Ольга Данченкова
Проект «Звёздные врата. Космодром «Восточный»
Паспорт проекта
Место реализации: «Детский сад общеразвивающего вида № 41»
Муниципального образования г. Братска
Участники: воспитанники подготовительной группы «Сказка»
Руководитель кружка по робототехники: Данченкова Ольга Михайловна - воспитатель МБДОУ «ДСОВ №41» МО г. Братска
Наименование проекта : Звёздные врата : Космодром «Восточный»
Содержание проекта :
1. Введение
1.1. Актуальность.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Практическая значимость.
1.4. Этапы работы
Публикация «Проект „Звёздные врата, Космодром „Восточный“» размещена в разделах
2. Содержание работы
2.1. I этап. Подготовительный
2.2. II этап. Исследовательско-практический
Информационная справка.
2.3. III этап итоговый, презентационный.
3. Заключение.
1. Введение
1.1. Актуальность.
Как нам известно, что в этом году 12 апреля знаменательная дата – 60-летие полета в космос Юрия Гагарина. Дети подготовительной группы решили создать свой мини - музей, посвященный этому празднику. Но как и из чего его создать в группе? Что интересного придумать? Дети, в процессе реализации проекта по теме «Космос», собрали модели планет, слепили космонавтов из пластилина, из конструктора «Дары Фрёбеля» выложили планеты солнечной системы, нарисовали космические корабли. Получились первые экспонаты мини-музея. Затем ребятам захотелось узнать откуда стартуют ракеты. Так у детей подготовительной группы возникла идея: создать макет Космодрома. Когда они придумывали модель Космодрома, в их лицах можно было увидеть, что они на какое-то время становились настоящими инженерами-конструкторами, изобретателями. Эта работа стала для них такой интересной и захватывающей, что открыла для них новые перспективы, где нет предела их творчеству, фантазии.
1.2. Цель проекта : Развитие технического творчества и конструкторских способностей у детей подготовительной группы через создание макета Космодром с использованием конструктора Академия Наураши «Азбука робототехники», Лего и магнитного конструктора.
Задачи проекта :
1. Продолжать расширять представление о космосе.
2. Развивать конструктивное мышление и техническое творчество детей.
3. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, функции, основные части, устанавливать взаимосвязь между их назначением и строением.
4. Развивать познавательную активность, воображение, любознательность.
5. Воспитывать патриотические чувства (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, желание работать в коллективе, интерес к космонавтике, чувство гордости за историю своей страны.
6. Объединение участников проекта (родителей и детей) в рамках создания проекта по теме «Космос».
Объект исследования: космодромы страны.
Предмет: Космодром «Восточный»
Гипотеза: дети предположили, что если узнают всё о космодромах страны, то смогут с помощью конструкторов создать макет космодрома.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Опрос детей в группе.
3. Обобщение результатов исследования.
4. Изготовление макета Космодрома «Восточный».
Оборудование и материалы:
Компьютер для показа слайдов, презентаций, и программирования робота. Конструкторы: Академия Наураши «Азбука робототехники», «Лего», магнитный конструктор, фигурки лего-человечков, детали игрушек ракета и радиолокатор, коробка из пенопласта, бумага фольга. Музыка: на флеш-накопителе мелодия - «Полет к далеким звездам. Надежда человечества на обретение потерянного рая», группа Земляне - Трава у дома.
1.3. Практическая значимость: Может использоваться в играх детьми как среднего, так и старшего дошкольного возраста. А теоретический материал проекта найдет широкое применение при изучении темы недели посвященной космосу.
Продукт детской деятельности: макет Космодрома «Восточный» из конструктора Академия Наураши «Азбука робототехники», «Лего» и магнитного конструктора.
1.4. Этапы работы
I этап. Подготовительный
II этап. Исследовательско-практический
III этап. Итоговый, презентационный.
2. Содержание работы.
I этап. Подготовительный.
На утреннем рефлексивном круге группы «Сказка» обсуждалась тема «Космос». Вопросов у ребят возникло много: из чего состоят летательные аппараты, откуда они взлетают в космическое пространство. В связи с этим, очевидно, надо было рассмотреть вопросы, связанные с космодромом и запуском летательных аппаратов. Проводились беседы по теме «Космос»; дидактические игры с использованием «Даров Фрёбеля»; подвижные и сюжетно-ролевые игры «Полет в космос», лепка, конструирование, рисование «Планеты Солнечной системы», «Ракеты».
