Ольга Малахова
Проект «Наши пальчики» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта Развитие мелкой моторики во 2 младшей группе
«Наши пальчики играют говорить нам помогают»
Вид проекта игровой, групповой, творческий, практический.
По времени проведения 1 учебный год (сентябрь-май).
Адресация проекта
Участники проекта - воспитатели: Малахова О. Н., Соколовская З. Ш.
- дети 2 младшей группы
- родители детей группы
Публикация «Проект „Наши пальчики“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Цель Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использовании игровых пособий.
Задачи - Повысить уровень развития мелкой моторики детей через использование разнообразной игровой деятельности детей, игровых пособий и проведение пальчиковых игр.
- Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
- Привлечь родителей к помощи по работе над данным проектом.
Ресурсы для реализации проекта Внутренние ресурсы:
-Разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют» с детьми 2 младшей группы.
- Приобрести игровые пособия по развитию мелкой моторики с детьми группы.
- Разработать картотеку пальчиковых игр.
- Пополнить предметно-развивающую среду группы новыми дидактическими играми.
- проведение игр во время ООД по всем образовательным областям и в самостоятельной деятельности детей;
- подбор методической литературы, определения задач;
- подбор игр и мероприятий, разработка таблиц развития ребенка;
Внешние ресурсы:
Индикативные показатели (результаты) Дети:
- К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
-Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти;
- Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
- Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
- Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
- Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
- Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.
Педагоги:
- Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
- Установится эмоциональный контакт с ребенком;
- Будут стремиться взаимодействовать с родителями.
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей
на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движении детской руки,
Тем ярче речь ребенка,
Чем больше мастерства в детской руке,
Тем ребенок умнее".
В. А. Сухомлинский
Введение
Моторика – это учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно душевных функциях.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, и чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук (мелкую моторику).
Актуальность
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность нашей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений, проведение игровой артикуляционной гимнастики. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.
Проблема:
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, мы заметили, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.
Вот поэтому мы разработали проект по развитию мелкой моторике «Наши пальчики играют говорить нам помогают».
Содержание проекта
Форма представления: слайдовая презентация.
Методы и приёмы, используемые для реализации проекта:
- Словесный (проговаривание, заучивание пальчиковых игр)
- Наглядный (демонстрация иллюстраций, жестов, мимики)
- Практический (обыгрывание сюжета)
Принципы реализации проекта:
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность.
Принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности.
Принцип интеграции – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей.
Принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
Комплексно-тематический принцип - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.
Принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Организация работы по проекту:
- Изучение литературы;
- Составление картотеки пальчиковых игр;
- Разработка перспективного плана работы;
- Проведение родительского собрания и анкетирование родителей;
- Подбор консультативного материала;
- Обследование детей на начало и на конец учебного года;
- Использование пальчиковых игр и игр по сенсорикес игровыми пособиями;
- Участие родителей в работе над проектом.
Этапы реализации проекта:
l этап – подготовительный
Направления Мероприятия
Срок Ответственный
1. Повышение своей профессиональной
компетентности 1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.
2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики.
3. Разработать перспективный план.
Сентябрь 2019г
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
2. Изучение уровня детей. Провести диагностическое обследование детей по развитию мелкой моторике на начало учебного года.
Сентябрь
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
3. Взаимодействия с родителями. 1. Провести родительское собрание «Развитие мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста»
2. Привлечь родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
Сентябрь
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
4. Пополнение материально – технической базы. 1. Распределить развивающую среду по зонам.
2. Изготовить дидактические пособия.
Октябрь
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
2 этап – практический
Направления Мероприятия Срок Ответственный
1. Работа с детьми. Работу по мелкой моторике проводить во всех воспитательно – образовательных блоках:
- в специально организованной деятельности,
- в совместной деятельности воспитателя с детьми,
- в самостоятельной деятельности детей.
В течение
года
Малахова О. Н.
Соколовская З. Ш.
2. Работа с родителями. 1. Провести анкетирование.
2. Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике».
3. Индивидуальные работы, домашние задания.
