Татьяна Фролова
Консультация для педагогов детского сада «Добрым быть совсем-совсем не просто!»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрым быть совсем, совсем не просто!
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «Деградация общества». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Замечательный актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».
Публикация «Консультация для педагогов детского сада „Добрым быть совсем-совсем не просто!“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Дошкольное учреждение должно уделять нравственному воспитанию большое внимание. В этом принимает участие весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Обязательно уважение личности каждого ребенка. Необходимым условием работы является также тесное сотрудничество с родителями.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. На музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,- так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- слова нашего современника В. Распутина.
Музыкальный руководитель, работая в тесном контакте с воспитателем и другими специалистами, решают совместно, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести.
На музыкальных занятиях музыкальный руководитель большое внимание уделяет слушанию музыки. С младшего возраста дети слушают разнохарактерную музыку: и веселую, и озорную, и грустную, печальную. Особенно нравятся детям пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел». Дети вспоминают своих четвероногих друзей. На их лицах написаны жалость и сострадание к маленькому заболевшему котику. Стихотворение Е. Благининой «Котенок» углубляет переживания детей. Дети нежно «гладят котенка», чтобы ему стало легче. И вот – награда! Котик выздоровел! Он играет, озорничает! Малыши в восторге! Они улыбаются, смеются. Как преображаются их лица!
Дети старшей группы почти единодушно решили, что грустная музыка нужна людям: она заставляет их задуматься, вспомнить о тех, кому плохо.
Очень душевно дети подготовительной группы откликаются на классическую музыку. Например, слушая «Романс» Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель», дети, затаив дыхание, вслушиваются в звучание симфонического оркестра. И не надо много говорить о музыке – она сама наполняет душу детей волшебными звуками!
Стараясь воспитать любовь к природе, ко всему живому, я использую разные формы работы. Например, в младшей группе, знакомясь с новой песней «Кошечка», ребятам предлагаю погладить игрушечную кошечку, накормить ее молочком из плошки; сказать, что она очень голодная и ее надо пожалеть. Малыши с удовольствием выполняют данные действия.
Разучивая песенку «Воробушки» муз. С. Караваевой, предлагаю детям посмотреть фильм про птичку; предлагаю понаблюдать, как птичка летает, как клюет зернышки. Объясняю, что птичкам очень холодно и голодно зимой.
Необычной является такая форма работы, как агитбригада. Так, к примеру, в старшей группе совместно с воспитателями, мы разработали и показали агитбригаду «Природы жалобная книга». Целью ее создания было воспитание бережного, доброго отношения к природе. Ребята в песнях, плясках, инсценировках рассказали, как нужно вести себя в природе: не разжигать в лесу костров; не разорять птичьих гнезд; не ворошить муравьиных домиков. Воспитание экологического сознания закладывает частицу доброты в их душу.
На праздниках и развлечениях учим детей быть вежливыми по отношению друг к другу во время игр, танцев. А еще этому их учат и персонажи, которые приходят на праздник не только украсить, разнообразить их, но и научить ребят хорошему. Например, на 8 Марта забыли пригласить старушку Шапокляк. Она обиделась и решила сделать детям пакость: украсть те подарки, которые они приготовили своим мамам и бабушкам. Но ребята пригласили старушку посмотреть небольшой спектакль, затем играли в игру «Назови ласковое слово» и дарили эти слова не только мамам, но и Шапокляк. Дети наяву видели, как преобразилась от добрых дел злая старушка!
На выпускной бал к детям пожаловала Фея вежливости и рассказала, какие в ее королевстве воспитанные и вежливые подданные в противовес невоспитанной и капризной принцессе. Дети играли вместе с принцессой в «Вежливые жмурки». Фея вежливости дарит ребятам волшебный шарик, с помощью которого они придумывают вежливые и добрые слова. У всех отличное настроение!
Музыкальному руководителю в этом направлении очень помогает музыкальный материал. Любая парная пляска учит детей согласовывать движения свои и своего товарища. Музыкальная игра требует соблюдения главного «вежливого» правила – двигаться, не толкая друг друга. Мы исполняем с ребятами песню «Будьте добры!»; танцуем танец «Дети и природа»; играем в игру «Семь прыжков» и т. д.
Это дает возможность почувствовать, что рядом с тобой – друг. Как хорошо, что мы вместе! Это та душевная близость, которая необходима нашим детям!