Подбиралась энциклопедическая и художественная литература, просмотр видеофильмов по тематике, необходимого для создания проекта. Для практического обогащения проекта был произведен подбор необходимого оборудования и материала.
II этап. Исследовательско-практический.
Исследование - опрос.
На втором этапе, изучая материалы данной темы, были проведены практические исследования использования в повседневной жизни информации о космодромах. Проведен опрос детей подготовительной группы.
В опросе участвовало 20 человек: 11 девочек и 9 мальчиков. Им необходимо было ответить на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты что такое космодром?
2. Какие космодромы нашей страны ты знаешь?
3. Как ты думаешь, зачем они нужны?
Результаты опроса показали, что 15 детей отвечают на вопросы рассуждая, а 5 человек затрудняются в ответах. Таким образом, не все ребята подготовительной группы знают, что такое космодром, не каждый из них знает их названия и значение.
Исследовательская работа по проекту помогла детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировала полученные ими знания, была составлена Информационная справка о космодромах России.
Так исследовательская работа перешла в конструктивную деятельности детей.
Описание конструкций.
Выяснив, что располагается на космодроме, ребята приступили изготавливать модель Космодрома «Восточный» :
• Коля Климовских сконструировал станцию солнечная батарея и робот-лестница для доставки космонавта на борт ракеты-носителя;
• Сумая Самиева собрала модели системы безопасности: крутящуюся видео-башню связи и контроля, робот-видеокамера, метеостанция, а также из магнитного конструктора: центр управления полета (командный пункт) и центр подготовки космонавтов;
• Андрей Татарников построил модель стартового комплекса с системой охлаждения, хранения и заправки топлива ракеты-носителя и запрограммировал модель транспортно-установочной машины для доставки робота-лестницы с космонавтом. (Приложение 1)
Столкнувшись с проблемой отсутствия в наборе конструктора Академия Наураши «Азбука робототехники» котлована, для установки запуска ракеты-носителя, ребята искали ответ на вопрос, придумывали разные варианты из чего его сделать. Спросили родителей и нашли решение: сделать котлован из пенопласта (упаковка мультиварки) и обвернуть его фольгой для имитации бетонного покрытия.
Этапы сборки всех моделей были запечатлены на фотоаппарат. По завершению сбора отдельных моделей был составлен общий макет Космодрома «Восточный» с элементами фантазийных конструкций.
Программирование.
Используя программу Studuino Software, дети смогли запрограммировать модель транспортно-установочной машины, применяя основные команды: вперед, пауза, назад, с установкой заданного времени.
2.3. III этап. Итоговый, презентационный.
На третьем этапе были подведены результаты. Дети готовились к презентации макета, распределяли, кто, о чем рассказывает.
Работа полностью отвечает поставленным целям и задачам. Проходит все критерии творческого проекта :
• Конструкция макета эстетична, устойчива, прочна и безопасна в эксплуатации.
• Презентация макета Космодром «Восточный» вызвала у ребят группы восторг и желание создать подобное самим.
• Наша модель развивает не только мышление, конструкторские способности, но и техническое творчество.
Заключение. Перспективы проекта.
С целью выявления значимости проекта Космодром «Восточный» была проведена исследовательская работа, изучены материалы по теме из разных источников, создан мини-музей, посвященного Дню космонавтики. Думаем, что наша исследовательская работа будет интересна другим детям. Поэтому в перспективе:
• пригласить на экскурсию детей из других групп, и ребятам подготовительной группы выступать в роли экскурсоводов.
• Провести клубный час, посвященный празднику в виде сюжетно-ролевой игры.
• Подготовка к созданию творческого проекта «Строительство летательных аппаратов».
Таким образом, созданный макет Космодрома «Восточный» пополнил экспозиции мини-музея группы. Всё гениальное в детском возрасте начинается с игры! Проект показал, что играя дети конструируют, фантазируют, а значит в будущим могут стать конструкторами-изобретателями.
Список использованных источников:
1. О. И. Суматохина «Космос. 3D-знциклопедия»
2. РОСМЭН. Детская энциклопедия «Астрономия и космос»
3. Г. Н. Элькин «Детям о космосе и космонавтах»
Интернет ресурсы:
1.https://zen.yandex.ru/media/112/5-glavnyh-kosmodromov-rossii-i-gde-oni-nahodiatsia-5efcc642e951010a582fcec6
2.https://yandex.ru/video/
3. https://www.roscosmos.ru/28960/
4. Документальный фильм «Космодром Восточный. Поехали!», Первый канал.