Наталья Невучева
Проект «Народные традиции и праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные традиции и праздники»
Характеристика проекта :
Тип проекта : творческий.
По количеству участников: коллективный (участвуют дети подготовительной к школе группы);
По продолжительности: краткосрочный (10.01.22 г. -22.01.22г.) Участники проекта :
• Педагоги подготовительной к школе группы
• Музыкальный руководитель
• Дети подготовительной к школе группы
Актуальность
Публикация «Проект „Народные традиции и праздники“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные традиции и праздники». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, является развитие познавательных способностей ребёнка. Интеллектуально-подкованные, гармонично - слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения детей к народной культуре.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Ожидаемые результаты:
• устойчивый интерес к культуре русского народа;
• знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства;
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей
III. Заключительный
• Итоговое мероприятие «Рождественские калядки»
• Обобщение результатов работы;
• Анализ деятельности.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
План работы с детьми.
• Интегрированное занятие «Балалайка – три струны»
• Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.
• «Рождественские посиделки»
• Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.
В результате реализации проекта :
• дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
• у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
• воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми, родителями социальными партнерами.
Вывод:
Проект «Русские народные праздники» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни.
Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Приложение 1
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной
группе
«Балалайка — 3 струны»
Цели и задачи:
познакомить детей с музыкальным инструментом – балалайкой, научить детей рассказывать про инструмент, развивать у детей желание играть на балалайке, знакомство со значением слова – тембр, знакомство с русским народным костюмом, прививать интерес к изучению музыкального инструмента, народного костюма, доставить детям радость.
Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришла не одна. Отгадайте загадку:
«Озорной молодец, На голове бубенец,
Он игривый и смешной,
С ним мы зрителей смешим, На представленье поспешим?»
Кто это? Как вы думаете, ребята?
Дети: Петрушка!
Муз. рук: Правильно, ребята. Это Петрушка. Петрушка: (бибабо) Здравствуйте, ребята! Торопился к вам, спешил И инструмент с собой прихватил. Деревянный инструмент
Зазвучит в один момент, Струнам звонко подпевай – ка, Заиграла …. балалайка!
И в оркестре хороша, Зазвучит – поет душа!
Просит: «Поиграй-ка!»- Озорная … балалайка!
(Показывает инструмент балалайку, настоящую, а также иллюстрация балалайки) Муз. рук: А вы хотите услышать, как и где родился этот инструмент? Родилась балалайка в России. Относится к группе струнных щипковых. Балалайка – народный русский инструмент - деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Играют на балалайке щипками или бряцанием, то есть ударом указательного пальца по всем струнам. (показывает) Тембр у балалайки легкий и забавный. А знаменитый русский музыкант, композитор, скрипач, дирижер и балалаечник Иван Хандошкин (портрет) играл на балалайке, сделанной из тыквы, проклеенной внутри порошком битого хрусталя, что придавало звуку особую чистоту и серебристость.
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит.
А всего – то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая, отгадай-ка? Это наша балалайка!
Балалайка, балалайка, Веселее заиграй-ка!
Муз. рук:- А сейчас мы послушаем как звучит балалайка в руках настоящих музыкантов? (игра на балалайке (видео) - озорная музыка) Каждый инструмент имеет свою окраску звучания. Это называют тембром. Как вы думаете, какой тембр у балалайки?
Дети: Легкий, задорный.
Петрушка: Но балалайка может и грустить. Послушайте. (Слушание в грамзаписи напевной мелодии.)
Петрушка: А сейчас как звучит балалайка?
Дети: Грустно, напевно, мелодично, лирично.
Петрушка: А как вы думаете, как называют людей, которые играют на балалайках? Я вам подскажу - балалаечник!
Муз. рук: Сегодня Петрушка не ты один у нас в гостях. Мы сегодня в гости пригласили воспитанницу музыкальной школы Енгибарову Лизу, которая учиться играть на балалайке. Сегодня она для вас исполнит русскую народную мелодию «Во саду ли во городе»
Исполнение произведения.
Петрушка: Вот здорово!
Муз. рук: А я хочу предложить и тебе Петрушка и ребятам игру, с помощью которой мы научимся рассказывать про этот инструмент.
(Изображено в общей схеме 3 рисунка - балалайка, рука, мальчик в русском костюме)
Муз. рук: Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: какой инструмент балалайка. Что мы здесь видим? ( Ответы детей: балалайка, рука, мальчик в русском народном инструменте)
Дети: Балалайка - струнный щипковый русский народный инструмент. Тембр – легкий, задорный.
Муз. рук: А тот кто играет на балалайке как мы назовем? Правильно, балалаечник.
Петрушка: Молодцы, ребята. Как все запомнили! У меня есть много друзей, которые мечтают научиться играть на балалайке. Но у них нет балалаек.
Вот они! Посмотрите!
Муз. рук: Петрушка, не расстраивайся. Поможем мы твоим друзьям и подарим им красивые городецкие балалайки.
Петрушка: А где ж вы их возьмете? Купите что ли?
Муз. рук: Нет, Петрушка сделаем своими руками.
Петрушка: А почему эти балалайки городецкие?
Муз. рук: А потому что мы их будем украшать городецкой росписью. Вот смотри. (Обращает внимание на интерактивную доску.) Рассказ.
Муз. рук: Сейчас ребята мы Петрушку пригласим в группу и покажем как нужно украшать балалаечки. (Дети идут в группу и приступают к аппликации)
Петрушка: Ой, ребята! Какие вы молодцы! Какие красивые городецкие балалайки вы изготовили. Мои друзья обрадуются. Вот теперь то они будут настоящими балалаечниками. Теперь у вас тоже есть друзья балалаечники. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда? Давайте песенку о дружбе споем?
«Песенка друзей» муз. В. Герчик. Муз. рук: Молодцы ребята.
-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (балалайка)
-Какой это инструмент? (русский народный)
-К какой группе он относится? (струнно-щипковый)
-Какой тембр у балалайки? (легкий, задорный, лиричный)
-Как играют на балалайке? (щипками или бряцанием, то есть ударом указательного пальца по всем струнам)
-Как называют людей, которые играют на балалайках? (балалаечниками)
А теперь попрощаемся с Петрушкой, поблагодарим его за интересное знакомство с инструментом, попросим его еще к нам придти.
Дети: Спасибо, до свидания!
Петрушка: Обязательно приду! До свидания, ребята, до скорых встреч.