Наталья Лебедева
Проект «Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка в новом коллективе сверстников старшего дошкольного возраста».
Цель проекта : помочь ребенку адаптироваться в коллективе сверстников при условии создания комфортной эмоциональной среды.
Задачи
Публикация «Проект „Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Создать эмоционально-положительную среду в группе
- Обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;
- Осваивать социальные роли в коллективной жизни сверстников;
- Формировать у детей умения сотрудничать, дружить, проявлять эмоциональную отзывчивость;
- Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами.
Мой проект составлен для оказания поддержки детей старшего дошкольного возраста пришедших в новый коллектив, детей испытывающих трудности в общении с окружающими. Для успешной адаптации таких детей необходимо сформировать у них положительное отношение к детскому саду, к группе которую они посещают. Во многом это зависит от компетентности воспитателя, от его умений и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В моем проекте представлены различные формы адаптации ребенка старшего дошкольного возраста попадающего в новый коллектив, активная психологическая поддержка, интересные формы раскрытия потенциала ребенка и его личностных особенностей, а также мы уделяем особое внимание формированию положительных групповых норм и взаимоотношений детей.
Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка в новом коллективе сверстников старшего дошкольного возраста.
Планирование работы:
Этапы
Виды деятельности
Диагностический Диагностика уровней социальной адаптации старшего дошкольника
Уровни сформированности социальной адаптации старших дошкольников.
1. Интеллектуально-познавательное развитие. определяется по следующим показателям: 1) развитие познавательных процессов; 2) интерес к окружающему миру (тест Д. Векслера; диагностика понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру).
2. Эмоциональное благополучие-оценивается показателем "эмоции" (тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки "Тревожность", проективная методика "Я, мама, детский сад" И. В. Дубровиной).
3. Успешность социальных действий (контактов) оценивается показателями: 1) социальный статус в группе; 2) самооценка; 3) уровень общительности (методика Р. А Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной).
4. Усвоение норм поведения по показателям 1) поведение на занятиях, 2) творческий характер действий (фрустрационный тест С. Розенцвейга).
Диагностика рисунка "Я в детском саду".
В результате диагностики были выявлены следующие проблемы:
-Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту : неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.
-Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.
Договорной (проектировочный) Создание условий для эмоционального комфорта нового ребенка в группе.
Подбор методического материала и разработка методов и приемов
Подготовительный этап
Прогнозируя поведение детей, мы предполагаем что могут возникнуть трудности с установлением контакта с новым ребенком, так как в группе уже сложись устоявшееся дружеские связи.
В связи с этим на этом этапе мы используем Тактику Защиты, так как хотим защитить
ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие
Предварительная работа с детьми.
Проблемная ситуация "Новенькая"
Предлагаем условную проблемную ситуацию детям, если бы в группу пришла новая девочка, а дети её не принимают в игру. Дети обсуждают проблему, как надо отнестись к новой девочке. Как должны поступить дети, чтоб девочке понравилось в группе.
Воспитатель сообщает детям о скором приходе нового ребенка. Предлагает детям придумать как её можно встретить и предложить детям подумать, что мы можем сделать, чтобы её у нас понравилось.
Деятельностный
На протяжение этого этапа мы используем тактику «помощи» условием которой является создание положительной эмоциональной среды для данного ребенка.
Мы даем ребёнку понять, что он нам интересен, разговариваем с ним о том, что интересно ему.
Делимся с ребенком своим опытом, переживаниями, проблемами: "В детстве у меня была похожая ситуацию, мне пришлось перейти в другой детский сад и познакомится с новыми ребятами. Был страх неизвестности и я очень переживала как меня примут. "Дети оказались очень даже дружелюбными. Там я познакомилась с девочкой Машей с которой мы дружим до сих пор.
Закрепляем положительное: поощряем у нашей воспитаннице желание самостоятельно идти с детьми на контакт, стремление завязывать с детьми совместную игру. "Как ты интересно придумала,
Как хорошо у тебя получилось, потому что ты смогла договорится
(игра "Карнавал")
Дети предложили варианты как встретят новую девочку. Они придумали провести экскурсию по группе. Каждый ребенок-экскурсовод должен познакомить Варю с уголком который наиболее им интересен.
