Курасова Лариса
Проект «Весна и природа» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети, родители и воспитатели средней группы.
Тип проекта : творческий, познавательно - исследовательский.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1-2недели)
Актуальность:
Весна - прекрасное время года, когда от сна и холода пробуждается все живое. Появляются первоцветы, ярче светит солнышко, из почек проклевываются клейкие листочки. И не только природа радуется, но и мы, люди. Чаще можно встретить улыбающиеся лица, мы больше времени проводим на воздухе. К сожалению, дети в силу своего возраста не обращают внимания на происходящие изменения, а просто радуются солнцу. В итоге мы приходим к неутешительным выводам- дети во время опроса не могут ответить на поставленные вопросы. У них не сформированы знания об изменениях, происходящих в природе весной, они не могут устанавливать связи между живой и неживой природой. Данный проект направлен на то, чтобы с помощью педагога и родителей дать детям недостающие знания о весне и весенних изменениях в природе.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема:
У детей средней группы еще не совсем сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, о насекомых. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности. Недостаточно сформирован словарный запас детей по лексическим темам: «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».
Цель проекта : Расширять и обогащать знания о весеннем изменении в живой и неживой природе, замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
• Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
• Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».
• Активизировать словарь детей по лексическим темам.
Развивающие:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
• Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.
• Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира.
• Расширять знания детей о признаках весны, формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
• Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных весной.
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
• Способствовать формированию интереса детей к природе.
Для педагогов:
• расширять знания детей о весне;
• развивать любознательность;
• развивать трудовой потенциал у ребенка.
Для родителей:
• развитие совместного творчества родителей и детей;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
• выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома.
Формы реализации проекта :
- непосредственно образовательная деятельность; - художественная деятельность; - опыты, исследования, наблюдения; - дидактические, настольные игры, подвижные игры, коммуникативные, - беседы, рассматривание иллюстраций, открыток; -использование телевизора для просмотра презентации о весне ; - работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями
2. Расширение знания о живой и неживой природе весной и её проявлениях. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе, жизни животных, птиц, насекомых и растений.
3. Пополнение словарного запаса детей стихами на весеннюю тему;
4. Развитие связной речи, умение рассматривать картинки о весне, составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя.
5. Формирование активности и заинтересованности детей в образовательном процессе.
6. Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из природных материалов, лепка). 7. Чтение наизусть стихотворений, загадок о весне. 8. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.
Полученный результат:
1. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о весенних изменениях в природе, о жизни животных, насекомых и растениях весной. 2. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками весенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. 3. Появилось желание самостоятельно заниматься творчеством – рисовать, лепить все что связано с временем года весна. 4. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Разработка и накопление методических материалов:
• подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта :
• подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
• подготовка материалов для продуктивной деятельности;
• подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
3. Создание развивающей среды :
• внесение изменений в календарь наблюдений за природой;
• изготовление макетов по теме «Весна», Перелётные птицы», «Насекомые»;
• изготовление лепбука по теме «Перелётные птицы».
4. Разработка мероприятий по работе с родителями.
• изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях весной за природой (народные приметы, стихи, загадки и т. д.);
• информированность родителей о предстоящей деятельности;
• размещение справочной информации по лексическим темам.
2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Образовательная область Виды деятельности
Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность
Трудовая деятельность
Мини – огород на подоконнике, посадка лука, посев семян томатов, салата, петрушки.
Уборка на участке сухих веток и травы на клумбе.
Дежурство в уголке природы.
Формирование основ безопасности:
Беседы:
«Какие опасности таятся весной на улице?», «Тонкий лёд», «Опасные сосульки», «Опасные насекомые»
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Путешествие в весенний лес», «Зоологический музей насекомых».
Дидактические игры:
«Найди, где спрятано», «Сосчитай птиц», «Где летит насекомое», «Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это бывает?», «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Зимует – улетает», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т. д.
Словесные : «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».
Игры-драматизации:
«Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха».