4. Изготовить папку – передвижку «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
Октябрь
Ноябрь
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
3. Работа с педагогами
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста»
Ноябрь
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
3 этап –заключительный
Направления Мероприятия Срок Ответственный
1. Работа с детьми Провести диагностическое обследование детей по развитию мелкой моторике в конце учебного года.
Май
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
2. Работа с родителями. Показ игры с использованием пособий по развитию мелкой моторики.
Май
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
3. Работа с педагогами. Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
Май
Малахова О. Н
Соколовская З. Ш.
Образовательные области и задачи:
Социально-коммуникативное
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Познавательное развитие
- Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.);
- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;
- Знакомить детей с названием пальчиков;
- Развивать умение различать правую и левую руку.
Речевое развитии
- Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;
- Обогащать словарный запас.
Художественно-эстетическое
- Развитие чувства ритма и музыкального слуха;
- Формировать умение договаривать строки стихотворения;
- Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
Физическое развитие
- Развитие мелкой моторики;
- Формировать умение согласовывать движение с речью;
- Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Перечень мероприятийиспользуемыхвовремя ООД по всем образовательным областям и в самостоятельной деятельности детей.
№ п/п Образовательная область Мероприятия
1. «Физическая культура» *игры и упражнения с маленькими мячами, маленькими кубиками,
конструктором, модулями, ленточками,
*пальчиковые игры;
* самомассаж.
2. «Здоровье» *игры с массажными мячиками, мешочками (с песком, с семенами, с крупами, игры с лентами, игры с мелкими предметами по тематике, игры с пробками, с катушками, с проволокой; *физкультминутки с мелкими предметами.
3. «Безопасность» *пальчиковые игры на тему безопасности;
* игры с мелким различного вида конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина (города, транспорта, светофора, спецтранспорта – «01», «02», «03», лодки, велосипеда и др. для использования при беседах о безопасности; *использование приема обрывания для выкладывания из мелко рванной белой и черной бумаги пешеходного перехода;
* физкультминутки, пальчиковые игры по содержанию темы безопасности.
4. «Социализация» *пальчиковые игры «Семья», «Папа, мама и я» и др. ;
* пальчиковый, перчаточный, вязанный театры;
*подвижные игры и упражнения с мелкими кубиками, мячиками, колечками и др. ;
* игры с мелким различного вида конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина (членов семьи, предметами для разных профессий, подвижных и дидактических игр и др.);
*игры со счётными палочками и мелкими геометрическими фигурами (выкладывание членов семьи, транспорта, улицы и др.);
*изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм (приемы работы с тканями, нитками, иголкой, ножницами, пуговицами, ленточками, обрывание бумаги и др.);
*физкультминутки, пальчиковые игры о семье, профессиях, труде, играх и др. ;
5. «Труд» * игры с мелким конструктором, игры с мелкими предметами по тематике,
*приготовление крошек для птиц;
*плетение из прутиков, плетение из соломки, рукоделие, ткачество, аппликации из лоскутков;
* ремонт кукольной мебели, действия с молоточком, изготовление сувениров, склеивание коробочек, изготовление гирлянд из бумаги, фольги, игрушки из ткани, роспись по дереву, резьба по дереву, составление букетов;
*труд в природе (собирание шишек, веточек, камней, листьев, семян и др.);
*хозяйственно – бытовой труд (ремонт маленьких предметов, книг);
*физкультминутки с мелкими предметами;
* пальчиковые игры.
6. «Познание» *работа с раздаточным материалом (деревянные и пластмассовые разноцветные фишки, мелкие матрёшки, грибочки, мячи и т. д);
*ФЭМП – использование для выкладывания по счету мелких предметов, круп (рисовая, гречка, пшено);
*модели геометрических фигур;
*поручения «Сколько ты принёс карандашей»,
«Принеси столько мячей, сколько детей» и т. д.
