Получи документы

Проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры»

Лариса Зиннурова
Проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры»
▼ Скачать
+ Заказать документы

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Неделя по приобщению

дошкольников к истокам

русской культуры»

Составила:

воспитатель старшей группы

Зиннурова Лариса Ивановна

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя.

2018г

шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Публикация «Проект „Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры“» размещена в разделах

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Технологическая карта проекта

Пояснение

Название проекта

«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Тип проекта

Групповой, краткосрочный, творческий

Направления развития

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Участники проекта

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители

Целевая группа

Старшая

Сроки реализации (длительность)

С 14 марта по 18 марта 2018г.

Основание для разработки проекта

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.

Цель

• Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;

• создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи

• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

• Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

• Воспитывать уважение к культурам других народов.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

• Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;

• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта

Планируемые результаты:

• Расширение представлений детей об окружающем мире.

• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

«Традиции русского народа»;

«О русских народных промыслах»;

«Русская матрёшка»;

«Устное народное творчество в России»;

«Русские народные музыкальные инструменты».

Коммуникативное развитие (развитие речи) :

• Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

• Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

• Пересказ русских народных сказок.

• Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».

2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

«К нам гости пришли»;

«Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

2. Познавательное развитие.

Беседы:

• Народные обряды и обычаи встречи весны;

«Исконные символы России»;

«Чудо-чудное, диво-дивное»;

«Как раньше в гости ходили».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Презентации:

«Быт и предметы утвари»;

«Русская народная кукла».

3. Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

1. Русский фольклор : «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».

2. Русские народные сказки : «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

• Предметы городецкой росписи;

• Филимоновские дымковские игрушки;

• Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А. М. Кучумов «Весна»; И. Левитан «Весна. Большая вода»; Б. М. Кустодиев «Масленица»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; А. М. Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.

2. «Русские художественные промыслы».

3. Альбом «Народная игрушка».

4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

• О праздниках на Руси;

• Устройство русской печи;

• Иллюстрации старинных предметов;

• Иллюстрации художника Ю. Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко.

Слушание:

П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.

Пляски и игры:

«Заинька», обр. С. Кондратьева;

«Кострома» и «Казачок», обр. М. Иорданского;

• Р. н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;

• Игры с деревянными ложками.

Пение:

• Заклички, приговорки, прибаутки.

• Р. н. песни: «Ах, улица», обр. Е. Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование:

«Знакомство с русским народным костюмом»,

«Русская матрёшка»

Лепка: «Пряники печатные».

Самостоятельное художественное творчество:

1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.

2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

4. Пение русских народных песенок и попевок.

5. Придумывание пословиц и поговорок.

6. Инсценированное чтение потешек.

7. Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

3. Взаимодействие с семьё й:

1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».

2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».

3. Приобщение детей к семейным традициям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Понедельник

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Беседа «Народные традиции встречи весны»

Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»

Русская народная игра «Ручеёк»

Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».

Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.

Вторник

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Физическая культура. НОД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Беседа «Исконные символы России»

Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»

«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.

Путешествие в прошлое предметов (утюг).

Презентация «Русская народная кукла»

среда

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».

Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»

Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»

Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»

Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П. Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.

С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Д/и «Народные промыслы»

четверг

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»

Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»

Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».

Прогулка «Белая берёза»

Конкурс «Коса - девичья краса»

Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".

пятница

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»

Физическая культура. Интегрированная НОД «Теремок».

Литературная викторина «В гостях у сказки»

Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».

Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам русской культуры «Приобщаем детей к истокам русской культуры» Мамонова Ж. В., воспитатель МБДОУ д/с №56, г. Белгород Мельникова О. А., воспитатель МБДОУ д/с.

Фотоотчёт «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры»Фотоотчёт «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» Фотоотчёт по теме: «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» В формировании личности ребенка важно, чтобы дети знали и уважали.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Сороки» Ребята, мы с вами пришли в «Птичью столовую». А как вы думаете, зачем? Какие весенние праздники вы знаете? (8 марта, Масленица, Пасха).

Конспект образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Игра с Колобком» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками. Задачи: - формировать интерес.

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы детской деятельностиКонспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы детской деятельности Муниципальное Бюджетное Дошкольное бразовательное Учреждение центр развития ребенка детский сад №82 Конспект открытого занятия по приобщению.

Конспект развлечения по приобщению к истокам русской народной культуры для детей 3–7 лет «Сороки» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №47" города Смоленска (МБДОУ "Детский.

Консультация «Приобщение к истокам русской народной культуры» Приобщение к истокам русской народной культуры. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные.

Оформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печьОформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печь Цель проекта: Приобщение детей к истокам русских национальных традиций, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры» Актуальность. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.

Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры Воспитатель: Бычкова Л. И. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры»
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 11:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Зиннурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД