Анна АлексанЕмшина
Проект во второй группе раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой группы раннего возраста»
Авторы проекта : Емшина А. А воспитатель МБДОУ «Детский сад№244»
Шмалий Татьяна Викторовна воспитатель МБДОУ «Детский сад№244»
Темочки:
- ИЗО, Рисование. ВСЕ материалы
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Место реализации проекта : 2-я группа раннего возраста №9 МБДОУ «Детский сад№244»
Пояснительная записка
В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Тип проекта : обучающий, творческий
Сроки реализации:
долгосрочный (Март 2021г. – май 2021г.)
Участники проекта :
Дети 2-ой группы раннего возраста
Воспитатели
Родители воспитанников
Актуальность проекта
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога или родителя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, мы решили организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т. к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаем, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решили попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта : «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей
Цель: Знакомство детей 2-ой группы раннего возраста №9 с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.
Задачи
Для детей
· Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
· Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.
· Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
· Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
· Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Для родителей
· Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
· Стимулировать их совместное творчество с детьми;
· Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Предполагаемый результат
Дети
• Сформированные у детей знания о нетрадиционных способах рисования;
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Формы работы с детьми:
Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
3. Педагогический опрос родителей.
4. Мониторинг.
2 этап основной
1. Реализация проектной деятельности. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей 2й группы раннего возраста.
3. Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап заключительный
1. Организация фото отчетов.
2. Участие в конкурсах различного уровня.
Продукты проектной деятельности : рисунки, выставки.
Мониторинг:
Для выявления уровня развития художественного творчества и самостоятельной творческой активности в создании работы по заданной теме, было проведено наблюдение. Было выявлено, что дети имеют минимальные навыки изображения, не уверены, самостоятельно не приступают к работе, неправильно держат в руках инструменты для рисования. Показатели дали нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.
Деятельность по осуществлению проекта :
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
Месяц Тема занятия Образовательные задачи Оборудование материалы, инструменты.
Март
1 Рисование ладошками
«Тюльпаны» Развитие умения изображать изобразительные объекты ладошкой. Развитие навыков рисования ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.
Лист А5
Гуашь, пальчиковые краски, ватные палочки, кисть №8,4.
Март
2 Рисование гуашью+ пластилиновая живопись+ рисование ватными палочками.
«Мухомор» Закрепление навыка работы с гуашевыми красками. Учить рисовать разным цветом, аккуратно не заходя за те места, где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знания о цвете.
Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином (точки на шапке) Воспитывать аккуратность в работе. Лист А5 с контурным изображением мухомора. Гуашь красная, зеленая. Кисть №4, пластилин белый, тряпочка, банка с водой, ватные палочки, подставка под кисть. Салфетка для палочки. Карточки с грибами или муляжи.
Март
3 Рисование
«Поросенок в луже» Учить детей экспериментировать смешивать краски для получения розового цвета. Познакомить с приемом набрызга, щеткой. Закрепление умения детей закрашивать, не выходя за контуры. Продолжать учить детей правильно держать кисть; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (красный, белый, синий, коричневый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Лист А4 с изображением поросенка в луже. Гуашь, белая, красная, синяя, коричневая, тарелочки для смешивания красок, щетки. Кисть №8, 2 банки с водой.
Март
4 Рисование гуашью.
«Идет дождь» Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш, видеть в рисунке образ явления. Развивать желание рисовать. Формировать умение закрашивать изображение, не выходя за контуры. Познакомить с использованием ватных палочек, ставить точки. Лист А5 светлый тон, с контуром зонта. Гуашь, кисть №4, тряпочка, банка с водой, ватные палочки, подставка под кисть. Фломастеры.
Зонт.
Апрель
5 Рисование с помощью вилок
«Ежик» Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой. Развивать творческие способности детей в дополнение своего рисунка деталями. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным. ЛистА4тонированный. Гуашь. Кисть №4, 2 банки с водой. Тряпочка. Вилки.
Апрель
6 Рисование воздушными шарами.
«Гусеница» Учить рисовать круги нетрадиционным способом, воздушным шариком, оставлять отпечаток на бумаге.