*изготовление построек из конструктора (деревянного, металлического, пластмассового, бумаги, природного и бросового материалов;
*игры с песком, пуговицами, шишками и др. ;
*упражнения «Разложи фигурки», «Сколько зайчиков»;
*пальчиковые игры «Раз, два, три, четыре, пять…», «Мы делили апельсин»;
*выкладывание из мелких геометрических фигур рисунков по образцу, игры со счётными палочками;
*физкультминутки с использованием коротких ленточек, мелких предметов;
*пальчиковые игры.
7. «Коммуникация» * выкладывание букв из семечек, счётных палочек;
*игры с мелкими предметами, игрушками на отрабатываемый звук;
*игры с предметными картинками на определённые звуки;
*пальчиковый театр (вязанный, сшитый из ткани, пластмассовый,
*игра «Обведи букву», игра «Разложи карточки со звуками»;
*упражнение «Обведи пальчиком»;
*вырезывание из цветной бумаги по контуру, рисование красками, карандашами, лепка из глины, пластилина;
*пальчиковые игры «Оса», «Пчела», «Паровоз», «Корова зовёт телёнка»,
«Как гудит самолёт»
*физкультминутки с мелкими предметами.
8. «Чтение художественной литературы» *игры с пазлами, мозаикой, счётными палочками (по сюжету);
*лепка (пластилин, глина, рисование (карандаши, фломастеры, краски, аппликация персонажей, по сюжету;
*упражнение «Дорисуй персонаж», «Обведи героя сказки»;
*поделки персонажей из природного материала; *вырезывание силуэтов из цветной бумаги, картона; фольги;
*физкультминутки с использованием атрибутов перчаточного театра;
*пальчиковые игры «На золотом крыльце сидели…»
9. «Художественное творчество» Рисование пальчиками (краски, гуашь, мелками, пальчиками на муке, на песке;
*аппликация из бумаги, оригами из бумаги;
*поделки из природного материала;
*вырезывание героев сказок, выкладывание горошком по нарисованному контуру; *выкладывание шерстяной цветной ниткой контур героя сказки;
*работа с проволокой;
*физкультминутки с использованием масок персонажей;
*украшение узоров, аппликация из лоскутков;
*поделки из фольги;
*использование приемов лепки согласно возрасту;
*пальчиковые игры «Мы, ребята, молодцы…»
10. «Музыка» *пальчиковый театр (вязанный, тряпичный, бумажный);
*пальчиковые игры;
*игры на музыкальных инструментах, игры с бумагой, фольгой, султанчиками, с бумажным комом;
*физкультминутки с мелкими предметами;
*танцы, игры с ленточками, колокольчиками;
*игры с шумовыми инструментами
Перспективный план проведения пальчиковых игрво 2-й младшей группе
№ Тема Программное содержание
Сентябрь
1. «Сорока-белобока» 1. Активизировать движения пальцев рук, развивать речь.
2. Побуждать проговаривать окончание строчки.
3. Доставить удовольствие детям.
2. «Ладушки - ладушки» 1. Формировать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу.
2. Развивать ощущение собственных движений.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Октябрь
1. «Этот пальчик - бабушка» 1. Активизировать движения пальцев рук.
2. Активно развивать речевой запас слов.
3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.
2. «Этот пальчик хочет спать» 1. Развивать моторику пальцев рук.
2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
3.
«Поехали - поехали» 1. Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом.
2. Развивать мелкую моторику рук.
4. «Колобок»
1. Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям.
2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Ноябрь
1.
«Веселые маляры». 1. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2. Обогащать словарь ребенка, развивать память.
2. «Повар». 1. Развивать мелкую моторику обеих рук.
2. Активизировать словарь детей, развивать память.
3. «Пила - пила». 1. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2. Развивать речь детей, активизировать словарь.
4. «Зайкины ушки». 1. Развивать мелкую моторикурук.
2. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Декабрь
1. «Сидит белка на тележке».
1. Развивать мелкую моторику обеих рук.
2. Закрепить умение четко и правильно произносить текст.
2. «Бумажный мячик».
1. Развивать моторику обеих рук.
2. Учить ребенка совершать действия руками.
3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.
3. «В гости». 1. Учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек.
2. Развивать мелкую моторику рук.
