Людмила Карнович
Проект «О питании — всерьёз»
▼ Скачать + Заказать документы
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!
1. Паспорт проекта.
Цель проекта : Создание условий для формирования знаний детей о правилах здорового питания через ознакомление дошкольников с информацией о продуктах, приносящих пользу или вред нашему организму, пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада.
Публикация «Проект „О питании — всерьёз“» размещена в разделах
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Тип проекта : образовательный, информационно-познавательный
Продолжительность: сентябрь – май
Участники: воспитанники поготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Проблема: Большинство детей отдают предпочтение «вредной» пище. Причина: недостаток знаний у детей о правилах здорового питания и их отказ от полезных продуктов в детском саду и дома.
Актуальность: Правильное питание детей - залог их здоровья в будущем. Это источник энергии и лекарство от многих болезней. Если мы, взрослые, действительно хотим, чтобы наши дети имели крепкое здоровье, сильный иммунитет, были красивыми, физически и духовно активными, то правильное питание должно стать основой их жизни. Правильно организовать питание детей дошкольного возраста - это одна из главных задач детского сада и родителей.
Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:
- полноценным - содержать в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду;
- разнообразным - состоять из продуктов растительного и животного происхождения;
- доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и полезной и безопасной.
- достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям здоровое питание из - за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Из - за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок, что ведёт к заболеваниям ЖКТ.
Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. От неконтролируемого потока рекламы «вредных» продуктов у детей формируются искажённые взгляды на питание.
У будущих школьников недостаточно сформировано осознанное отношение к своему питанию. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Важно, чтобы у ребёнка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи организма и питания. Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Важно дать детям представление о полезной пище, о витаминах и их пользе для здоровья человека, о культуре питания.
Предполагаемый результат проекта :
Дети:
1. Дошкольники получат первоначальные знания о правильном питании, витаминах, полезных продуктах, их ценности для организма.
2. Расширится словарный запас детей.
3. Сформируется потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты.
Родители:
1. Повысится уровень знаний родителей о правильном питание детей.
2. Сформируется интерес и стремление к здоровому питанию в семье.
3. Обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.
Педагоги:
1. Расширят свои знания о правильном питании, будут проводить наблюдения и контроль за качеством питания в группе.
2. Календарно-тематическое планирование
Месяц Тема Мероприятия Цель
сентябрь Что мы знаем о витаминах? НОД: «Витаминные продукты»
Беседа по иллюстрациям№ «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Игра «Угадай по вкусу»
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» Познакомить детей с витаминами, их роли в жизни человека, в каких продуктах содержатся; показать значимость для организма овощей, фруктов, ягод.
октябрь Этикет за столом. НОД: «Культура поведения за столом. Правила питания».
Тренинговая игра: «Случай во время обеда».
Конкурс: «Самый аккуратный за столом».
Познакомить с правилами этикета и поведения за столом, в гостях, в общественных местах питания (кафе, ресторан).
ноябрь Сервировка стола. Дежурство по столовой. Беседа: «Дежурство по столовой (сервировка стола)»
Фотоконкурс «Традиции семейного обеда»
Закрепить навыки правильной сервировки, формировать привычку правильно пользоваться столовыми приборами в детском саду и дома.
декабрь Ох уж эти сладости! Беседа «Готовим новогодние подарки для куклы»
Рисование «Полезные вкусности» Д. и. «Что лишнее?»
Создание праздничного настроения, дать представления о вреде и пользе для организма чрезмерного и умеренного употребления сладостей. Развивать умение сравнивать, обобщать.
январь Пейте, дети, молоко! Просмотр презентации: «Ох уж это молочко», «Молоко и молочные продукты»
Пополнение атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин» Показать детям полезные свойства молока и необходимость употребления его в пищу, познакомить с разнообразием молочных продуктов.
февраль Хлеб - всему голова! НОД «Плох обед, если хлеба нет» Экскурсия на хлебопекарню.
НОД Лепка «Бублики, баранки, сушки»
Рисование «Хлеб – всему голова» Рассказать детям о ценности хлеба и труде людей по его изготовлению.
Дать представление о разнообразии хлебобулочных изделий и их полезных свойствах. Расширять представления о бытовой технике, посуде, предметах, необходимых для приготовления хлебобулочных изделий.
март Варись, варись, кашка! Беседа: «Расскажем мышке о кашке».
Дидактическая игра: «Варим кашу».
Просмотр презентации «Каша – радость наша». Показать детям разнообразие злаковых и их пользе, приготовление разнообразных каш.
апрель «Гости из рекламы» Ситуативный разговор «Может ли навредить еда?»
