Сумская Вера Витальевна
Проект «О героях былых времён. Смоленское сражение»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
г. Ярцево Смоленской области.
Проект к 75 – летию Смоленского сражения «О героях былых времён…»
Тип проекта : познавательный, информационно – творческий.
Продолжительность: средне - срочный, 2 месяца.
Сроки реализации:
Участники проекта : дети подготовительной группы №1, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „О героях былых времён, Смоленское сражение“» размещена в разделах
Автор проекта : воспитатель Сумская Вера Витальевна.
Место проведения: МБДОУ.
Актуальность.
Воспитание в детях чувства патриотизма как важнейшего духовно - патриотического качества, воспитание уважения к истории своей Родины, формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне – чрезвычайно актуальные задачи в современном обществе. День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Гордость переполняет наши души, когда мы проходим в Бессмертном полку. И очень важно помочь понять нашим детям, что и они имеют, пусть опосредованное отношение к тем далеким военным событиям - Смоленскому сражению.
Проблема.
75-летие Смоленского сражения – одна из героических дат в истории великой победы в Великой Отечественной Войне. Знакомство с героическим прошлым нашего региона, с мужеством и отвагой русских людей – неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания.
В ходе бесед с детьми и анкетирования родителей выяснилось, что семьи недостаточно осведомлены о военной истории нашего края. Нет и соответствующей литературы. У детей нет представлений о картине войны, о боевых действиях, которые проходили в годы ВОВ на территории Смоленской области, о героях-победителях. Поэтому мы решили провести работу, чтобы военная история нашего края стала близкой и понятной детям.
Цель проекта.
1. Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.
2. Создание условий для ознакомления детей с героическим прошлым Смоленского края в Великую Отечественную Войну; формирование знаний о Смоленском сражении, чувства патриотизма, гордости за Великую Победу, уважения к ветеранам.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Расширять знания о Смоленском сражении, о защитниках Отечества, о функциях армии.
2. Познакомить с именами и подвигами героев, защищающих город Смоленск, Ярцево.
3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения.
4. Увековечивание памяти о переломных сражениях Великой Отечественной войны.
5. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Организовать взаимодействие с родителями по формированию знаний о Великой Отечественной войне.
3. Создать предметно-пространственную среду в группе по теме "Великая Отечественная война. Смоленское сражение».
4. Организовать образовательный процесс на основе совместного детско-родительского поиска информации.
Для родителей:
1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.
2. Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
3. Способствовать сохранению связи поколений.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
Заинтересованность детей темами «О героях былых времён. Смоленское сражение», «Города – герои. Смоленск – город герой», проявление их познавательной активности.
Получение новых знаний о героическом прошлом своего народа.
Знание военной техники, наград.
Воспитание любви, доброты, сопереживания.
Для воспитателя:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.
Для родителей:
Расширение партнёрских отношений с педагогами.
Содействие в сборе материалов для обогащения развивающей среды по патриотическому воспитанию: создание альбомов «Медали и ордена Великой Отечественной войны», «Город - герой Смоленск», изготовление коллажа «Миру-мир, войны не нужно!».
Повышение педагогической культуры.
Проявление интереса к совместной деятельности с детьми, воспитателями.
Формы реализации проекта :
- система НОД (по тематике проекта);
- диагностические беседы с детьми;
- анкетирование родителей;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы, разучивание стихов, песен, слушание музыки военной тематики;
- продуктивная деятельность;
- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, подвижные, дидактические игры.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Сбор информации по теме, подбор и изучение методической литературы.
Изучение передового педагогического опыта по данной теме.
Информационно-методическое обеспечение проекта : информирование участников проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
Подбор необходимых пособий.
Составление плана работы.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Выставка художественной литературы о Великой Отечественной Войне и Смоленском Сражении.
Создание выставки «Что осталось от войны».
Мини-выставка репродукций картин и фотографии военных лет.
Беседы.
«Великая Отечественная Война»;
«Что такое героизм?»;
«Дети и война»;
«Письма с фронта»;
«Земляки – фронтовики»;
«Партизанское движение в годы ВОВ»;
«Женщины медики – герои войны»;
«Родина мать зовёт» по плакату времён Великой Отечественной Войны художника Ираклия Тоидзе.
Беседы с презентациями:
1. «Города – герои. Смоленск – город герой».
Цель: познакомить детей с героическими подвигами солдат. Формировать понимание патриотического подвига советского народа.
2.«О героях былых времён…» Смоленское сражение. Соловьёва переправа.
Цель: познакомить детей с событием, повлиявшим на ход войны.
Дидактические игры.
