наталья панченко
Проект «Наша малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №11 «ЗОРЬКА»
ПРОЕКТ
«НАША МАЛАЯ РОДИНА»
Воспитатель: Панченко Наталья Ивановна
2015 год
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Срок реализации проекта : долгосрочный
Вид проекта : познавательно – творческий
Возраст детей: 5-7
Цель:
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Камня-на-Оби местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Задачи:
Социализация:
1. Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
2. Развитие игровой деятельности детей.
Ожидаемый результат:
расширение знаний детей и родителей об истории родного города, ответственное отношение к общественно- значимым местам посёлка, достопримечательностям, формирование заботливого отношения к родному поселку.
У родителей повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, повышение родительской компетентности по данному вопросу.
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина, малая Родина.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменение содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при решении глобальных проблем.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.», утвержденной правительством РФ от 16.02.2001г. Ориентированная на все слои и социальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Н. К. Крупская подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Исследование в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Становление человека, как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Таким, образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
В толковом словаре С. И. Ожегова и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотическому воспитанию. Патриотического воспитания - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Формирование любви к Родине в младшем возрасте идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира; в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры.
Программа «От рождения до школы», ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.
Формирования бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре – основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Программа «От рождения до школы» - это та программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предлагает использовать новые принципы. Авторы программы рассматривают союз детей и педагогов, педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.
В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Главной целью педагогической системы является создание оптимальных условий для разностороннего развития патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно - исторических материалов и фактов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
• подбор методической литературы по данной теме;
• предварительныебеседы с детьми;
• подбор иллюстрации, фотографий;
• подбор музыкальных произведений коми народа;
• подбор портретов коми композиторов и исполнителей коми песен;
• приобретение дидактических игр и мультимедийных презентаций;
• произведения коми писателей и поэтов;
• подбор брошюр по Алтайсскому краю, городу Камень-на-Оби.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ – ЭТО РАБОТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:
• социализация:
Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по городу», «В гости к деду Проне»
Кубики «Атлас мира»
«Славянская семья»
«Земля и солнечная система»
«Магазин сувениров»
«Мыйвочоны»
«Краеведческое лото»
«Разрезные картинки»
«Домино»
«Логические кубики»
«Расскажи про свой город»
• Познание
Экскурсия к «ДоскеПочёта»
Экскурсия по городу Камень-на-Оби.
Экскурсия в библиотеку.
Экскурсия в сквер.
Экскурсия на реку Обь.
Экскурсия в мини-музей детского сада
Рассматривание альбома «Наш Камень»
«Река», «Улицы нашего города»
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов о проделанной работе
Мониторинг по выявлению уровня роста знаний по теме проекта
Проведение итогового мероприятия : конструирование «Город будущего»
Создание в группе мини – музея предметов из фанеры (шкатулки, разделочные доски)
Презентация проекта по теме
Итоговое мероприятие: развлечение «Любовь к родине родится в сердце!»
Взаимодействие с родителями
Ознакомление с темой проекта
Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу»
Анкетирование родителей «Наш город»
Экскурсионный маршрут «Отдыхаем вместе»
Конкурс среди родителей «Дом моей мечты»
Рекомендации по ознакомлению детей с городом
Привлечение родителей к обогащению этно – культурного уголка в группе
Совместные походы на реку Обь
Фотографирование детей на любимых местах
Оформление родительского уголка «Наш любимый город»
Заключение
Проект «Мой родной Камень-на-Оби» - это попытка решения актуального вопроса. Для этого были созданы оптимальные условия для разностороннего развития патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в ДОУ. В результате организации интегрированных видов образовательных областей у детей расширились и обогатились знания о своей малой родине – г. Камень-на-Оби, развилось чувство гордости за своих земляков, у родителей повысилась родительская компетентность. Проект научил детей и родителей уважать и любить свой город.