Лариса Шабалина
Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, родители, дети группы.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей детей.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты
- Проекты творческие
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.
При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью, им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка.
Учитывая вышесказанное, мы решили организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т. к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.
Причины проблемы:
• Недостаточность нетрадиционного дидактического материала для рисования.
• Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей со стороны родителей.
• Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Цель: развитие творческих способностей, детей средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Задачи:
1. знакомить с нетрадиционными техниками рисования;
помочь детям овладеть различными нетрадиционными техниками рисования;
2. формировать умение наблюдать, анализировать, решать задачи творческого характера;
3. реализовать самостоятельную творческую деятельность детей;
4. прививать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, состояния;
5. обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе;
6. познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками, 7. привлечь к изготовлению дидактических игр и нетрадиционного оборудования.
Формы проведения:
1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.
2.Выставки.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Ожидаемый результат:
• Повышение активности каждого ребёнка — участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
• Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей группы.
• Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
План реализации проекта
1 этап – разработка проекта (подготовительный)
Цель: создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
2 этап – реализация проекта (практический)
Цель: выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности. Апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.
3 этап – выставка детских работ
Цикл занятий:
1. «Рябина» (рисование пальцем или ватной палочкой).
Программное содержание: учить детей рисовать пальцами или ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.
2. «Украшение платочка» (печатание подручными материалами)
Программное содержание: формировать навыки несложной цветовой композиции. Расширять представление детей о возможных способах художественного изображения.
3. «Сказочные деревья» (рисование коктельной трубочкой).
Программное содержание: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.
4. «Петушок» (манной крупой)
Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Продолжать учить детей работать с красками. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
5. «Волшебные ладошки» (рисование ладошкой)
Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. «Семья снеговиков» (рисование методом тычка жёсткой кисти).
Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования методом тычка жёсткой кистью, закреплять умение правильно держать кисть.
7. «Сказочные цветы?» (рисование цветными ниточками)
Программное содержание: познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.
Роль родителей в реализации проекта:
1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.
2. Анкетирование родителей.
3. Участие в празднике «День Матери».
4. Консультация для родителей.
Работа с детьми:
1. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью
2. Чтение художественной литературы.
3. «Фантазии в красках» — игры с красками, цветом.
4. Продуктивная деятельность детей.
5. Участие в интернет конкурсах.
6. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками».
Заключение:
Наблюдая за эффективностью применения нетрадиционных техник рисования на занятиях, привели нас к выводу, что данные работы рисования создают ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Литература.
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.
3. Кожохина С. К. и Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
4. Лыкова И. А. Каждый охотник желает знать. -М., Карапуз,1999.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007.
6. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.
7. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой. /Дошкольное воспитание. 1996 №2. с. 28-33.
8. Черепковская С. А. Волшебница Монотипия. /Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45.