Лариса Зиннурова
Проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Неделя по приобщению
дошкольников к истокам
русской культуры»
Составила:
воспитатель старшей группы
Зиннурова Лариса Ивановна
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя.
2018г
шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Публикация «Проект „Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры“» размещена в разделах
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Технологическая карта проекта
Пояснение
Название проекта
«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Тип проекта
Групповой, краткосрочный, творческий
Направления развития
Познавательное
Социально-коммуникативное
Речевое
Художественно-эстетическое
Участники проекта
Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители
Целевая группа
Старшая
Сроки реализации (длительность)
С 14 марта по 18 марта 2018г.
Основание для разработки проекта
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель
• Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
• создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
• Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
• Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
• Воспитывать уважение к культурам других народов.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
• Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;
• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
• «Традиции русского народа»;
• «О русских народных промыслах»;
• «Русская матрёшка»;
• «Устное народное творчество в России»;
• «Русские народные музыкальные инструменты».
Коммуникативное развитие (развитие речи) :
• Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
• Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
• Пересказ русских народных сказок.
• Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка».
Сюжетно-ролевые игры:
• «К нам гости пришли»;
• «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».
2. Познавательное развитие.
Беседы:
• Народные обряды и обычаи встречи весны;
• «Исконные символы России»;
• «Чудо-чудное, диво-дивное»;
• «Как раньше в гости ходили».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Презентации:
• «Быт и предметы утвари»;
• «Русская народная кукла».
3. Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
1. Русский фольклор : «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».
2. Русские народные сказки : «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
• Предметы городецкой росписи;
• Филимоновские дымковские игрушки;
• Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А. М. Кучумов «Весна»; И. Левитан «Весна. Большая вода»; Б. М. Кустодиев «Масленица»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; А. М. Васнецов «Родина».
Книги энциклопедического характера:
1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
2. «Русские художественные промыслы».
3. Альбом «Народная игрушка».
4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
• О праздниках на Руси;
• Устройство русской печи;
• Иллюстрации старинных предметов;
• Иллюстрации художника Ю. Васнецова к сказкам.
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко.
Слушание:
П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.
Пляски и игры:
• «Заинька», обр. С. Кондратьева;
• «Кострома» и «Казачок», обр. М. Иорданского;
• Р. н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
• Игры с деревянными ложками.
Пение:
• Заклички, приговорки, прибаутки.
• Р. н. песни: «Ах, улица», обр. Е. Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:
«Знакомство с русским народным костюмом»,
«Русская матрёшка»
Лепка: «Пряники печатные».
Самостоятельное художественное творчество:
1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
4. Пение русских народных песенок и попевок.
5. Придумывание пословиц и поговорок.
6. Инсценированное чтение потешек.
7. Рассказывание сказок по ролям.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
3. Взаимодействие с семьё й:
1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
3. Приобщение детей к семейным традициям.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ
Образовательная деятельность
Совместная деятельность
Понедельник
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»
Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»
Беседа «Народные традиции встречи весны»
Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»
Русская народная игра «Ручеёк»
Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».
Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.
Вторник
ПРЕДМЕТЫ ИЗ
БАБУШКИНОГО СУНДУКА
ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»
Физическая культура. НОД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Беседа «Исконные символы России»
Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»
«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.
Путешествие в прошлое предметов (утюг).
Презентация «Русская народная кукла»
среда
ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ
Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».
Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»
Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»
Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»
Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П. Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.
С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Д/и «Народные промыслы»
четверг
РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»
Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»
Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».
Прогулка «Белая берёза»
Конкурс «Коса - девичья краса»
Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".
пятница
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»
Физическая культура. Интегрированная НОД «Теремок».
Литературная викторина «В гостях у сказки»
Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)
Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»
Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».