Учить самостоятельно смешивать цвета, для получения оттенка.
Развивать мелкую моторику, координацию движений.
Развивать творческий подход в дорисовывании сюжета. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Лист А4 тонированный. Гуашь, кисть №8, тряпочка, банки с водой, подставка под кисть. Пластиковая тарелка, небольшой воздушный шарик.
Апрель
7 Рисование картошкой.
«Баночка с вареньем» Познакомить с новым способом рисования картошкой. Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Основа банка на листе. Гуашь, кисть №4, тряпочка, банки с водой, подставка под кисть. Пластиковая тарелка, картошка разрезанная.
Апрель
8 Пластилиновая живопись + гуашь.
«Моя планета» Продолжать знакомить детей с приемом рисования - пластилином. Развивать мелкую моторику рук, вкрапление мелких предметов в пластилин (бисер, поедки)
Продолжать знакомить с техникой набрызг. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Картон черный или фиолетовый.
Пластилин, стеки, клеенка, тряпочка, бисер, поедки, гель с блестками, зубные щетки, гуашь.
Апрель
9 Рисование
«Подсолнух» Учить сочетать в работе несколько нетрадиционных техник рисования. Закрепление умений работать с кистью, оставлять мазок (примакивания) проводит линии разной толщины, рисовать контур и заливать цветом. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Лист А4 тонированный
Гуашь, кисть №8, тряпочка, банки с водой, подставка под кисть. Упаковочная пупырчатая пленка, ватные палочки, поролоновые тычки.
Май
10 Рисование
«Салют» Учить тонировать лист, используя темные оттенки, широкой синтетической кистью. Учить наносить мазки в одном направлении, получая разные оттенки.
Познакомить детей с рисованием картонными трубками, печатание.
Развивать желание экспериментировать с красками.
Воспитывать аккуратность в работе. Лист А4, гуашь, широкая кисть, картонные рулончики, разрезанные коктейльные трубочки тарелочки с краской, гель с блестками.
Ноутбук, Видео «Салют»
Май
11 Рисование
«Ведерко с песком» Учить изображать элементы узора, чередовать их. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Учить использовать в своей работе песок, для придания образу выразительности и реальности.
Воспитывать аккуратность в работе. Лист А4 тонированный светлым цветом.
Гуашь, ватные палочки, кисть 4, тряпочка, банки с водой, подставка под кисть. Изображение ведра, клей карандаш, песок.
Май
12 Рисование
«Одуванчик» Учить рисовать прямые линии. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Самостоятельно закрашивать, не выходя за контуры. Учить использовать в своей работе кисть №4, для рисования тонких линий.
Воспитывать аккуратность в работе. Закрепление навыков рисования ватными палочками и поролоном. Лист А4 тонированный, кисть№8,4, гуашь, банка с водой, ватные палочки.
Паралоновые тычки.
Май
13 Рисование восковыми мелками и гуашью.
«Зайка с мыльными пузырями» Развитие навыков работы восковыми мелками. Продолжать знакомить с рисованием печатаньем рулончиками.
Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.
Лист А4 с изображением зайца.
Восковые мелки. Тубус от туалетной бумаги, гуашь, банки с водой, кист№4.
Родителям были предложены консультации:
• «Картотека занятий для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»
• «Рисуй и развивайся»
• «Картотека нетрадиционные способы рисования для детей дошкольного возраста».
• «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Вместе с родителями сделано:
• Изготовление поролоновых тычков.
• Изготовление печатки из картофеля.
• Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)
• Домашние работы, выполненные совместно с детьми с помощью нетрадиционных техник рисования.
Мониторинг
При проведении мониторинга, в заключении проекта, с детьми 2й группы младшего возраста было проведено наблюдение. Дети при работе уже не ждали помощи, знали какими материалами как работать. Не смотря на это, некоторым детям еще тяжело подобрать материал для работы и использовать его правильно. Данные показатели дали нам возможность наметить работу на следующий год.
Заключение
Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом, картонным тубусом, вилками и т. д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными содержательные, замысел богаче, украшают не только наш детский сад, но и радуют родителей.