Любовь Дубровская
Проект «Скачет, прыгает, играет, устали совсем не знает!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект - исследовательско - творческий, краткосрочный. Работа над проектом осуществлялась через поисково-исследовательскую деятельность, которая была направлена на расширение творческого потенциала и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.
Актуальность.
Обязательным условием полноценного развития ребенка дошкольника является игра. В настоящее время, к сожалению, дети огромное количество времени проводят за игрой в компьютер, заняты просмотром телевизора и очень мало времени уделяется «живым», активным, действительно, детским играм, и особенно играм с мячом, в которых дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются их двигательные навыки. При всем изобилии различных технических средств, в которых наши дети разбираются иногда лучше нас, они как будто лишены детства и мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценность игр с мячом.
Публикация «Проект „Скачет, прыгает, играет, устали совсем не знает!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Играя в детском саду в мяч, ребятам очень понравилось то, как мяч ударяется о пол и снова возвращается в руки. Когда дети взяли тряпочные набивные мячи и стали играть ими, они были очень удивлены, почему резиновый мяч отпрыгивает, а тряпочный нет.
Цель: выяснить, почему мяч прыгает, повысить интерес к играм с мячом.
Задачи:
• Расширить знания детей о мячах
• Формировать у детей исследовательские навыки
• Формировать знания о качестве и свойствах материала, из которого сделан объект на основе морфологической таблицы (МТ) и маленьких человечков (МЧ)
• Развивать умение искать информацию в разных источниках
• Развивать интерес к исследовательской деятельности, желание узнавать новое
• Развивать желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности
• Привлечь родителей к работе в проекте.
Гипотеза: Резиновый мяч наполнен воздухом и за счет определенного расположения МЧ он обладает таким качеством, как упругость и становится «прыгучим». Если в мяче нет воздуха, и он сделан из другого материала, отскочить от поверхности он не сможет.
Этапы работы над проектом :
1 этап - подготовительный (1 неделя)
На подготовительном этапе донесла до родителей важность и значимость данной темы. Дети принесли из дома: стихи о мяче, иллюстрации с видами спорта, в которых используется мяч, иллюстрации с изображением разных видов мячей. Совместно с родителями оформили развивающий стенд «Разноцветный мячик по дорожке скачет!», вместе с детьми изготовили наглядный иллюстрированный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением детей, играющих в мяч, подготовили ткань и резину для работы) Приложение 1.
Составила план мероприятий по реализации проекта.
Так как в основе проекта лежит исследовательский метод обучения, в котором ребенок выступает, как организатор и «ученый», включила цикл занятий на основе методов ТРИЗ, отражающий изучение свойств резины и ее качеств.
2 этап – экспериментальный (1 неделя)
В начале практического этапа мы провели ряд занятий, первым из которых было «Знакомство с маленькими человечками (МЧ, твердого вещества.
Цель: дать представление о строении твердого вещества, заменить слово «молекулы» на словосочетание «маленькие человечки»; познакомить с многообразием твердых веществ, выделить их свойства путем наблюдений и экспериментирования, научить работать с морфологической таблицей (МТ).
Методы работы:
• Эмпатия;
• Эксперимент;
• Морфологический анализ (МА);
• Обследование
Оборудование, используемое на экспериментальном этапе:
Справочная таблица-схема
Таблица морфологического анализа
Карточки - символы
В результате дети усвоили, что во всех твердых веществах есть маленькие человечки (МЧ, но ведут они себя по - разному, в зависимости от материала, в котором они находятся. В дереве МЧ очень дружные и послушные. Они стоят рядом друг с другом, как солдаты в строю и образуют много рядов. Применяя метод эмпатии, дети превращались в МЧ и демонстрировали свойства твердого вещества. Приложение 2, фото 1.
Следующим шагом нашей работы было проведение эксперимента под названием «Упругая резина».
Цель: на примере резины продолжать знакомить со свойствами твердых тел - упругостью.
Методы работы:
• Эмпатия;
• Моделирование;
• Мозговой штурм.
