Ольга Сямиуллина
Проект «В мире сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе на тему: «В мире сказок»
Выполнила: воспитатель средней группы Сямиуллина Ольга Владимировна 2019 год
Актуальность:
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного развития. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. Данная тема очень актуальна во все времена.
Публикация «Проект „В мире сказок“» размещена в разделах
Цель: создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Задачи:
1. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).
3. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения.
4. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
Тип проекта : информационно – игровой.
Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя (с 7 по 11 апреля 2019 года.)
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители.
Материалы и оборудования: иллюстрации к сказкам, разработанные презентации – викторины, задания по сказкам, фишки-репки из бумаги, картон для оформления книги сказок, придуманных детьми совместно с родителями.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
-.Постановка цели и задач.
-Составление плана деятельности.
-Подбор материала по данной теме.
-Подбор информации для родителей.
2. Основной:
- Совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленной задачей.
-Работа с родителями.
3. Заключительный
Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту. Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки».
Ожидаемые результаты:
- проявляет интерес и любовь к сказкам;
- знает и называет прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей;
-узнаёт сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению;
- использует различные виды театров;
- умеет использовать различные средства выразительности;
- умеет самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
Понедельник
Загадка о книге
Дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций Беседа: «В гости к книге» Уточнение знаний детей о предназначении книг;
Д. и. Салат из сказок
Расширять знания детей о русских народных сказках
Выставка разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам
Воспитывать бережное отношение к книге
Вторник
Викторина «Народные сказки»
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Чтение и анализ руссконародной сказки «три медведя»
Побуждение интереса к русским народным сказкам
Д. и. «Отгадайка» учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки
Среда
Просмотр русско-народной сказки «маша и медведь»
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Рисоване: «Маша и медведь»
Развитие творческих способностей детей, с помощью русско-народных сказок
Д. и. «чья песенка?» закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок Четверг
Составление сказки по сюжетно-ролевым картинкам ««Расскажи научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитикосинтетическое мышление сказку по серии картинок»
Русско-народная игра: «У медведя во бору»
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Пятница
Д. и. «Волшебные слова» развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова Просмотр презентации «русская изба»
Прививать любовь к русскому народу
Изготовление альбома для рассматривания:
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
Расширять представление детей о сказках Работа с родителями
Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»
Какие сказки предпочитает ребенок, вызывают ли интерес сказки у детей
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
Понедельник
Книги сказок
Цель: дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций.
Деятельность педагога. Загадывает загадку о книге: «Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает»
Деятельность детей. Пытаются разгадать загадку.
Деятельность педагога.
Устраивает выставку разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам.
Деятельность детей. Ребёнок выбирает знакомую сказку и рассказывает о ней всё, что знает (название, о чём сказка, кто герои и т. д.).
Беседа: «В гости к книге» Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир. Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот. И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой, Обожаемые сказки слаще ягоды любой. В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит, Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Какие сказки вы любите больше всего? А какие сказки вам читали или читают ваши родители?
Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, сказки, пробуждающие все самое лучшее и доброе, сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
Д. и. «Салат из сказок» Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветиксемицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли? («Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»). Вторник
Викторина «Народные сказки»
1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках? - Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец
2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках? - Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка
3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса? - Один, Два, Три, Четыре
4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк? - Колобок, Пирожок, Кашу, Машу
5. Какая русская сказка существует? - «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».
6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил? -Снегурочку,-Золушку, Падчерицу
7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе? - В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.
8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке? - Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле? - Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?
9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки? -С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем. - С Емелей, С перелётными утками.
10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»? -Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.
11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это… -Щука, Сом, Кит, Акула. «Отгадай-ка!» «Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка» «Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка» «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» Сказка «Кот, петух и лиса» «Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
Среда
«Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок). «Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки Было внучка Снегурушка, Её подружки в лес заманили, Заманили – покинули». Песенка Снегурушки Сказка «Снегурушка и лиса» «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок… Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Четверг
У медведя во бору. Русская народная подвижная игра для детей. В эту русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Играть можно начинать уже с трехлетними малышами, но роль водящего на первых порах лучше взять на себя. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит. Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова: У медведя во бору Грибы ягоды беру А медведь не спит И на нас рычит! После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется. Можно разметить «домик» для детей – черта на площадке, попав за которую ребята находятся в безопасности – там «медведь» не имеет права их ловить.
Пятница
«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова) «По щучьему велению, по моему хотению…» Сказка «По щучьему велению» «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна – лягушка» «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!» Сказка «Сивка – бурка» «Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо» Работа с родителями Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
Дошкольный возраст является наиболее важным периодом формирования нравственных и моральных общечеловеческих ценностей. Одним из эффективных средств развития доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста является сказка. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, идет по жизни и остаётся с ней навсегда. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра. Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость и эмоциональность. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». Ребенок учиться понимать поступки героев сказки, события сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться положительным примером своего героя. Сказка помогает выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему сказочному герою и противиться плохому поведению сказочных героев, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогает решении нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок - это первый «учебник жизни» человека. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. После прочтения сказки важно поговорить с ребенком используя вопросы: Понравилась ли тебе сказка? Что понравилось больше всего? Кто главный герой? Кто из героев понравился? Как поступил главный герой? А как бы ты поступил на его месте? Объяснить малышу, как поступать нельзя и как можно, закреплять желание следовать положительному примеру героев сказки. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Итак, если правильно подобрать сказки в соответствии с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Одобрение положительных поступков сказочных героев и неодобрение негативных позволяет малышам не только понять, но и применять в реальной жизни понятия о том, как можно поступать, а как нельзя.
Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?