Удержание от отрицательного:
Заметив, что Варя уединилась и скучает, мы сообщаем ей что в игре без неё не обойтись ( пр: в магазине срочно требуется кассир из-за большого количества покупателей).
Совместная деятельность с воспитателем
Взаимодействие с родителями
Игры на адаптацию и сближение
Знакомство
Игра-упражнение «Давайте познакомимся»
Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени.
Игра: Экскурсия по группе
Воспитатель проводит экскурсию по саду
Игра-упражнение «Царевна Несмеяна»
Чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. (дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.
Конструирование «Дом дружбы»
Цель: развивать информационно-коммуникативные умения ( умение договариваться: слушать и слышать друг друга)
Беседа «Волшебные слова»
Цель: закрепить знания детей о том, что знание этикета и вежливых слов поможет наладить контакт, в общении с окружающими
Игра «Азбука настроений»
Цель: продолжаем закреплять умение определять настроение по выражениям лиц.
Дерево настроения.
Дети приходя утром в группу выбирают себе настроение и вешают его на дерево.
Соревнование с другой группой "Веселые старты"
Закреплять чувство сплоченности, доброжелательности, сопереживание друг за другу.
Игры на сплочение:
Заколдованная тропинка
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
Путешествие
Цель игры: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.
Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.
Варианты продолжения игры:
Мы возьмем с собой в путешествие.
Этот предмет (.) цвета.
По дороге мы встретили.
Игра “Радио”
Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Её просят подойти к диктору. Задача играющих – определить, о ком идёт речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.
Игра «Разговор через стекло»
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание : представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
Ситуацию "Карнавал"
Цель: развивать умения сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности.
Двое или трое детей сидят за одним столом. Задача детей- составить карнавальный костюм для своего персонажа из отдельных деталей одежды, которые лежат в коробке. в Коробке перепутаны детали одежды и им необходимо обмениваться деталями с друг другом, проявлять внимание к просьбам сверстников.
Игра "Волшебные очки"
Цель: Уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.
Игра: "Комплименты"
Цель: Развивать умение входить вконтакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.
Составления правил дружных ребят.
• Другу помогай всегда
• Учись видеть, кому нужна твоя помощь
• Мы порадуем друзей, будет всем нам веселей.
• Мы внимательны к другим, если кому-то одиноко-мы поможем ему, пригласим в игру. Рекомендации для родителей:
"Советы для упрощения адаптации ребенка в детском саду"
Адаптация детей к детскому саду требует от родителей терпения, внимания, понимания и такта по отношению к детям. Нужно объяснить ребенку, что любая новая ситуация может быть непривычной, но неизбежной, а иногда даже полезной для него. Родители могут рассказать ребенку историю из своего детства, например, «как папа подрался с мальчиком, а потом они стали лучшими друзьями». Дома должна царить атмосфера доверия и поддержки.
Беседа с родителями новой девочки "Интересы и увлечения вашего ребенка"
Беседа проводится для того чтобы скоординировать детей со схожими интересами.
Рассказ родителей «Мой друг детства» (о том, как дружили, как помогали и поддерживали друг друга)
Выставка"Моё хобби"
Рефлексивный
На рефлексивном этапе мы предполагаем увидеть положительные результаты своей работы. Варвара чувствует себя в группе комфортно. У неё завязались дружеские связи. Она проявляет самостоятельность и инициативу в организации совместных игр с детьми. Она чувствует радость от того, что принята другими. В группе царит атмосфера дружелюбия.
Провести повторную диагностику.
Нарисовать рисунок на тему: "Я в детском саду"
Анализ рисунка с психологом.
На рефлексивном этапе ребенок чувствует радость от того,что принят другими, и уважает себя за то, что смог стать уважаемым человеком, частью коллектива.