Елена Скобкина
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
▼ Скачать + Заказать документы
Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А. Твардовский
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Публикация «Проект „Никто не забыт, ничто не забыто“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ««Никто не забыт, ничто не забыто…»направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова : на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как
можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В основу составления проектной деятельности был заложен алгоритм:
1. Первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о ВОВ,. через беседу, прослушивание аудио материала.
2. Обогащение знаний детей через чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео материала.
3. Уточнение знаний детей через дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные музыкально-ритмические игры, опытно-экспериментальную деятельность, ТРИЗ.
4. Закрепление знаний детей в непосредственно - образовательной деятельности.
5. Мониторинг усвоенных знаний, умений, навыков в ходе наблюдения за детьми в свободной игре, самостоятельной деятельности, в организованной деятельности.
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношения к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне по средствам социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи:
• Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
• Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
• Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
• Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
• Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.
• Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
• Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
• Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
• Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Предполагаемый результат для воспитанников:
• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
• Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
• Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
• Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции
•. Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
• Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Участники проекта : дети старшей группы, родители (законные представители, воспитатель, заместитель заведующего по воспитательной работе, руководитель физического воспитания и музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Необходимое оборудование.
Литературный ряд:
- Е. Благинина «Шинель»
- Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»,
- А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»,
- Е. Кузнецов «Воздушная тревога»,
- М. Пляцковский «Май сорок пятого года»
- А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
- Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем»
- Разучивание стихотворений о ВОВ.
- Картотека стихов о ВОВ.
Демонстрационный ряд:
- Серия «Мир в картинках» : «Государственные символы России»; «День Победы»
- Серия «Рассказы по картинкам» : «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества»
- Серия «Расскажите детям о…» : «Расскажите детям об ВОВ»
- Серия «Мир в картинках» : «Расскажи детям о войне»
- Серия «Наглядные пособия» : «Дети – герои», «»Награды войны», «Города – герои», «Герои войны»
- Серия плакаты «Великая победа» : «Слава воину-победителю!», «Родина – мать зовет!»,
Аудиоряд:
- В. Лебедев-Кумач «Священная война»
- Д. Тухманов «День победы»
- М. Блантер «Катюша»
- В. Алкин «Прощание славянки»
- Ф. Шуберт «Военный марш»,
- А. Пахмутова «Богатырская наша сила»
Видео ряд:
- Мультфильм «Солдатская сказка»
- Мультфильм «Солдатская лампа»
- Мультфильм «Легенда о старом маяке»
- Мультфильм «Василек»
- Мультфильм «Воспоминание»
- Мультфильм Про Великую отечественную войну»
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный (1 неделя)
№
п/п Наименование мероприятия Цель Участники
1 Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект» Корректировка плана проекта по результатам беседы. воспитатель,
родители
2 Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о ВОВ. воспитатель,
родители
3 Подбор упражнений для утренней гимнастики в стихах, упражнений самомассажа, изготовление картотек Закрепление знаний детей оВОВ, активизация речи детей. воспитатель,
муз. рук.
4 Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме. Расширение знаний детей по данному вопросу воспитатель,
родители
5 Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов Повышение эффективности обучения, облегчение усвоения и
осознания материала. воспитатель,
родители
6 Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий воспитатель,
родители
7 Подбор материала для информационного стенда: «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Обогащение знаний родителей. воспитатель
8 Подбор и выбор мониторинга по теме проекта Выявление знаний детей по данной теме воспитатель
2 этап – основной (2 недели)
№
п/п Наименование мероприятия
Цель
Работа с детьми
1 Проведение мониторинга Определение уровня знаний детей по данной теме на начальном этапе
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
2 Беседы:
- «Праздник со слезами на глазах»,
- «Что такое героизм» Продолжать знакомить детей с понятием «война», «горе», которое она принесла, о защите наших воинов, о значении праздника Победы. Воспитывать уважение к войнам - победителям.
3 Презентация:
- «Художники о ВОВ» с отрывков видео фильма «Салют над Родиной». Уточнить и обобщить знания о героических подвигах в ВОВ, о памяти и дани уважения к людям участникам в боевых действиях.
4 Просмотр видеофильма:
- «Про Великую Отечественную войну» Обогащение знаний детей о ВОВ. Закрепление знаний о ВОВ.
5 - Экскурсия по городу.
- К памятникам героям Великой Отечественной войны.
- В рощу «Пятисот» Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества и к Родине. Вызвать желание почтить память павших в войне.
6 НОД (/познание/коммуникация, социализация)
- «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней» Формировать представления детей о защитниках нашей Родины в разные исторические эпохи, воспитывать чувство гордости за историческое
прошлое России.
7 Сюжетно-ролевые игры:
- «Секретный пакет»
- «Разведчики».
- «Военные моряки»
- «Пограничники»
- «Санитарки» Формирование умений развивать сюжет на основе знаний о ВОВ; соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
8 Беседа:
- «Великая Отечественная Война»
- «Почему вона называется Великой Отечественной?»
- «Дети и ВОВ» Обобщать знания детей о ВОВ, формировать умение поддерживать беседу на определенную тему, не перебивать товарища. Познакомить с детьми-героями войны, рассказать о их подвигах. Воспитывать любовь к Отчизне.