1. «Найди по описанию»;
2. «Памятные места нашего края»;
3. «Собери вещмешок» ( закрепление названий: котелок, фляжка, зажигалка, планшет);
4. «Подбери картинку»;
5. «Воину – солдату своё оружие»;
6. «Чья форма»;
7. «Что изменилось»;
8. «Военный транспорт».
НОД.
Образовательная деятельность.
1. «Награды победы. История георгиевской ленточки».
2.«Мы помним героев. Защитники Смоленска и Ярцева».
3. Рассматривание репродукции картины А. Дейнеки «Сожженная деревня».
4. Развитие речи «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель».
Продуктивная деятельность.
Рисование.
1.«Салют Победы»;
2. «Труженики тыла»;
Конструирование из бумаги.
1. «Эскадрилья самолётов»;
2. Изготовление фронтового треугольника-письма.
Аппликация «Медаль за оборону Смоленска».
Лепка «Военная техника».
Чтение художественных произведений.
1. А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», «Письмо с фронта».
2. Сборники рассказов С. Алексеева «Дети — герои ВОВ», «Герои ВОВ», «Рассказы о ВОВ», «Первая колонна», «Первый ночной таран».
3. Л. Кассиль из книги «Твои защитники», «Дорогие мои мальчишки», «Памятник советскому солдату».
4. Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат».
5. С. Баруздин «Рассказы о войне», главы из книги «Шёл по улице солдат».
6. К. Симонов «Жди меня».
7. Разучивание пословиц и поговорок о мужестве, смелости и стойкости воинов.
Подвижные игры.
1. «Попади в цель».
2. «Разведчики» (жмурки с колокольчиком).
3. «Встречные перебежки».
4. «На границе».
5. «Сапёры».
6. «Артиллеристы».
7. «Пробеги тихо мимо дозора».
8. «Кто дальше».
Физкультурный досуг «Курсы молодого бойца».
Рассматривание тематических альбомов.
«Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Летопись военных лет», «Памятные места Смоленска», «Памятные места города Ярцево».
Сюжетно-ролевые игры.
1. «Пограничники»;
2. «Моряки»;
3. «Медсёстры»;
4. «Танкисты»;
5. «Разведчики»;
6. «Летчики».
Слушание музыкальных произведений.
1. «О героях былых времен…» из кинофильма «Офицеры»
2. муз. Р. Хозак, сл. Е. Огранович;
3. «Прощание славянки» муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева;
4. «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача;
5. «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова;
6. «Вечный огонь» муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова;
7. «Последний бой» М. Ножкин;
8. «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова;
9. «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского;
10. «Эх, дороги» муз. Анатолия Новикова, сл. Льва Ошанина;
11. «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина;
12. «Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова.
Конкурс чтецов «Мы чтим и помним».
Конкурс рисунка на асфальте на территории ДОУ «Миру – мир!».
Праздничное мероприятие на базе ДОУ «Мы – правнуки Великой Победы».
Экскурсия в краеведческий музей МБОУ СШ №10.
Цель: закреплять представление детей о ВОВ, продолжать знакомить с воинами-героями.
Аллея «Сирень победы» в нашем детском саду (посадка сирени детьми совместно с педагогами на территории ДОУ).
Семейные экскурсии к местам боевой славы. Наш город хранит память о том трудном времени. Понять и осознать это поможет нашим детям семейная экскурсия к Мемориалу в микрорайоне Яковлево, аллее Славы и другим памятным местам нашего города.
Участие совместно с родителями в акции «Бессмертный полк».
Работа с родителями.
Коллаж «Миру-мир, войны не нужно!».
Консультация для родителей на тему: «Память прошлых лет. Смоленское сражение».
Консультация для родителей: «Как рассказать ребёнку о войне?».
Участие в акции «Бессмертный полк».
Оформление выставочного стенда «Бессмертный полк».
Семейные экскурсии к местам боевой славы.
Продукт проектной деятельности.
Вернисаж детского творчества, посвящённого 75 – летию Победы.
Коллаж «Миру-мир, войны не нужно!».
Выставка «Что осталось от войны».
Мини-выставка репродукций картин и фотографии военных лет.
Презентации «О героях былых времён… Смоленское сражение», «Города – герои. Смоленск – город герой».
Тематические альбомы «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Летопись военных лет», «Памятные места Смоленска», «Памятные места города Ярцево».
1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Презентация проекта. Подведение итогов.
Литература.
1. Веракса Н. Е. «От рождения до школы». / Примерная общеобразовательная программа. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
2. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э. Я. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
3. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т. И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
4. Учебно-методическое: Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
5. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
6. Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010г.
Интернет ресурсы:
1. Картинки https://yandex. ru/images/? clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
2. Стихи для детей о ВОВ https: //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
3. Детские песни о войне https: //allforchildren. ru/songs/vov. Php
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
г. Ярцево Смоленской области.
