шабанникова марина
Проект о дружбе в средней группе
СОДЕРЖАНИЕ
I. Паспорт проекта …
II. Введение ….
2.1. Актуальность ….
2.2. Цели и задачи проекта ….
2.3. Методы и формы работы ….
2.4. Ожидаемые результаты ….
III. Содержание мероприятий ….
3.1 Подготовительный этап ….
3.1.1 Работа с родителями….
3.2 Основной этап…
3.3 Заключительный этап….
IV. Литература …
V. Приложения ….
I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта Воспитатель первой квалификационной категории Шабанникова М. В.
Публикация «Проект о дружбе в средней группе» размещена в разделах
Полное наименование проекта Педагогический проект : «Дружба – это чудо!».
Цель проекта Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, быть сдержанными, уметь работать в коллективе.
Сроки 1 октября 2020г. -31 октября 2020г.
Участники Воспитанники второй младшей группы (33 чел., родители.
Тип проекта Социально-личностный
По территории реализации Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения
Этапы реализации проекта • Подготовительный.
• Основной.
• Заключительный.
Форма презентации продукт Коробка мирилка.
II. ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача воспитателей и родителей.
1.1. Актуальность
Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.
Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга.
Именно общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребёнка, т. е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому ребенку, эмпатия, ценность совместной деятельности.
В этом возрасте ценность детской площадки измеряется не горками и качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба - дело непростое. Задача не из легких научить карапузов играть рядом, обмениваться игрушками и не бросаться песком.
Новые проблемы намного сложнее - как показать ребенку несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба - это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще - вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.
Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития коммуникативных компетенций, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.
Работая с детьми 3-4 лет, мы обратили внимание, что детям этого возраста свойственны попытки получить все с помощью бурных слез. Иногда ребенок бросается на пол, кричит, отбирает силой желаемое, ломает постройки детей, дерется, кусается. Многие дети, особенно впервые пришедшие в группу, боятся и сторонятся сверстников, предпочитают лишь наблюдать за их игрой со стороны.
Проблема: Неумение общаться, поддерживать дружеские отношения.
Гипотеза проекта : Если будут созданы благоприятные условия для общения детей друг с другом в игре, совместной деятельности, то развитие доброжелательности относительно к сверстникам, умение оценивать поступки друзей, сформируют нравственные качества, правильное представление о дружбе.
1.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта : Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, быть сдержанными, уметь работать в коллективе.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
• Формировать представление о дружбе, друзьях.
• Воспитывать культуру межличностных отношений
• Обогатить и активизировать словарь по теме «Дружба»
• Создать дружный коллектив детей
• Привлечь родителей к участию в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта.
В соответствии с ФГОС ДО проект «Давай дружить» реализовывается в ходе интеграции следующих образовательных областей:
• образовательная область «Познавательное развитие»
• образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• образовательная область «Речевое развитие»
• образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1.3. Методы и формы работы
Используемые методы в работе:
- Наблюдение
- словесный;
- практический;
- наглядный
Используемые формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, мирилок – которые помогают детям помириться;
- дидактические, сюжетно – ролевые, пальчиковые, театрализованные игры.
1.4. Ожидаемый результат
1. У детей сформируются представления о дружбе и дружеских взаимоотношениях между сверстниками.
2. Дети приобретут навыки взаимопомощи.
3. Закрепятся навыки совместной игры.
4. У родителей сформируются представления о друзьях своих детей.
III. СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
3.1 Подготовительный этап
Методическая работа:
1) Изучение методической литературы по социально-коммуникативному развитию младших дошкольников.
2) Составление перспективного плана мероприятий.
3) Изучение литературы по теме «Дошкольная медиация как способ формирование образовательной среды».
4) Разработка консультаций для родителей.
Организация предметно - развивающей среды :
1) Подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия, песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта в соответствии с возрастом детей.
2) Разработка картотеки игр на развитие навыков общения младших дошкольников.
Необходимые условия для реализации проекта :
-заинтересованность родителей и детей;
-методические разработки.
Ресурсы:
Учебно - методические:
- художественная литература;
- методическая литература;
- наглядный иллюстративный материал;
- мультимедийные презентации;
- дидактические игры;
- интернет – ресурсы.
Материально-технические:
- ноутбук;
- маски и костюмы для проведения праздников и спортивных игр, спортивный инвентарь, дидактический материал для самостоятельной деятельности.
Нормативно-правовые:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012года №273 – ФЗ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013года № 1155);
- Соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ;
- Устав ДОУ;
- Договор с родителями
3.1.1 Работа с родителями.
Задачи по работе с родителями:
1) Информатизация родителей по данной теме проектной деятельности;
2) Разработка консультаций и бесед для родителей на тему проекта.
3) размещение видеороликов с участием детей «Наша дружная группа» в родительской группе WhatsApp.