Презентация: «Режим питания. Как правильно есть?»
Опыты с водой: «Чем утолить жажду?» Познакомить детей с продуктами, которые могут навредить здоровью, с правилами хранения продуктов.
май Мы – за здоровое питание! Выставка рисунков и фотографий.
Составление кулинарной книги домашних рецептов. Обобщить и систематизировать знания и представления детей и родителей о правильном питании.
3. Краткое описание системы работы
Реализация проекта предполагает активное участие родителей в запланированных мероприятиях. Первоначальные представления родителей о принципах здорового питания были сформированы через такие формы работы, как — цикл бесед, плакат, наглядно-информационные формы работы и другие. Из цикла бесед родители узнали о пользе молочных продуктов,витаминов, о пирамиде питания, о том стоит ли включать в рацион ребёнка сладости и какие. Воспитатели рассказали о меню детского сада, какие нормы по каждому виду продуктов мы должны соблюдать, предложили рецепты приготовления блюд дома по рецептуре детского сада. Об использовании фруктовых напитков с целью повышения иммунитета у детей родители узнали из информационных буклетов.
Яркий красочный плакат «Это - полезно!» и выставка книг «Азбука здорового питания» привлекли особое внимание не только родителей, но и детей.
Вместе с героями мультфильма «Смешарики» дети смогли расширить свои знания о вредных и полезных продуктах, о режиме питания, о содержание в продуктах различных красителей, стабилизаторов, ароматизаторов.
О том, как важно для полноценного развития детского растущего организма, использовать в рационе питания все группы продуктов, как правильно составить меню для ребёнка, родители смогли узнать из папки передвижки «Сбалансированный рацион питания».
Для родителей был изготовлен информационный стенд «Каша – радость наша, хлеб ржаной – отец родной!», «Вкусно и полезно!». Семьи имели возможность красиво оформить фото «Традиции семейного обеда», рецепт любимого блюда и поместить его на стенде, для обмена опытом. Информация на стенде менялась еженедельно, стенд действовал в течение месяца. Итоговым мероприятием стал «Званый ужин» с приглашением родителей на ужин в детском саду.
Родители вместе с детьми получили возможность проявить свои творческие способности при изготовлении рисунков «Здоровое питание детей». Для родителей группы мы провели родительское собрание «Здоровое питание детей. Витамины и полезные продукты», на котором родители поделились своим опытом составления меню выходного дня для своего ребенка. В игровом задании «Рейтинг вредности» мы предложили родителям десять блюд, любимых детьми (пельмени, блины, колбаса, сок, куриная котлета, творожная запеканка, а родители определили места блюд в рейтинге вредности. После бурного обсуждения мамы и папы выбрали самый вредный продукт (колбаса) и самый полезный (свежевыжатый сок).
В заключительной части собрания родители передавали друг другу игрушку «витаминку» со словами: «Мой ребёнок будет здоров, если я (буду соблюдать режим питания, не буду покупать ему чипсы и т. д.)». Вариантами ответов были – если не буду покупать чипсы, если я чаще буду давать ему фрукты, если я буду соблюдать режим питания своего ребёнка и другие.
Работу с детьми по реализации проекта мы начали с беседы «О правильном питании и пользе витаминов», где детям было рассказано о том, что такое правильное питание, о вредных и полезных продуктах, о необходимых для организма витаминах, о пользе молочных продуктов.
В вечернее время организовывали с детьми свободную художественную деятельность для закрепления знаний об овощах и фруктах, об их полезных свойствах для организма человека. Детям предлагалось рисовать, лепить и раскрашивать различные овощи и фрукты по шаблонам, раскраскам.
Помимо этого во время режимных моментов мы планировали с детьми чтение художественной литературы, познакомили детей с такими произведениями как «Горшок каши» Б. Гримм, «Яблоко» В. Сутеев, «Слава хлебу!» С. Погореловский и др. По данной теме для разучивания с детьми нами были подобраны пальчиковые игры: «Фруктовая ладошка», «Ягоды», «Овощи» и др., дидактические игры: «Что сажают в огороде?» и т. д.
Во время дежурства мы закрепляли с детьми элементарные правила сервировки стола, обращали внимание на правила поведения за столом в процессе приёма пищи. Готовили витаминные салаты, ели фрукты.
Полученные представления дети могли применить в сюжетно-ролевых играх «Кафе», «Столовая», «Продуктовый магазин». Очень большой интерес у детей вызвала экскурсия на пищеблок детского сада и на поселковую хлебопекарню. Дети ближе познакомились с теми, кто готовит им вкусные каши, полезные салаты и компоты. На хлебопекарне познакомились с процессом выпечки хлеба, профессией пекаря.