Предварительная работа: игры с резиновыми игрушками, резиной разной толщины, игра с резиновым мячом «Горячая картошка».
Приложение 2, фото 2.
По окончании работы дети самостоятельно пришли к выводу о том, что МЧ резины хоть и дружат между собой, но не хотят вставать в строй. Они изгибаются, закручиваются, как им нравится. Потянешь кусок резины - строй выпрямляется, отпустишь - снова скручивается. Вот почему резина такая упругая. С помощью движений дети изображают модель резины.
Приложение 2, фото 3.
Еще одним очень важным этапом нашей работы было сравнение свойств ткани и резины.
Методы работы:
• Морфологический анализ;
• Моделирование;
• Обследование;
• Опыты.
Цель: Показать, что свойства веществ зависят от их внутреннего строения. Учить обследовать вещество, делать выводы по результатам обследования. Показать, что резиновый мяч наполнен воздухом при помощи насоса, а тряпочный сшивается и внутри содержит ткань. Приложение 2, фото 4, 5
Оборудование: МТ, лоскутки ткани, МЧ твердого вещества, карточки-символы качества материалов, шаблоны для изготовления набивного мяча, игла, ножницы, образцы резины разной толщины. Дети при помощи взрослого проводят опыты. Моделирование МЧ.
Приложение 2, фото 6, 7, 8, 9, 10.
Так как в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, с огромным удовольствием дети включались в игры с мячом. Мы включили такие игры, как «Горячая картошка», «Я знаю пять имен», «Вышибалы», «Собачки».
Цель игр - обучение ловле мяча, развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции.
При выполнении движений в играх, дети постоянно вспоминали о МЧ, и как они себя ведут в данный момент.
Приложение 2, фото 11.
Еще одним ярким моментом нашей работы было развлечение, посвященное открытию Олимпиады, в которое мы включили игры и эстафеты, с разными видами мячей, для того, чтобы дети эмоционально зарядились положительной энергией, еще раз сравнили, как ведут себя мячи, сделанные из разных материалов.
Приложение 2, фото 12,13.
3 этап - итоговый (2 дня)
В результате нашей работы дети приобрели навыки исследовательской деятельности, с большим интересом включались в проведение опытов, очень понравилось моделирование и работа по МТ. Мы обобщили знания детей по данной теме, дали представление о разных видах мячей, узнали, в какой игре какой мяч применяется, познакомились с новыми играми. На протяжении всего проекта воспитывали потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях.
Итогом работы стал выпуск газеты ДОУ № 4 02.02.2014., на тему: «Мячик прыгает-резвится», в которой мы отразили проделанную работу с детьми, родителями
Приложение 3.
Гипотеза наша подтвердилась. Ребята сделали вывод, что резиновый мяч наполнен воздухом и сделан из плотной резины, где МЧ могут изгибаться, закручиваться. Они не очень послушные и не держат строй, но могут возвращаться в исходное положение, за счет чего он прыгает и «скачет» и, если в нем нет воздуха он, останется неподвижным.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихи о мяче
Мяч (В. Берестов).
Бьют его, а он не злится
Он поет и веселится
Потому что без битья
Нет для мячика житья.
Мячик (А. Барто).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.
Мой веселый, звонкий мяч!
(С. Я. Маршак).
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал
Ты 15 раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот.
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо
Лопнул, хлопнул - вот и все.
Н. Радченко
Мой веселый мячик,
Прыгает и скачет :
Прыг- скок в уголок,
А потом обратно
Вот как мы вечерок
Провели приятно!
Т. Прокушева
Разноцветный мячик
По дорожке скачет
Прыгает, не бьется
В руки не дается!
Г. Кузнец.
Скачет мячик прыг да скок
Скачет мячик на порог
Скачет 10 раз подряд
От ладошки и назад.
З. Горбовкая
Что такое, Что за шум?
Скачет мячик : бум-бум-бум!
Прыг- прыг- прыг и
Скок-скок-скок
Укатился под кусток.
И. Оленева
Мячик прыгает - резвится!
Как ему остановиться?
Только руки опустил
И мой мячик загрустил.
м