Васильева Анастасия
Проект для детей 4–5 лет «Народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей средней группы (4-5 лет) детского сада с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
Автор: Васильева А. В
Организация: «Детский сад № 302 «Голосистый петушок»
Населенный пункт: г. Новосибирск
Продолжительность проекта :1 неделя
Тип проекта : Познавательно-творческий проект.
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Народное творчество“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатели родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Цель проекта :
Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Задачи проекта :
- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
- познакомить детей с особенностями народного быта;
- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;
- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;
- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;
- познакомить детей с разными видами народного творчества;
- развивать художественно — творческие способности детей;
- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Значение проекта :
Для детей :
Обучающее:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающее:
• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Для педагогов:
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции»(вышивка)
• Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые,
• Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т. п. ,
• Русские народные праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т. д.)
• Быт (русская изба,
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;
- беседы, вопросы, разъяснения.
Предполагаемый результат:
Для воспитанников:
- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, освоение техники рисования узоров;
- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;
- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;
- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Для педагогов:
- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;
- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;
Для родителей:
- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;
- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами
Системная паутинка по проекту :
Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.
Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору. Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Беседа-обсуждение жизни наших предков.
Социализация
Физическая культура
Формы взаимодействия с семьей
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок», «Змейка с воротцами».
Задание для родителей подготовить материал для выставки на тему «Бабушкино кружево»
Художественное творчество
Музыка
Режимные моменты
Раскрашивание «Дымковской игрушки».
Расширение представлений детей о народных промыслах.
Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод).
Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).
Русские народные подвижные игры на прогулке.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
Этапы работы Содержание работы Сроки
I Подготовительный - подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;
- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;
- разработка методических пособий, конспектов НОД;
- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;
- распределение заданий между участниками проекта;
- опрос родителей «Что ваши дети знают о народной культуре и традициях?», «Посещаете ли Вы с детьми места, связанные с народным творчеством, русскими обычаями и промыслами?». 1 неделя
II
Практический
(основной)
с детьми
«Познавательное
развитие»
- просмотр видеоматериалов: «История возникновения русской народной культуры», «Что в имени твоем сказка?», «Панорама русских обычаев»;
- НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»;
- НОД «При солнышке тепло, при матушке добро»;
- НОД «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?» 2 недели
«Социально-коммуникативное»
- экскурсия - «Знакомство с бытом русской избы»;
- сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Арины»», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках»;
- ситуации: «Как у бабушки Маруси…», «Вот Ванюшкина кроватка».
Беседа: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси»
- просмотр презентаций: - музей п. Мишелевка «Мастера и умельцы своего дела»; - «Хохлома»;
- «Гжель».
«Речевое развитие» - одо «Прогулка по фольклорным дорожкам»;
- составление описательного рассказа: «Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»;
- рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушке в деревню»;
- придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);
- рассказы по открыткам;
-пословицы, поговорки, загадки;
- итоговое мероприятие «В гостях у сказки».
«Игровая деятельность» - дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»;
- строительные игры: «Дом в деревни»;
- игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары».
«Художественно-
эстетическое
развитие»
1. Конструирование
Разный вид конструктора, использование бросового материала (проволока, коробки и др., «Лего» :
- «Домик для собачки»; - «Строительство сказочных домов»; - «Наш деревенский дворик».
2. Рисование
Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография) :
- «Дымковские игрушки»; - «Матрешек русский хоровод»; - «Волшебная ложка»; - «Ставеньки резные, окна расписные».
3. Лепка
Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста) :
- «Угощение для матрешек»; - «Козленок»; - «Уточка» (дымковская игрушка); - «Домик».
4. Аппликация
- «Фартук для бабушки»; - «Украшу я тарелочку цветами»; - заборчик для петушка «Солнышко и тучка»; - коллективная работа «Роспись кокошника».
Чтение художественной литературы
- Русские народные сказки : - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Заяц-хваста»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие.
Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.
5. Музыка
Слушание любимых мелодий «Гусельки» :
- «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»; - «Во саду ли в огороде» и другие;
Музыкально-литературный вечер «Во поле береза стояла»;
Организация концерта для детей 2 младшей группы : чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.
«Физическая
культура»
1. Утренняя гимнастика:
- «Как котик в гости ходил»; - «Матрешки».
2. Подвижные игры:
- «У медведя во бору»; - «Гуси-лебеди»; - «Совушка сова»; - «Колпачок»; - «Мыши водят хоровод».
3. Хороводые игры:
- «Галя по садочку шла»; - «Ходит Васька серенький».
4. Ходьба по массажным дорожкам:
«Веселый ручеек», «Нарядная фантазия».
«Познавательно-исследовательская деятельность» 1. Рассматривание альбомов и иллюстраций:
- «Матрешка – символ страны»; - «Народные промыслы»; - «Дымковские чудо игрушки»;
- «Предметы русской избы»; - «Русская национальная одежда».
2. О чем рассказали фотографии? :
- «Старый портрет»; - «На память платочек».
3. Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).
С родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами.
3. Привлечение к созданию библиотеки:
- приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;
- создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»;
- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.
4. Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);
5. Выполнение домашнего задания с детьми:
- сочинение рассказов и сказок;
- совместная творческая работа «Мастерство рук творения»;
- изготовление масок для драматизации сказок.
6. Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы, «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».
7. Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».
III
Заключительный - представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей;
- представление центра в группе «Народное творчество» для детей других групп;
- представление творческих работ детей «Красота дымки»;
- выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;
- выставка художественной библиотеки «В гостях у русской народной сказки., потешки, пестушки и песенки»
- фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;
- демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта. 1 неделя
Перспективное планирование познавательно – творческого проекта
Материалы к проекту :
Литература:
1. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.
2. Борменкова Т. М. «Русский фольклор в развитии речи детей», 2018г., изд-во «ТЦ Сфера».
3. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
4. Громова О. Е. «Ознакомление дошкольников с социальным миром», 2012г. «ТЦ СФЕРА».
5. О. Л. Князева, М. В. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре, 2016 г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.
6. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина?», 2003г. «ТЦ Сфера».
7. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
8. Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.
9. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
10. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
11. Лыкова И. А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.
12. Пентелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
13. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», 2003г., изд-во «Скрипторий 2000».
14. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.
15. Федотова Г. П. «На золотом крыльце сидели», 2000г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.