Стелла Галстян
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наш край Урал»
▼ Скачать
Познавательная беседа в подготовительной группе
«Наш край Урал».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цели:
- систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае. ;
- развитие фонематических процессов;
- закрепление знаний детей о родном крае Урале и городе Челябинске;
- развитие артистических способностей.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Наш край Урал“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- Карта России и Урала карта России, карта Челябинской области
- Ноутбук
- Картинки с изображением зверей Урала
- Бумага
- Карандаши
Предварительная работа: Чтение пословиц и поговорок о труде, заучивание пословиц и поговорок о Родине.
Беседа о родном крае, о городе Екатеринбурге; чтение сказов П. П. Бажова; разучивание дома с родителями стихотворений об Урале и родном городе; разучивание (на музыкальном занятии) хоровода «На родной уральской стороне».
Содержание организационной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя
Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведём беседу «Наш край Урал. А поможет нам её провести гостья, героиня сказа П. П. Бажова. Послушайте аудиозапись и отгадайте её имя.
«. Глядит парень, а перед ним на грудке руды женщина какая-то сидит. Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные позванивают, будто листовая медь. А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-то, малахиту платье.»
2. Беседа на тему : «Родина»
Воспитатель: Что такое родина?
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых.
Взявшись за руки, идем,
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы с тобой живем….
Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле. Вы и знаете, как называется наша страна? (Ответы детей)
Воспитатель: «Да молодцы, у нашей страны красивое и звучное имя - Россия. Ребята, как называется то место в России где мы живем? (Высказывания детей)
Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.
Ответы детей
3. Легенда
«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный.
Однажды великан растянул его и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря дна севере до песчаных берегов южного Каспийского моря.
4. Показ мультфильма «Урал»
• Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
• Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
• Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
• Молодцы! Ответили на все вопросы,спасибо.
5. Чтение детьми стихотворения Л. Татьяничевой «Гордое имя «Урал»»
Воспитатель: Послушайте прекрасные строки, посвящённые южному Уралу, нашей землячкой Людмилой Татьяничевой.
Найдёшь ли прекрасней уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы-мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела.
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают.
Рябинка листвой тихонько качает.
Любимый Урал! Недаром ты
Гордостью Родины стал!
Воспитатель: Так чем же
знаменит наш Урал? Чтение детьми стихотворения Т. Волчиной «Неспроста говорят.»
Неспроста говорят,
Что Урал наш богат :
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит
И горючий, самый лучший
Уголёк антрацит.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Никогда не забудет
Голубой наш Урал!
6. «Городские минутки».
Воспитатель: Ребята, ваша Родина - город Челябинске. Хочу я узнать, знаете ли вы свой родной город?
- Какие улицы в городе вы знаете?
- Назовите театры нашего города.
- Какие памятники есть в городе Челябинске?
- Назовите крупные торговые центры.
- Как называется район, в котором находится ваш детский сад?
7. «Знакомые места и животные».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти фотографии и узнайте, что это за места в городе ( демонстрируются фотографии: цирк, зоопарк, кинотеатр «Космос») Картины животных – бурундук, куница,заяц и т. д.
8. Чтение детьми стихотворений о городе.
На белом свете городов немало,
Но лучше тот, в котором мы живём.
Недаром, сердцем горного Урала
Мы наш любимый город назовём!
За что люблю красивый город мой?
Люблю его и летом, и зимой.
Люблю его в любое время года,
Весной и осенью, какая б ни была погода.
Люблю за то, что здесь живут мои друзья.
За то, что этот город - Родина моя!
9. «Пословицы о Родине»
Дети читают ещё пословицы о Родине:
• Человек без Родины как дерево, без корней.
• Всякому мила родная сторона.
• На чужой сторонушке рад своей воронушке.
• Где родился, там и пригодился.
• Человек без Родины как соловей, без песни.
• Любовь к Родине в огне не горит и в воде не тонет.
10. Рисование на тему :«Наш край Урал».
11. Итог беседы.
Воспитатель: Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край, свой город. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца - пеплом, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!
Используемая литература:
1. Наш Дом – Южный Урал : Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики. Е. С. Бабунова. – 2 изд. – Челябинск: Взгляд; 2007 – 239c .
2. «Мудрое слово» : Русские пословицы и поговорки. Составитель А. А. Разумов, - Москва, 1958.-238с.
3. «Наш дом - Южный Урал» : Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Составитель Е. С. Бабукова, - Челябинск: Взгляд, 2007.-239с.
4. «Патриотическое воспитание дошкольников». Сборник материалов. Часть 2. – Снежинск, 2007.
5. «Познай свой край. Челябинская область» : краткий справочник. - Челябинск, 1997.
6. «Сказы». П. П. Бажов: ООО Издательство «Эксмо», 2003.-183с.
7. Моисеев А. П. и др. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие/ А. П. Моисеев, А. В. Драгунов,М. С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006. – 224 с.