Физическое развитие Совместная деятельность
Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка», «Солнышко и дождик», «Перелёт птиц»,
Здоровьесберегающие технологии:
Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза».
Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон».
Дыхательная гимнастика: «Цветы», «Ветерок».
Гимнастика для глаз: «Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик».
Динамические паузы: «Цветок», «Солнце».
Познавательное развитие Организованная – образовательная деятельность
Познавательно – исследовательская деятельность
«Экологическая тропа весной».
«В гости к хозяйке луга».
ФЭМП
«Весна пришла».
Совместная деятельность
Рассматривание картинок о весне, репродукций Левитана, Саврасова, Грабаря.
Рассматривание тематических альбомов, картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые» по лексическим темам.
Ведение дневников наблюдений за погодой, за птицами.
Наблюдения:
- за солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет);
- за небом (замечать изменения на небе, происходящих весной - стало высоким);
- за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- за трудом взрослых весной (познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями весной; воспитывать уважение к работе дворника, желание помогать);
- за цветником ( познакомить детей с названиями растений: тюльпаны, нарциссы);
- за птицами (уточнить представления о строении птиц, характерными особенностями, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны);
- за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).
- за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; отметить набухание почек);
- за набуханием почек на ветках деревьев, поставленных в вазу;
- за растениями «Огорода на подоконнике»;
- за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Опыты, эксперименты: «Солнечный зайчик», «Весенние кораблики», «Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел предметы?», «Веточка в вазе».
Беседы:
«Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Первые цветы», «Растения весной», «Весна и животные», «Шестиногие малыши», «Весенние радости», «Солнечная капель».
Художественно-эстетическое развитие Организованная – образовательная деятельность
Изобразительная деятельность
Рисование:
«Нарисуй картинку про весну».
Лепка:
«Птички клюют зёрнышки».
Музыкальная деятельность
Слушание:
П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»
Совместная деятельность
Изобразительная деятельность
Рисование
«Весеннее настроение» - ниткопись;
«Грачи прилетели» способом тычкования;
«Расцвели одуванчики» - тычкование полусухой жёсткой кистью;
Рисование по трафаретам, раскрашивание готовых силуэтов птиц, насекомых, цветов.
Лепка
«Божья коровка» из солёного теста;
«Жуки» лепка + природный материал.
Аппликация
«Тучи по небу бежали» мозаика из цветной бумаги с элементами рисования.
«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток.
Конструктивно-модельная деятельность
«Кораблики» из бросового материала (спичных коробков и пенопласта);
«Домик для птиц» из строительного материала.
Музыкальная деятельность
Слушание: Релаксационная музыка со звуками пробуждающейся природы.
Музыкальные игры «Мы на луг ходили»
Речевое развитие Организованная – образовательная деятельность
Развитие речи
Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы…»
Заучивание стихотворения чувашского поэта Ю. Кушак «О чём думает одуванчик?».
Составление рассказов по картине «Одуванчики».
Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (по теме «Весна. Труд людей весной»).
Совместная деятельность
Составление рассказов по сюжетным картинам о весне, рассказов – описаний по картинкам о перелётных птицах, цветах, насекомых.
Беседы: «Почему весна называется весна - красна», «Какое время года вам нравится?», «Весенние хлопоты птиц», «Весенние цветы», «Животные весной», «Насекомые весной».
Чтение художественной литературы
Чтение познавательной литературы «Как появилась птица?», «Как появился цветок», «Как появилась бабочка?».
Чтение заклички «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е. Баратынского «Весна – весна» (в сокр., Е. Серова. «Одуванчик».
Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.
Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище».
Чтение пословиц и поговорок о весне, загадок о перелётных птицах, цветах, насекомых.
Работа с родителями Статья «Как предупредить весенний авитаминоз?»
Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».
Изготовление скворечника.
3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.
3. Проведение итогового комплексного занятия «Весна - красна»;
4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку, сетевой город.