Направление «Физическое развитие»
9 Утренняя гимнастика
- «Мы солдаты» Повышение двигательной активности.
10 Пальчиковая гимнастика:
- «Солдатики»
- «Солдаты»
- «Аты-баты шли солдаты»
Массаж ушей:
- «Часовой»
Гимнастика для глаз:
- «Самолеты» Ознакомление с упражнениями, укрепляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний
11 Подвижные игры:
- «Помоги раненому»
- «Опасная разведка»
- «Переправа через мост»
- «Захватим вражеское знамя» Повышение двигательной активности. Обогащение двигательного опыта детей.
12 Эстафета
«Полоса препятствий»
«Мы будущие защитники» Совершенствовать двигательную активность детей. Воспитывать любовь и уважение к профессии военного, чувство гордости за нашу Родину. Доставить детям чувство радости, соревновательности при проведении игр и эстафет.
Направление «Познавательное развитие»
13 ТРИЗ:
- «Можно или нельзя!»,
- «Функции объекта»,
- «Что надо знать»,
- «Научи меня» Формирование умения выделять и выполнять функции объекта.
14 НОД (познание)
- «Символы Победы - ордена, медали и знамена». Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Направление «Речевое развитие»
15 Беседы:
- «Земляки – фронтовики»
- «История георгиевской ленточки». Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям.
Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
16 Рассматривание картины:
- П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»
- А. Дейнека «Оборона Севастополя»
- П. Кривоногов «Победа» Развитие построения высказывания.
Помогать более точно характеризовать объект, ситуацию.
18 Дидактические игры:
- «Раньше и теперь»
- «Подбери правильно»
- «Защитники отечества"
- «Великие люди России»
- «Назови пословицу»
- «Ордена войны» Освоение детьми форм речевого этикета. Закрепление знаний о ВОВ.
19 Презентация:
- «Дедушкина медаль»
- «Дети – герои» Закрепление основных знаний о ВОВ.,
20 Просмотр видеофильма:
- «Воспоминание».
- «Василек» Обогащение знаний детей о ВОВ.
21 Чтение художественной литературы:
- Е. Благинина «Шинель»
- Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»,
- А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»,
- Е. Кузнецов «Воздушная тревога»,
- М. Пляцковский «Май сорок пятого года»
- А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др. Побуждение детей интересоваться смыслом новых слов.
Расширение знаний детей о правилах ППБ. Обогащение словаря детей за счет новых слов.
22 Отгадывание загадок:
загадки «Буду я солдатом»
Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.
23 Разучивание стихотворения
- Н. Томилиной «День победы!»
Разучивание песни
- Н. Соломыкина «Марш победы»
Тренировка долговременной памяти. Активизация речи детей.
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
24 НОД (рисование)
- «Праздничный салют»»
- «Весенний букет для ветеранов» Закрепление знаний оВОВ.
25 НОД (лепка)
- «Барильефы: звезда, танк, самолет»
- «Пограничник в дозоре» Закрепление навыков лепки
26 НОД (аппликация)
- «Георгиевская ленточка»
- «Поздравительная открытка»
- «Ордена и медали»
- оригами «Голубь мира» Закреплять умение соблюдать пропорции предметов
27 НОД (конструирование)
- «Взлетная полоса»
- «Самолет»
- «Ангар» Развивать конструктивную деятельность
28 Звуки:
- звук пулеметной очереди
- звук разрывающихся снарядов
- звук оружейных залпов
- звук диктора Левитана
- звук залпы салютов Развитие слухового внимания.
29 Игры - этюды:
- доставка секретного пакета Развитие навыков выразительной передачи образа.
Работа с родителями (законными представителями)
1 Оформление информационного стенда «Никто не забыт, ничто не забыто!» :
- «Герои войны!
- «Ветераны-наши земляки»» Информирование родителей о ВОВ
2 Круглый стол
- «Ваш подвиг будет жить в веках!».
Повысить уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
3 Выпуск книжки
- «Книга памяти» (рассказы взрослых о членах семьи-участниках ВОВ, фото, рисунки)
Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности.
3 этап – итоговый (1 неделя)
№
п/п Наименование мероприятия Цель Ответственный
1 Спортивное развлечение:
- «Полоса препятствий»
Музыкальный праздник:
- «Этот День Победы»
Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
рук. физ. воспитания,
музыкальный руководитель,воспитатель.
2 Проведение итогового мониторинга Определение уровня знаний детей по данной теме, постановка задач на перспективу. воспитатель
3 Обработка материала Систематизация материала. воспитатель
4 Оформление презентации. Выступление на педсовете.
Распространение опыта работы по данной теме. воспитатель
Учебно - методическое обеспечение
методические пособия:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
3. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ “Сфера”, 2004.
4. Васильченко Н. Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика. - 2009. №5 – с. 6–8.
5. Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2010-2015 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
6. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
7. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М. :Аркти, 2005.
9. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
10. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
11. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : 2006.
12. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005.
13. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.
15. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 1989.
16. Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
17. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование.
18. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с. 32 – 39.
19. Шаламова Е. И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29
20. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26 – 32.