4. «Следы».
1. Формировать у детей контроль над мышечными ощущениями.
2. Развивать моторику рук.
3. Вызывать эмоционально - положительный настрой.
Январь
1. «Разные следы». 1. Продолжать формировать контроль над мышечными ощущениями.
2. Закрепить знания детей о животных.
3. Вызывать эмоционально-положительный настрой.
2. «Снег идет», пальчиковая гимнастика: «Прогулка».
1. Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы.
2. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха.
3. «Мостик»,
Пальчиковая гимнастика: «Дорожка». 1. Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.
4. «Улитка, улитка».
1. Учить детей четко проговариватьпотешку.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Активизировать речь детей.
Февраль
1. «Стираем платочки». 1. Учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.
2. Развивать моторику рук.
2. «Ежата в корзине».
Пальчиковая гимнастика: «Ежик». 1. Формировать пространственно –образное мышление чувственного восприятия.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать речь детей.
3. «Как у нашего кота». 1. Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки.
2. Развивать моторику пальцев рук.
3. Создать радостное настроение.
4. «Змейка», пальчиковая гимнастика: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».
1. Учить выкладывать пуговицу по размеру.
2. Расширять словарный запас детей.
3. Развивать моторику пальцев рук.
Март
1. «Сделаем матрешке бусы», пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошинки».
1. Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити.
2. Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
3. Развивать моторику пальцев рук.
2. «В гостях у Шептунчика».
1. Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине.
2. Стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев.
3. Развивать мелкую моторику.
3. «Поможем зайке», пальчиковая гимнастика: «Зайчик» 1. Учить выкладывать дорожку из фасоли.
2. Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.
4. «Покормим птичек», пальчиковая гимнастика:
«Птенчики в гнезде».
1. Учить детей рисоватьуказательным пальчиком на крупе.
2. Способствовать формированиюумения рисовать способом примакивания.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Апрель
1. «Светит солнышко в окошко», пальчиковая гимнастика: «Солнышко».
1. Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.
2. Продолжать закрепление формы (круглая).
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Активизировать речь детей.
2. «Поможем Незнайке»,
пальчиковая гимнастика:
«Шнуровка». 1. Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.
3. «Бабочки», пальчиковая гимнастика:
«Бабочка».
1. Продолжать учить детей шнуровке.
2. Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие.
3. Формировать умение правильно проговаривать слова игры.
4. Развивать моторику пальцев рук.
4. «Зонтик для зайки», пальчиковая гимнастика:
«Зайчик». 1. Учить детей выкладывать спички по образцу.
2. Развивать моторику пальцев рук.
3. Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.
Май
1. «Домик для ежика», пальчиковая гимнастика:
«Ежик».
1. Продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу.
2. Закрепить название геометрических фигур.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. «Разноцветные крышки»,
пальчиковая гимнастика:
«Пальчики».
1. Учить детей строить постройки из крышек, закреплять цвет крышек.
2. Формировать внимание, воображение, творческие способности.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. «Бусинки рассыпались», пальчиковая гимнастика:
«На работу». 1. Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету.
Закрепить название цветов.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.
4. «Поиграем с пальчиками».
1. Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Перечень используемой литературы инормативно-правовых актов:
1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».
3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика».
4. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками».
5. О. А. Новиковская «1000 забавных пальчиковых игр».
6. Е. А. Савельева «Солнышко на ладошке» Методическое пособие с учётом новых федеральных требований.
7. А. Б. Дерягина «Первые шаги. Баюшки - Баю».
8. А. В. Никитина «20 лексических тем».
9. О. И. Крупенчук «Ладушки».
11. И. В. Фурсова, О. И. Костенко «Игры-забавы».
12. А. М. Диченскова «Страна пальчиковых игр».
13. Е. Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры».
14. Наталья Чуб «Ловкие пальчики».
15. Конвенция о правах ребёнка.
16. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17.12. 2009 № 313-ФЗ).
17. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (изменения ФЗ от 21.07.2011г. № 252-ФЗ).
18. Приказ от 27.10.2011 г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».