Елена Чекмарева
Проект «Новое знакомство с водой, её свойствами и сохранностью»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Уйский детский сад № 3 «Берёзка» комбинированного вида 2 категории»
Проект
По экологическому воспитанию
в средней группе
(с использованием инновационных форм работы)
«Новое знакомство с водой, её свойствами и
её сохранностью»
Выполнила: Чекмарева Елена Николаевна
Вид проекта : познавательный, исследовательский, практический и творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: февраль-март.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Новое знакомство с водой, её свойствами и сохранностью“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Актуальность: Загрязнение воды во всём мире. Воспитание экологической культуры.
Проблема: незнание необходимости именно чистой воды всему живому на планете.
Цель: через исследования и опыты, формировать бережное отношение к воде.
Задачи: развитие речь, внимания, расширить знание о свойствах воды, прививать бережное отношение к воде.
Методы: наблюдения, беседы, исследования, литература, экспериментирования, проведения открытых занятий с использованием метода коллективной творческой работы.
Предполагаемый результат: интерес к экспериментированию, умение использовать разные способы и приёмы познания, самостоятельно делать выводы, бережно относится к воде.
Взаимодействие с родителями: консультации, изучение литературы, принятие участия в создании плакатов.
План реализации проекта :
1)Экологические игры
2)Письмо - жалоба
3)Кейс-технология
4)Метод экологической идентификации
5)Экологический микрофон
6)Информационные технологии
7)Работа с родителями
Заключительный этап:
1. Экологические игры.
Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «На рыбалку вместе с дедом», «К бабушке на грядку» и т. д. (Везде нужна вода).
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования. «Я - осенний дождь», «Я - фермер» «Я – работаю на гидростанции» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной - деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности, способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
2. «Письмо-жалоба»
Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу — своего края и всей планеты.
З. «Кейс — технология».
Метод «Кейс — технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс - технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.
Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Деловая игра «Хорошо — плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: «Мазутные пятна на водоёмах – это хорошо или плохо», «Чистая вода –это хорошо или плохо», «Болото - это хорошо или плохо» и так далее.
Деловая игра «Что будет, если.» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? И т. д.
4.«Метод экологической идентификации»
«Метод экологической идентификации» отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации: «загрязнённая река». «Я чистая капелька» ит. Д.
5. «Экологический микрофон».
В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников.
6.«Информационные технологии»
В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии, я нашла решение - использование современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (дождя, шум моря, ветра и т. д. ; мультфильмы о круговороте воды в природе и т. д.). Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
7.«Творческие подходы»
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать - эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, имеют большие возможности для развития нравственной и творческой позиции по отношению к родному краю. Поэтому, Совместные и индивидуальные творческие работы, для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.
8.«Работа с семьёй»
Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Были проведены такие мероприятия. Как: «Поговорим о воде», «Экологический микрофон»» Совместная аппликация». А также давались домашние задания; рекомендации; заучивание стихов; сочинение экологических сказок.
Заключение:
В процессе работы были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причиноследственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своей родины.
Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить беречь и охранять природу.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.
Используемая литература:
Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, ЛА. Обухова. Москва: ВАКО, 2005. — 240 с. - (Дошкольники учим, развиваем, воспитываем).
Аксенова, 3 0. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. - 72с. : ил.
Лопатина, АА. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. -
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с