Проект к 75 – летию Смоленского сражения «О героях былых времён…»
Тип проекта : познавательный, информационно – творческий.
Продолжительность: средне - срочный, 2 месяца.
Сроки реализации:
Участники проекта : дети подготовительной группы №1, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители.
Автор проекта : воспитатель Сумская Вера Витальевна.
Место проведения: МБДОУ.
Актуальность.
Воспитание в детях чувства патриотизма как важнейшего духовно - патриотического качества, воспитание уважения к истории своей Родины, формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне – чрезвычайно актуальные задачи в современном обществе. День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Гордость переполняет наши души, когда мы проходим в Бессмертном полку. И очень важно помочь понять нашим детям, что и они имеют, пусть опосредованное отношение к тем далеким военным событиям - Смоленскому сражению.
Проблема.
75-летие Смоленского сражения – одна из героических дат в истории великой победы в Великой Отечественной Войне. Знакомство с героическим прошлым нашего региона, с мужеством и отвагой русских людей – неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания.
В ходе бесед с детьми и анкетирования родителей выяснилось, что семьи недостаточно осведомлены о военной истории нашего края. Нет и соответствующей литературы. У детей нет представлений о картине войны, о боевых действиях, которые проходили в годы ВОВ на территории Смоленской области, о героях-победителях. Поэтому мы решили провести работу, чтобы военная история нашего края стала близкой и понятной детям.
Цель проекта.
1. Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.
2. Создание условий для ознакомления детей с героическим прошлым Смоленского края в Великую Отечественную Войну; формирование знаний о Смоленском сражении, чувства патриотизма, гордости за Великую Победу, уважения к ветеранам.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Расширять знания о Смоленском сражении, о защитниках Отечества, о функциях армии.
2. Познакомить с именами и подвигами героев, защищающих город Смоленск, Ярцево.
3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения.
4. Увековечивание памяти о переломных сражениях Великой Отечественной войны.
5. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Организовать взаимодействие с родителями по формированию знаний о Великой Отечественной войне.
3. Создать предметно-пространственную среду в группе по теме "Великая Отечественная война. Смоленское сражение».
4. Организовать образовательный процесс на основе совместного детско-родительского поиска информации.
Для родителей:
1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.
2. Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
3. Способствовать сохранению связи поколений.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
Заинтересованность детей темами «О героях былых времён. Смоленское сражение», «Города – герои. Смоленск – город герой», проявление их познавательной активности.
Получение новых знаний о героическом прошлом своего народа.
Знание военной техники, наград.
Воспитание любви, доброты, сопереживания.
Для воспитателя:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.
Для родителей:
Расширение партнёрских отношений с педагогами.
Содействие в сборе материалов для обогащения развивающей среды по патриотическому воспитанию: создание альбомов «Медали и ордена Великой Отечественной войны», «Город - герой Смоленск», изготовление коллажа «Миру-мир, войны не нужно!».
Повышение педагогической культуры.
Проявление интереса к совместной деятельности с детьми, воспитателями.
Формы реализации проекта :
- система НОД (по тематике проекта);
- диагностические беседы с детьми;
- анкетирование родителей;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы, разучивание стихов, песен, слушание музыки военной тематики;
- продуктивная деятельность;
- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, подвижные, дидактические игры.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Сбор информации по теме, подбор и изучение методической литературы.
Изучение передового педагогического опыта по данной теме.
Информационно-методическое обеспечение проекта : информирование участников проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
Подбор необходимых пособий.
Составление плана работы.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Выставка художественной литературы о Великой Отечественной Войне и Смоленском Сражении.
Создание выставки «Что осталось от войны».
Мини-выставка репродукций картин и фотографии военных лет.
Беседы.
«Великая Отечественная Война»;
«Что такое героизм?»;
«Дети и война»;
«Письма с фронта»;
«Земляки – фронтовики»;
«Партизанское движение в годы ВОВ»;
«Женщины медики – герои войны»;
«Родина мать зовёт» по плакату времён Великой Отечественной Войны художника Ираклия Тоидзе.
Беседы с презентациями:
1. «Города – герои. Смоленск – город герой».
Цель: познакомить детей с героическими подвигами солдат. Формировать понимание патриотического подвига советского народа.
2.«О героях былых времён…» Смоленское сражение. Соловьёва переправа.
Цель: познакомить детей с событием, повлиявшим на ход войны.
Дидактические игры.
