниками")
Художественная литература:
Н. Калинина «Помощники».
И. Деемьянов «Я теперь большая».
А. Кузнецова «Кто умеет».
Е. Груданов «Наша нянечка».
К. Чуковский «Федорино горе».
Б. Заходер «Все работы хороши».
В. Маяковский «Кем быть?».
Сборник стихов «Маленькие помощники».
Стихи о няне.
Сборник стихов и рассказов о профессиях.
Загадки о професс