Получи документы

Проект «Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста»

Наталья Лебедева
Проект «Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект на тему :

«Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка в новом коллективе сверстников старшего дошкольного возраста».

Цель проекта : помочь ребенку адаптироваться в коллективе сверстников при условии создания комфортной эмоциональной среды.

Задачи

Публикация «Проект „Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- Создать эмоционально-положительную среду в группе

- Обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

- Осваивать социальные роли в коллективной жизни сверстников;

- Формировать у детей умения сотрудничать, дружить, проявлять эмоциональную отзывчивость;

- Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами.

Мой проект составлен для оказания поддержки детей старшего дошкольного возраста пришедших в новый коллектив, детей испытывающих трудности в общении с окружающими. Для успешной адаптации таких детей необходимо сформировать у них положительное отношение к детскому саду, к группе которую они посещают. Во многом это зависит от компетентности воспитателя, от его умений и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

В моем проекте представлены различные формы адаптации ребенка старшего дошкольного возраста попадающего в новый коллектив, активная психологическая поддержка, интересные формы раскрытия потенциала ребенка и его личностных особенностей, а также мы уделяем особое внимание формированию положительных групповых норм и взаимоотношений детей.

Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка в новом коллективе сверстников старшего дошкольного возраста.

Планирование работы:

Этапы

Виды деятельности

Диагностический Диагностика уровней социальной адаптации старшего дошкольника

Уровни сформированности социальной адаптации старших дошкольников.

1. Интеллектуально-познавательное развитие. определяется по следующим показателям: 1) развитие познавательных процессов; 2) интерес к окружающему миру (тест Д. Векслера; диагностика понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру).

2. Эмоциональное благополучие-оценивается показателем "эмоции" (тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки "Тревожность", проективная методика "Я, мама, детский сад" И. В. Дубровиной).

3. Успешность социальных действий (контактов) оценивается показателями: 1) социальный статус в группе; 2) самооценка; 3) уровень общительности (методика Р. А Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной).

4. Усвоение норм поведения по показателям 1) поведение на занятиях, 2) творческий характер действий (фрустрационный тест С. Розенцвейга).

Диагностика рисунка "Я в детском саду".

В результате диагностики были выявлены следующие проблемы:

-Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту : неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.

-Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.

Договорной (проектировочный) Создание условий для эмоционального комфорта нового ребенка в группе.

Подбор методического материала и разработка методов и приемов

Подготовительный этап

Прогнозируя поведение детей, мы предполагаем что могут возникнуть трудности с установлением контакта с новым ребенком, так как в группе уже сложись устоявшееся дружеские связи.

В связи с этим на этом этапе мы используем Тактику Защиты, так как хотим защитить

ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие

Предварительная работа с детьми.

Проблемная ситуация "Новенькая"

Предлагаем условную проблемную ситуацию детям, если бы в группу пришла новая девочка, а дети её не принимают в игру. Дети обсуждают проблему, как надо отнестись к новой девочке. Как должны поступить дети, чтоб девочке понравилось в группе.

Воспитатель сообщает детям о скором приходе нового ребенка. Предлагает детям придумать как её можно встретить и предложить детям подумать, что мы можем сделать, чтобы её у нас понравилось.

Деятельностный

На протяжение этого этапа мы используем тактику «помощи» условием которой является создание положительной эмоциональной среды для данного ребенка.

Мы даем ребёнку понять, что он нам интересен, разговариваем с ним о том, что интересно ему.

Делимся с ребенком своим опытом, переживаниями, проблемами: "В детстве у меня была похожая ситуацию, мне пришлось перейти в другой детский сад и познакомится с новыми ребятами. Был страх неизвестности и я очень переживала как меня примут. "Дети оказались очень даже дружелюбными. Там я познакомилась с девочкой Машей с которой мы дружим до сих пор.

