Татьяна Афанасьева
Проект «Народы России. Вепсы»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Есть народы, находящиеся на грани исчезновения. Мы должны знать, помнить и поддерживать их. Одним из таких народов является народ «вепсы», проживающий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях.
Цель проекта :
Публикация «Проект „Народы России, Вепсы“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• формирование у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России; формирование ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации;
• активизация деятельности по сохранению и развитию языков народов России, популяризации ценностей традиционной народной культуры,
• воспитание у детей чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
• знакомить с малочисленными народами, проживающими на территории РФ, популяризировать ценности культуры малочисленных народов России;
• создать предметно-развивающую среду, способствующую воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Задачи:
• углублять и уточнять представления о Родине — России;
• воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
• формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
• обобщить и расширить знания детей о культуре и языке вепсов.
• воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
• формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
• развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
• развивать интерес к страноведческим знаниям.
• развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Актуальность проекта :
• Изучение истории родной страны, культурных и трудовых традиций; сохранение восстановление утраченных знаний о малых народах, проживающих на территории Ленинградской области
• Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с костюмами вепсов. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором этого малочисленного народа. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации
Предполагаемый результат:
• Освоение доступных знаний о культуре и языке вепсов.
• Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
• Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
• Пополнение знаний о народах России.
• Знакомство с играми, сказками, танцами, костюмами, пословицами и поговорками, песнями, кухней вепсов.
• Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
План мероприятий:
• Чтение методической и художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
• Проведение цикла тематических занятий.
• Спортивное развлечение «Игры вепсов».
• Выставка продуктов детской деятельности.
• Подбор пословиц, поговорок, загадок.
• Создание дидактических игр-пазлы «Вепсы».
• Создание костюмов вепсов.
• Работа с родителями – подборка «Кухня вепсов»
• Подборка «Игры вепсов».
• Подборка «Сказки вепсов».
• Подборка «Пословицы вепсов»
• Подборка «Иллюстративный материал».
• Создание мини-музея «Дом вепса».
• Закрепление знаний детей о вепсах.
• Презентация проекта.
Итог проекта :
• Открытие мини-музея «Вепсы».
• Презентация проекта.
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
• Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
• Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
• Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике
• Чтение методической и художественной литературы;
• рассматривание репродукций, картин с изображением вепсской природы;
• рассматривание картинок с вепсской одеждой;
• рассматривание изображения с куклами вепсов;
• рассматривание нескольких видов украшений (в том числе вепсских бус);
• рассматривание посуды с вепсскими орнаментами;
• рассматривание вепсских орнаментов на одежде;
• Проведение цикла тематических занятий;
• Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок;
• Чтение сказок.
Презентационно – завершающий:
• Выставка продуктов детской деятельности;
• подборка «Игры вепсов»;
• подборка пословицы, поговорки вепсов;
• подборка «Сказки вепсов»;
• подборка «Методические разработки»;
• презентация проекта «Вепсы»;
• занятие «Наша страна Россия».
1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема 1. «Наша страна Россия»
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, карта России, указка, флажок с изображением герба Москвы и флаг России.
Тема 2. «Какие народы живут в России»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
Игровая деятельность детей:
• Дидактические игры:
- «Сложи костюм»;
- «Пазлы»;
-«Узнай наш флаг (герб)».
2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Рисование на темы:
- В гостях у вепсской сказки.
- Роспись предметов одежды народов России (костюм вепсов)
• Аппликация:
- Орнаменты вышивки.
- Аппликация с элементами конструирования (из бумаги) :
- Жилище вепса.
3. Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные и малоподвижные игры:
- «Колечки»;
- «Кулачки»;
- «Вепсский счет»;
4. Образовательная область «Речевое развитие»
1. Составление рассказов по картинам:
- «Дом вепса»,
- «Занятия вепсов»,
- «Костюм вепсов».
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление загадок о вепсах.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
3. Составление рассказов по пословицам вепсов :
- «Одна голова не бедна, бедна, так одна».
- «По лошади и охапку сена даёшь».
- «Сказанное слово назад не возьмёшь».
- «Как к горшку заплата приложена».
- «Лучше работаешь – лучше живёшь».
Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Словарь: уточнять понимание детьми смысла пословиц.
4. Чтение художественной литературы:
Сказки вепсов :
«Война птиц и зверей»;
«Юрчи»;
«Ель и осина»;
«Заячья губа»;
«Отава»;
«Муж и жена»;
«О двух колдунах»;
«Коза» и др.
5. Взаимодействие детского сада с семьей.
- Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке
мини- музея.
- участие в организации мини-музея «Вепсы».
- Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.
- Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.