Инна Никишина
Проект «Народные промыслы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные промыслы России»
подготовительная группа № 16 «Ягодки»
Подготовили и провели :
воспитатель: Никишина И. В.
воспитатель: Романова Н. Б.
г. Воскресенск, 2022
Тип проекта : познавательно-практический
Публикация «Проект „Народные промыслы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители и воспитатели
Сроки реализации проекта : краткосрочный
Цель проекта : Создание условий для формирования представлений детей о культуре и творчестве русского народа и изучения традиционных народных промыслов России.
Задачи:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
- Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Предполагаемый результат:
- Закрепление знаний и представлений детей о декоративно – прикладном искусстве;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения, творческого мышления;
- Развитие умения детей ориентироваться в различных видах росписи;
- Развитие умения детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки с элементами художественной росписи);
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подготовка материала по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2 этап – деятельностный
Работа с детьми:
Беседы «Филимоновские игрушки»
«Дымковские игрушки»
«Золотая хохлома»
«Голубая Гжель»
«Веселые матрешки»
«Городецкая роспись»
«Каргопольские игрушки»
НОД Рисование «Филимоновские игрушки»
Оригами «Филимоновский петушок»
Лепка из соленого теста «Дымковские лошадки»
Рисование «Роспись Дымковских лошадок»
Рисование «Золотая Хохлома»
Рисование «Роспись – Морозные узоры Гжели»
Конструирование: «Гжельский головной убор»
Лепка матрешек «Веселые матрешки»
Пластилинография «Веселые матрешки»
Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись»
Аппликация «Городецкая дощечка»
«Чудо валенки» с использованием нетрадиционных материалов
Художественная литература
Прослушивание песни «Ложки деревенские» З. Я. Роот
Чтение стихотворения М. Г. Смирнова «Дымка»
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)
Чтение стихотворения Е. А. Никонова «Узоры гжели»
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись» «Гжель», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»
Игры П/и «Воротца»
Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.
П/и «Горелки»
Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Игра – лото «Русская посуда» Л. В.
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Цель: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях.
«Угостим матрешек чаем»,
«Веселая ярмарка»,
«Салон красоты».
Д/ и: «Узнай узор», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Назови правильно», «Чей сувенир?», «Составь узор»
Цель: Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей. Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей.
Презентации «Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «Филимоновские игрушки», «Гжель», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома»
Работа с родителями:
Консультации:
«Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»;
«Ознакомление детей с произведениями народного декоративно- прикладного искусства»
Создание в группе уголка «Народные промыслы».
Использование народных росписей в оформлении книжного уголка.
Методы реализации проекта :
- Наглядные (рассматривание иллюстраций, образца; прием показа способов изображения);
- Словесные (беседы, чтение художественных произведений, загадки);
- Практические (рисование, лепка, игры);
- Игровые.
3 этап – итоговый
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Итогом по завершению проекта стали :
-Выставка рисунков и поделок детей, выполненных совместно с родителями
- Создание альбомов «Виды росписей»
- Развлечение для детей «Город Мастеров»
- Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
Тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Опыт работы с детьми показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Они не только называют предметы быта старины, но и понимают их назначение, правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Список литературы
1. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию [Текст] / Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. - Москва : ТЦ Сфера, 2015. - 313 с.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2016.
3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет [Текст] : конспекты занятий / Д. Н. Колдина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 106.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.