Закрепляем положительное: поощряем у нашей воспитаннице желание самостоятельно идти с детьми на контакт, стремление завязывать с детьми совместную игру. "Как ты интересно придумала,

Как хорошо у тебя получилось, потому что ты смогла договорится

(игра "Карнавал")

Дети предложили варианты как встретят новую девочку. Они придумали провести экскурсию по группе. Каждый ребенок-экскурсовод должен познакомить Варю с уголком который наиболее им интересен.

Удержание от отрицательного:

Заметив, что Варя уединилась и скучает, мы сообщаем ей что в игре без неё не обойтись ( пр: в магазине срочно требуется кассир из-за большого количества покупателей).

Совместная деятельность с воспитателем

Взаимодействие с родителями

Игры на адаптацию и сближение

Знакомство

Игра-упражнение «Давайте познакомимся»

Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени.

Игра: Экскурсия по группе

Воспитатель проводит экскурсию по саду

Игра-упражнение «Царевна Несмеяна»

Чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. (дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.

Конструирование «Дом дружбы»

Цель: развивать информационно-коммуникативные умения ( умение договариваться: слушать и слышать друг друга)

Беседа «Волшебные слова»

Цель: закрепить знания детей о том, что знание этикета и вежливых слов поможет наладить контакт, в общении с окружающими

Игра «Азбука настроений»

Цель: продолжаем закреплять умение определять настроение по выражениям лиц.

Дерево настроения.

Дети приходя утром в группу выбирают себе настроение и вешают его на дерево.

Соревнование с другой группой "Веселые старты"

Закреплять чувство сплоченности, доброжелательности, сопереживание друг за другу.

Игры на сплочение:

Заколдованная тропинка

Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Путешествие

Цель игры: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.

Варианты продолжения игры:

Мы возьмем с собой в путешествие.

Этот предмет (.) цвета.

По дороге мы встретили.

Игра “Радио”

Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Её просят подойти к диктору. Задача играющих – определить, о ком идёт речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.

Игра «Разговор через стекло»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание : представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

Ситуацию "Карнавал"

Цель: развивать умения сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности.

Двое или трое детей сидят за одним столом. Задача детей- составить карнавальный костюм для своего персонажа из отдельных деталей одежды, которые лежат в коробке. в Коробке перепутаны детали одежды и им необходимо обмениваться деталями с друг другом, проявлять внимание к просьбам сверстников.

Игра "Волшебные очки"

Цель: Уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Игра: "Комплименты"

Цель: Развивать умение входить вконтакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.

Составления правил дружных ребят.

• Другу помогай всегда

• Учись видеть, кому нужна твоя помощь

• Мы порадуем друзей, будет всем нам веселей.

• Мы внимательны к другим, если кому-то одиноко-мы поможем ему, пригласим в игру. Рекомендации для родителей:

"Советы для упрощения адаптации ребенка в детском саду"

Адаптация детей к детскому саду требует от родителей терпения, внимания, понимания и такта по отношению к детям. Нужно объяснить ребенку, что любая новая ситуация может быть непривычной, но неизбежной, а иногда даже полезной для него. Родители могут рассказать ребенку историю из своего детства, например, «как папа подрался с мальчиком, а потом они стали лучшими друзьями». Дома должна царить атмосфера доверия и поддержки.

Беседа с родителями новой девочки "Интересы и увлечения вашего ребенка"

Беседа проводится для того чтобы скоординировать детей со схожими интересами.

Рассказ родителей «Мой друг детства» (о том, как дружили, как помогали и поддерживали друг друга)

Выставка"Моё хобби"

Рефлексивный

На рефлексивном этапе мы предполагаем увидеть положительные результаты своей работы. Варвара чувствует себя в группе комфортно. У неё завязались дружеские связи. Она проявляет самостоятельность и инициативу в организации совместных игр с детьми. Она чувствует радость от того, что принята другими. В группе царит атмосфера дружелюбия.

Провести повторную диагностику.

Нарисовать рисунок на тему: "Я в детском саду"

Анализ рисунка с психологом.

На рефлексивном этапе ребенок чувствует радость от того,что принят другими, и уважает себя за то, что смог стать уважаемым человеком, частью коллектива.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 23:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Педагогическая поддержка в социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лебедева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД