Безгачева Виктория Петровна
Проект «Наше здоровье в наших руках!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
«Наше здоровье в наших руках!»
Автор проекта:
Безгачева Виктория Петровна – инструктор по ФК
Краткая аннотация проекта
Данный проект предназначен для детей средней группы. В реализации цели и задач проекта принимают участие воспитатели, дети, инструктор по ФК, медицинская сестра, родители. Мы предполагаем, что если мы сообща сможем научить детей с самого раннего детства ценить здоровье, беречь и укреплять его, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, только тогда мы сможем надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, но и духовно, физически. Именно поэтому целью данного проекта является формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через сотрудничество с педагогами ДОУ и родителями. Отсюда следуют задачи проекта:
Публикация «Проект „Наше здоровье в наших руках!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1) донести до детей и их родителей знания об основах здорового образа жизни, о способах укрепления здоровья и гигиене;
2) научить детей и их родителей элементарным правилам сохранения здоровья;
3) сформировать у детей и их родителей положительное отношение к здоровому образу жизни;
4) выработать у детей привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и подвижных играх.
В результате реализации проекта ожидается повышение интереса детей и их родителей к здоровому образу жизни, понимание ценности своего здоровья и здоровья окружающих. Проект рассчитан на 5 месяцев и является долгосрочным. Ресурсы для данного проекта имеются в полном объеме.
Описание проблемы
В настоящее время во всем мире особую настороженность вызывает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Именно поэтому сейчас главнейшей из социальных проблем становится проблема укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения.
Причиной таких проблем является недостаточная осведомленность родителей дошкольников о важности физического воспитания. Сниженная физическая активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня – это сегодняшняя негативная статистика по образу жизни семьи. Только вместе мы можем изменить ситуацию и поменять свой образ жизни на здоровый.
Постановка проблемы
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление дошкольника. Забота о воспитании здорового ребенка является ежегодной задачей в работе нашего дошкольного учреждения.
Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.
Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей.
Цели и задачи проекта
Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через сотрудничество с педагогами ДОУ и родителями.
Задачи:
1) донести до детей и их родителей знания об основах здорового образа жизни, о способах укрепления здоровья и гигиене;
2) научить детей и их родителей элементарным правилам сохранения здоровья;
3) сформировать у детей и их родителей положительное отношение к здоровому образу жизни;
4) выработать у детей привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и подвижных играх.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Формы работы Ответственные Сроки исполнения
I этап (подготовительный)
1. Изучение медико-педагогической литературы по вопросам здоровья детей.
Воспитатели, инструктор по ФК
Сентябрь - октябрь
2. Анкетирование родителей и педагогов по данной проблеме. Воспитатели, инструктор по ФК
Октябрь
3. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье дошкольников.
Медсестра, инструктор по ФК
Октябрь
4. Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей ДОУ.
Инструктор по ФК
Октябрь
II этап (основной)
Оздоровительные
мероприятия Ноябрь - декабрь
1. Утренняя гимнастика под музыку. Инструктор по ФК
ежедневно
2. ННОД по ФК. Инструктор по ФК 3 раза в неделю
3. Самомассаж рук, ушей, носа.
Воспитатели
1-2 раза в неделю
4. Динамические паузы/физминутки Воспитатели ежедневно
5. Дыхательная гимнастика Воспитатели 1-2 раза в неделю
6. Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм
Воспитатели
3-4 раза в неделю
7. Физкультурный досуг «В поисках клада!» Инструктор по ФК, воспитатели
Декабрь
Закаливающие мероприятия
1. Обливание ног контрастной водой Воспитатели ежедневно
2. Солнечные и воздушные ванны
Воспитатели
ежедневно
3. Хождение босиком по мокрым и сухим дорожкам здоровья.
Воспитатели
2-3 раза в неделю
Профилактические мероприятия
1. Витаминизация Медсестра посезонно
2. Облегчённая одежда в помещении Воспитатели ежедневно
3. Беседы с родителями по профилактике заболеваемости в осенне - зимний период.
Воспитатели
2 раза в месяц
4. Разработка рекомендаций для родителей, регулярное обновление стенда «Уголок Айболита»
Старший воспитатель,
Воспитатели, медсестра
2 раза в месяц
5. Беседы с детьми «Разговор о правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я провел лето»; «Виды спорта» и др.
Воспитатели
3-4 раза в неделю
6. Чтение художественной литературы: Корней Чуковский «Мойдодыр». Воспитатели ежедневно
7. Сюжетно-ролевые/дидактические игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни.
Воспитатели, Инструктор по ФК
ежедневно
8. Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.)
Воспитатели
ежедневно
9. Гимнастика для глаз Воспитатели 1 раз в неделю
10. Игры, направленные на формирование правильной осанки Воспитатели,
Инструктор по ФК
3-4 раза в неделю
IIIэтап (заключительный)
1. Физкультурный праздник с участием родителей «Зимняя спартакиада» Старший воспитатель, воспитатели, инструктор по ФК, муз. руководитель.
январь
2. Создание банка методических разработок по здоровьесбережению в ДОУ (картотека игр, презентация гимнастики для глаз, физкультминуток и т. д.)
Воспитатели, инструктор по ФК,
январь
3. Творческая выставка «Здоровый ребенок – счастливый ребенок»! (с привлечением родителей)
Воспитатели, инструктор по ФК
январь
4. Презентация проекта «Путешествие в страну здоровья!» Воспитатели, инструктор по ФК
январь
Ожидаемые результаты
У детей:
• сохранение и укрепление физического здоровья детей.
• привитие потребности в соблюдении здорового образа жизни.
У родителей:
• совместное участие с детьми в оздоровительных мероприятиях.
• повышение компетентности в вопросах формирования представлений о здоровом образе жизни.
У педагогов:
• разработка методического и практического материала по проекту
• составление конспектов досуга и праздников
• повышение компетентности в вопросах оздоровительного отдыха.
Оценка результатов
Оценка результативности проекта является показателем эффективности применения нами методик, форм и средств реализации проекта. Ответственность за оценку результатов проекта лежит на инструкторе по ФК.
Для того чтобы оценить степень знаний детей о здоровом образе жизни, мною разработана викторина с соответствующими вопросами.
Для родителей в ходе проекта разработаны вопросы в виде анкеты.
Опрос детей и анкетирование родителей проводится инструктором по ФК как в начале проектной деятельности, так и по его окончании.
Ресурсы
Описание ресурсов Имеющиеся ресурсы Необходимые ресурсы
Медико-педагогическая литература по вопросам оздоровления детей. 1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.
2. Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребенка. М., 1979.
3. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М., 2005.
1. Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
2. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1989.
3. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.
4. Маханева М. Д. Воспитании здорового ребенка. – М., 1997.
5. Чупаха И. В., Пужаев Е. З. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе. – М. : Ставрополь, 2001.
Аудиозаписи для утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и физкультурных праздников. Имеются на флэш-карте все необходимые аудиозаписи.
Предметы и атрибуты для самомассажа и пальчиковых гимнастик. В спортивном зале и в группе имеются все необходимые атрибуты для самомассажа и пальчиковых гимнастик, в том числе и из природного материала (шишки, камешки и т. д.)
Дорожки здоровья. В спортивном зале и в группе имеются дорожки здоровья различной направленности.
Кислородный коктейль. Ответственна старшая медсестра. Проводится по сезонам.
Расходные материалы для изготовления стенда «Уголок Айбоита». Группа обеспечена всеми расходными материалами для творчества (бумага, клей, скотч, ножницы, краски и т. д.).
Художественная литература. В группе имеется вся Необходимая художественная литература по теме: рассказ «Мойдодыр»; видеозапись мультфильма «Мойдодыр».
Наличие Интернет-соединения в ДОУ для дистанционного сотрудничества с семьями воспитанников. Имеется электронная почта, группа в соцсетях.
Оборудование, необходимое для проведения физкультурных праздников. Все необходимое оборудование имеется в спортзале детского сада (обручи, разделительные конусы, мячи, тоннель, скамейки и т. д.).
Расходные материалы для реализации проекта. Призы и дипломы для поощрения участников проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для родителей.
«Какое место занимает физическая культура в вашей семье?»
1. Ф. И. О., образование, место работы, количество детей в семье___
___
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?___
___
3. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?___
4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?___
___
5. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?___
6. Соблюдает ли ребенок этот режим?___
7. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? Мама (да, нет, папа (да, нет,
дети (да, нет, взрослый вместе с ребенком (да, нет,
регулярно, нерегулярно___
8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги перед сном и т. п. ?___
9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их
___
10. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?___ ___
11. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома?___
___
12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?___
___
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?___
14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?___
15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- подвижные игры, — просмотр телепередач,
- спортивные игры, — музыкально-ритмическая деятельность,
- настольные игры, — чтение книг,
- конструирование.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Стенд: «Уголок Айболита»
О витаминах: А, Б, С.
О полезных и вредных продуктах питания;
О предметах гигиены, их пользе;
О микробах;
О спорте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Сюжетно-ролевые/дидактические игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни.
Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:
Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!"
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Игра "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Игра "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
• засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
• открыть кран;
• сложить ладони рук "лодочкой";
• подставить руки под струю воды;
• закрыть кран;
• вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Игра "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Игра "Почистим зубки"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.
Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Фонтанчики"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Игра "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
Игра "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Игра "Оденем кукол"
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.
Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки, коляски.
Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.
Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
Игра "Обед у кукол"
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
Игра "Убери со стола"
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Игра "Вымой посуду"
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
Оборудование: посуда (тарелки, губка, два тазика.
Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра "Подготовь постель ко сну"
Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.
Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.
Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Игры, направленные на формирование правильной осанки
Ходим в «шляпах» Детям кладут на голову «шляпу» - мешочек (весом 200г) или дощечку, колесо от пирамиды. Проверив правильность осанки, взрослый даёт сигнал к ходьбе. Дети ходят обычным шагом, сохраняя хорошую осанку и удерживая «шляпу».
Усложнить игру можно тем, что детям предлагают пройти по линии, намеченной по полу мелом, по гимнастической скамейке или переступать через различные предметы. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала.
«Весёлая ходьба» Дети проверяют осанку у зеркала или у стены. Затем идут друг за другом, сохраняя правильную осанку: обычным шагом, на носках, на пятках, на наружных сводах стоп.
Мы проверили осанку. И свели лопатки. Мы походим на носках,
Мы идём на пятках. Мы идём, как все ребята. И как мишка косолапый.
«Черепахи» Дети ползают на животе, передвигая одновременно правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. «Черепахи» ползают под натянутыми верёвками, стараясь не задеть их. Задевший верёвку считается пойманным в «капкан» и выходит из игры.
«Послушный мяч» Дети лежат вытянувшись на спине, зажав мяч между стопами. Поворачиваются на живот, стараясь не выронить мяч.
Вот какой послушный мяч! Между стоп его запрячь.
Повернись и оглянись. Мячик, на пол не катись!
«Переправа с грузом на голове» Взрослый рассказывает: «Мы идём в поход. В лесу встретится ручей, его надо перейти по мостику или по камушкам, затем придётся пробраться под низкими колючими кустиками. Главное - не уронить груз».
Мостик - гимнастическая скамейка; камушки -
кубики на расстоянии 20 - 30см друг от друга, кустики - обручи.