1. «Найди по описанию»;
2. «Памятные места нашего края»;
3. «Собери вещмешок» ( закрепление названий: котелок, фляжка, зажигалка, планшет);
4. «Подбери картинку»;
5. «Воину – солдату своё оружие»;
6. «Чья форма»;
7. «Что изменилось»;
8. «Военный транспорт».
НОД.
Образовательная деятельность.
1. «Награды победы. История георгиевской ленточки».
2.«Мы помним героев. Защитники Смоленска и Ярцева».
3. Рассматривание репродукции картины А. Дейнеки «Сожженная деревня».
4. Развитие речи «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель».
Продуктивная деятельность.
Рисование.
1.«Салют Победы»;
2. «Труженики тыла»;
Конструирование из бумаги.
1. «Эскадрилья самолётов»;
2. Изготовление фронтового треугольника-письма.
Аппликация «Медаль за оборону Смоленска».
Лепка «Военная техника».
Чтение художественных произведений.
1. А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», «Письмо с фронта».
2. Сборники рассказов С. Алексеева «Дети — герои ВОВ», «Герои ВОВ», «Рассказы о ВОВ», «Первая колонна», «Первый ночной таран».
3. Л. Кассиль из книги «Твои защитники», «Дорогие мои мальчишки», «Памятник советскому солдату».
4. Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат».
5. С. Баруздин «Рассказы о войне», главы из книги «Шёл по улице солдат».
6. К. Симонов «Жди меня».
7. Разучивание пословиц и поговорок о мужестве, смелости и стойкости воинов.
Подвижные игры.
1. «Попади в цель».
2. «Разведчики» (жмурки с колокольчиком).
3. «Встречные перебежки».
4. «На границе».
5. «Сапёры».
6. «Артиллеристы».
7. «Пробеги тихо мимо дозора».
8. «Кто дальше».
Физкультурный досуг «Курсы молодого бойца».
Рассматривание тематических альбомов.
«Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Летопись военных лет», «Памятные места Смоленска», «Памятные места города Ярцево».
Сюжетно-ролевые игры.
1. «Пограничники»;
2. «Моряки»;
3. «Медсёстры»;
4. «Танкисты»;
5. «Разведчики»;
6. «Летчики».
Слушание музыкальных произведений.
1. «О героях былых времен…» из кинофильма «Офицеры»
2. муз. Р. Хозак, сл. Е. Огранович;
3. «Прощание славянки» муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева;
4. «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача;
5. «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова;
6. «Вечный огонь» муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова;
7. «Последний бой» М. Ножкин;
8. «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова;
9. «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского;
10. «Эх, дороги» муз. Анатолия Новикова, сл. Льва Ошанина;
11. «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина;
12. «Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова.
Конкурс чтецов «Мы чтим и помним».
Конкурс рисунка на асфальте на территории ДОУ «Миру – мир!».
Праздничное мероприятие на базе ДОУ «Мы – правнуки Великой Победы».
Экскурсия в краеведческий музей МБОУ СШ №10.
Цель: закреплять представление детей о ВОВ, продолжать знакомить с воинами-героями.
Аллея «Сирень победы» в нашем детском саду (посадка сирени детьми совместно с педагогами на территории ДОУ).
Семейные экскурсии к местам боевой славы. Наш город хранит память о том трудном времени. Понять и осознать это поможет нашим детям семейная экскурсия к Мемориалу в микрорайоне Яковлево, аллее Славы и другим памятным местам нашего города.
Участие совместно с родителями в акции «Бессмертный полк».
Работа с родителями.
Коллаж «Миру-мир, войны не нужно!».
Консультация для родителей на тему: «Память прошлых лет. Смоленское сражение».
Консультация для родителей: «Как рассказать ребёнку о войне?».
Участие в акции «Бессмертный полк».
Оформление выставочного стенда «Бессмертный полк».
Семейные экскурсии к местам боевой славы.
Продукт проектной деятельности.
Вернисаж детского творчества, посвящённого 75 – летию Победы.
Коллаж «Миру-мир, войны не нужно!».
Выставка «Что осталось от войны».
Мини-выставка репродукций картин и фотографии военных лет.
Презентации «О героях былых времён… Смоленское сражение», «Города – герои. Смоленск – город герой».
Тематические альбомы «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Летопись военных лет», «Памятные места Смоленска», «Памятные места города Ярцево».
1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Презентация проекта. Подведение итогов.
Литература.
1. Веракса Н. Е. «От рождения до школы». / Примерная общеобразовательная программа. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
2. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э. Я. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
3. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т. И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
4. Учебно-методическое: Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
5. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
6. Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010г.
Интернет ресурсы:
1. Картинки https://yandex. ru/images/? clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
2. Стихи для детей о ВОВ https: //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
3. Детские песни о войне https: //allforchildren. ru/songs/vov. Php