3.2 Основной этап.
Срок Совместная деятельность взрослого и ребенка Содержание работы Ответственные
1 неделя
Беседа: «О дружбе».
Формировать умение детей помогать друг другу, жить дружно. Воспитатели
ООД
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Формировать умение детей объяснять поступки персонажей, оценивать их, выяснить, как дети понимают. Воспитатели
Заучивание «Мирилки».
Формировать умение детей мириться с помощью «мирилки». Воспитатели
Хороводная игра: «Хоровод».
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Воспитатели
Консультация для родителей «Учим детей дружить» Воспитатели
Речевая игра: «Обзывалки».
Обогащать словарный запас детей уменьшительно-ласкательными словами. Воспитатели
Чтение рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно». К. Д. Ушинский.
Выяснить, как дети понимают основную идею рассказа, и сделать вывод.
Воспитатели
Создание альбома мирилок. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. Воспитатели
Родители.
3 неделя ООД
Чтение сказки: «Кот, петух и лиса».
Побуждать эмоционально, реагировать на содержание сказки, помочь детям понять, что такое «дружба».
Воспитатели
Разучивание считалки: «О дружбе».
Формировать умение детей использовать в игре считалки, создавая эмоциональную атмосферу от общения. Воспитатели
Рассматривание картинок из серии: «Дети играют».
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитатели
Беседа с родителями «О детской дружбе» Воспитатели
4 неделя ООД: «О дружбе».
Уточнить представления детей о дружбе, учить доброжелательно, относиться к детям и взрослым в детском саду. Воспитатели
Разыгрывание проблемных ситуаций.
Развивать умение детей аргументировать выбор своих действий. Воспитатели
Театрализованная игра: «Репка».
Воспитывать умение понимать и сопереживать героям сказки.
Воспитатели
Памятка для родителей «О детской дружбе» Воспитатели
3.3 Заключительный этап.
Оценка результативности:
для детей:
• расширились знания детей по теме «Дружба»;
• познакомились с правилами дружеских отношений; проявляют доброту и внимание к товарищам;
• повысился интерес к художественной литературе;
• учатся правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей;
• учатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
для педагогов – педагоги будут удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
для родителей - у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Продукт проектной деятельности
Как бы нам не хотелось, но детская компания не обходится без ссор. Научить ребенка мириться-не просто! Ведь, это так важно в жизни каждого человека забыть обиды и не копить неприятные моменты нашей жизни, прощать и просить прощенья. Чтобы быстро примирить и научить детей прощать друг друга, мы решили сделать коробку мирилку.
Мирилки развивают навыки вербального и невербального общения, помогают сосредоточить внимание детей на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе. Использование данных игровых пособий рекомендовано в первую очередь детям с такими поведенческими нарушениями как конфликтность, агрессивность, замкнутость, боязливость, страх, неуверенность, трудности во взаимодействии со сверстниками.
IV. ЛИТЕРАТУРА
Литература:
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ
«О ДЕТСКОЙ ДРУЖБЕ»
«Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб»
Восточная мудрость.
Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек - эгоист, то у него не может быть настоящего друга.
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы : «дружба -…бескорыстная стойкая привязанность» На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки - буду с ним дружить, нет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы. Родителям необходимо внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или огорчения.
Знаете ли вы друзей своего ребенка? Есть ли у него друзья? Не виноваты ли вы в этом? Вспомните, как вы встречаете друзей своего ребенка. Всегда ли вы доброжелательны к ним, приветливы, всегда ли вы им улыбаетесь?
Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство, ведь с друзьями легче и радостнее жить.
Иногда взрослые лишают своих детей права выбрать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагополучной семьи, или плохо учится, или плохо себя ведет. В таких случаях недостаточно просто запретить дружить, постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезное дело. Родителям важно знать, умеет ли их ребенок быть хорошим товарищем, ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом и жалуется на него. Необходимо внушать детям, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, нужно не завидовать, а радоваться. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её. Чуткость, внимательность должны проявляться в любых мелочах. Нужно учить детей обращаться друг к другу, прислушиваться друг к другу. В случае конфликта детей, они сами найдут выход из положения. При необходимости помочь детям решить спор по справедливости. Не запрещайте ребенку выполнить свои обещания по отношению к друзьям. Не будьте безразличными, а будьте уважительными к детям.
В книге «Азбука нравственного воспитания» под редакцией Каирова И. А. есть следующие правила товарищества:
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то - научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями - всем, что могло бы помочь другу.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу правду. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Научить ребенка этим правилам будет гораздо легче, если он видит их выполнение в семье. Ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и переносить увиденное в свои взаимоотношения с товарищами. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребёнка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Так что пусть в вашей семье царит мир и любовь, а у ребёнка будут самые лучшие, самые преданные друзья!