К концу проекта мы с детьми сделали плакаты: «Это полезно» и «Это вредно», где закрепили и вспомнили все наши полученные знания. «Правильное питание - залог здоровья», где закрепили и вспомнили пословицы и заповеди правильного питания.
По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема здорового питания детей заинтересовала наших родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания. Родители перестали давать детям в детский сад сладости, жевательную резинку, сухарики и чипсы.
В результате работы с детьми, при реализации данного проекта, были достигнуты следующие задачи: у детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков.
Дети научились узнавать овощи и фрукты при помощи анализаторов (на вкус и запах). Дети умеют применять элементарные правила сервировки стола во время дежурства.
Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.
3.1. Основные этапы реализации методики, продолжительность реализации каждого из этапов
I этап – организационный, подготовительный (1 неделя сентября).
1. Подбор наглядных и дидактических материалов: презентации, фото- и видеосюжеты, тематические картинки, фотографии, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, картинки вредных и полезных продуктов, плакаты о правильном питании.
2. Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, мини-рассказы, загадки по теме, сказки.
3. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления плакатов по теме проекта, атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Кухня», «Магазин»; схемы - модели сервировки столов.
4. Подбор консультаций для родителей, анкет.
5. Подборка мультфильмов о здоровом образе жизни, о здоровом питании.
6. Организация экскурсий на пищеблок детского сада, поселковую хлебопекарню.
7. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
8. Обсуждение цели и задач с детьми, родителями. Оповещение родителей о реализации проекта.
II этап - основной этап реализации проекта (практический). (с 2 недели сентября до 1 мая)
1. Проведение мероприятий с детьми согласно календарно-тематическому планированию.
2. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию знаний дошкольников о здоровом питании.
3. Реализация проекта через разные виды совместной и самостоятельной деятельности:
- проведение бесед с детьми,
- рассматривание пособий,
- художественно – творческая деятельность,
- проведение дидактических и настольных игр,
- разучивание стихов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок по теме,
- чтение художественной литературы,
- организация фотовыставки,
- просмотр мультфильмов и презентаций, видеороликов,
- экскурсии на пищеблок детского сада и поселковую хлебопекарню,
- консультации с родителями,
- сюжетно-ролевые игры,
- подвижные игры,
- дежурство по столовой.
III этап – заключительный. (май)
1. Обобщение опыта формированию основ здорового питания через организацию :
- фотовыставки,
- оформление уголка здоровья «Здоровый дошкольник – успешный школьник»,
- оформление папок – передвижек для родителей: «Основные принципы здорового питания дошкольника», «Для чего нужны витамины», «Кормление ребёнка во время болезни», «В каких продуктах содержатся витамины», «Как приготовить кашу на молоке (гречневую, рисовую, пшенную, манную и т. д.)»
- Коллективные работы: «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Каша – здоровье наше!», «Сервировка стола», «Откуда хлеб пришёл».
- оформление групповой книги домашних рецептов «Книга о вкусной и здоровой пище».
3.2. Основные воспитательные и образовательные задачи проекта.
Образовательные задачи:
1. Формировать представления о правилах здорового питания, пользе натуральных продуктов.
2. Формировать интерес и готовность к соблюдению правил рационального здорового питания.
3. Познакомить с понятием «Витамины», с группами витаминов и продуктов, в которых содержатся данные витамины.
4. Развивать творческие способности, кругозор, познавательную деятельность, умение работать сообща
5. Обогащать представления о пользе витаминов и их влиянии на организм человека.
6. Способствовать эмоционально-волевому развитию, обогащению и активизации словаря, развитию словесно-логического мышления, воображения, внимания.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать осознанное отношение к здоровому питанию, к выполнению правил рационального здорового питания.
2. Формировать представления детей о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.
Для родителей:
1. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
2. Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по данной теме.
3. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказании им практической помощи в получении знаний с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребёнка.
4. Способствовать созданию активной позиции родителей и желание употреблять в пищу полезные продукты, как составной части сохранения и укрепления здоровья своего и ребёнка.
3.3. основные формы и направления педагогической работы, используемые при реализации проекта :
Основные формы и методы реализации проекта :
- беседы,
- совместная образовательная деятельность,
- наблюдения,
- детское творчество,
- сюжетно-ролевые игры,
- конкурсы, выставки,
- работа с родителями, анкетирование,
- чтение художественной литературы,
- просмотр мультфильмов,
- дидактические и подвижные игры,
- развлечения,
- экскурсии.