Людмила Мохначева
Ознакомление дошкольников с оборонительными сооружениями Восточной Пруссии
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему: «Ознакомление дошкольников с оборонительными сооружениями Восточной Пруссии»
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Темочки:
С целью ознакомления детей с историческими памятниками архитектуры Калининградской области, а именно оборонительными сооружениями, педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своего края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о довоенной, военной и современной истории. Обращение к историческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и историю своего города. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю.
1.2. Информационная карта
Тип проекта: информационный, групповой, творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Сроки проекта: декабрь 2015г. - май 2016г. (6 месяцев)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
1.3. Проблема: недостаточные знания детей о вековых памятниках архитектуры Калининградской области, а именно – оборонительных сооружениях, их истории и современном значении.
Цель проекта: расширить знания детей об оборонительных сооружениях, сохранившихся на территории Калининградской области, через познавательную и творческую деятельность детей.
Задачи:
- пополнить знания детей об исторически значимых оборонительных сооружениях, сохранившихся на территории Калининградской области, историей их возникновения;
- побудить в детях чувство любви к своему городу, его истории;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- способствовать проявлению полученных детьми знаний в творческой, изобразительной деятельности.
1.4. Ожидаемый результат: обогащение знаний детей об оборонительных сооружениях Восточной Пруссии, их видах, истории и культурном значении.
1.5. Практическая часть проекта.
Методы реализации проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с оборонительными сооружениями Восточной Пруссии, можно разделить на 2 этапа.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные вопросы и анкетирование родителей)
2. Изучение специальной литературы, брошюр, видеоматериалов, а также интернет-ресурсов об истории оборонительных сооружений, сохранившихся на территории Калининградской области.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми проводится в несколько этапов: подготовительный, практический и итоговый.
Для знакомства дошколят с оборонительными сооружениями области в группе проводились мероприятия: беседы, наблюдения, экскурсии, рассматривание альбомов, открыток, фотографий города и области разных лет; чтение и рассматривание брошюр; просмотр видеофильмов и слайдов; непосредственно образовательная деятельность.
Для закрепления знаний используются беседы, непосредственно образовательная деятельность, конкурсы, отражение полученных знаний в творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование из различных материалов).
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями по формированию у детей знаний об оборонительных сооружениях города и области включает следующие мероприятия:
- оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций, статьи в групповой газете по данной теме;
- участие родителей совместно с детьми в конкурсах поделок и рисунков;
- заочные и очные консультации;
- привлечение родителей к сопровождению детей на экскурсиях и целевых прогулках за территорию дошкольного учреждения;
- анкетирование.
Этапы реализации проекта
I. Организационный этап:
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение методической литературы.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор игр и оборудования, планирование работы с детьми, родителями.
5. Беседы – консультации, анкетирование родителей на тему: «Знакомим детей с историей нашей области».
II. Основной этап
Работа с детьми и родителями по плану – схемы проекта «Ознакомление детей с оборонительными сооружениями Восточной Пруссии».
III. Обобщающий этап
Оформление результатов работы:
• Создание стенгазеты: «Оборонительные сооружения Восточной Пруссии»
• Выставка «Оборонительные сооружения Восточной Пруссии».
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Ознакомление детей с оборонительными сооружениями Восточной Пруссии»
I. Организационный этап:
Сроки реализации: декабрь.
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение методической литературы.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор игр и оборудования, планирование работы с детьми, родителями.
5. Беседы – консультации, анкетирование родителей на тему: «Знакомим детей с историей нашей области».
II. Основной этап:
Сроки реализации: январь-апрель.
Работа с детьми и родителями по плану – схемы проекта «Ознакомление детей с оборонительными сооружениями Восточной Пруссии».
Беседы с детьми на темы: «Что такое оборонительные сооружения?», «Виды оборонительных сооружений», «Оборонительные сооружения, которые находятся в Калининградской области», «Бункеры. Их назначение и использование в настоящее время», «Форты Калининградской области», «Городские ворота», «История Королевских ворот», «Оборонительные казармы?», «Валовые укрепления».
Чтение литературы и рассматривание открыток, иллюстраций: «Ворота Кёнигсберга», «Калининград. Эпизоды истории», «Путешествие по Кёнигсбергу».
Рассматривание альбома «Оборонительные сооружения. Кёнигсберг – Калининград».
Дидактические игры: «Было – стало» (сравнение довоенных построек и их современного значения, «Узнай по описанию», «Прогулка по городу», «Угадай название постройки», «Найди отличия», «Дорисуй, чего не хватает».
Работа с родителями: выпуски групповой газеты со статьями об оборонительных сооружениях Восточной Пруссии, об экскурсиях детей к оборонительным сооружениям вблизи дошкольного учреждения; консультация для родителей «История оборонительных сооружений Восточной Пруссии»; конкурс поделок и рисунков совместно с детьми «Оборонительные сооружения»; привлечение родителей к сопровождению детей на экскурсиях к оборонительным сооружениям; информационные листы «Экскурсии по Калининградской области для всей семьи»; анкеты «Знакомим родителей с историей нашей области».
Экскурсии с детьми: к башне «Врангель», к башне «Дона», к оборонительной казарме Кирасирского полка, в музей–бункер «Блиндаж», к бастиону «Обертайх»,
к оборонительной казарме «Кронпринц», и другим оборонительным сооружениям на улице «Литовский вал».
Художественное творчество: рисование на тему «Крепости и ворота Кёнигсберга», конструирование из картона и бумаги на тему «Форты Кёнигсберга», открытки в технике рисования с элементами аппликации с изображением крепости, лепка из пластилина и глины оборонительных сооружений по желанию детей, аппликация «Крепость».
Коллективный труд: макет оборонительной башни из картона и бумаги, лепка из пластилина и глины «Бастион», постройки крепостей из снега на прогулке, стенгазета «Наше знакомство с оборонительными сооружениями Восточной Пруссии».
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры: «Военные», «Строители. Строим крепость», «Штурм Кёнигсберга», «Взятие крепости».
Просмотр презентаций: «Символика Калининграда и области», «Кёнигсберг. Город-крепость, которого больше нет», «Подземелья Кёнигсберга».
Просмотр видео: «Форты Кёнигсберга», «Старый Кёнигсберг».
III. Обобщающий этап:
Сроки реализации: май.
Оформление результатов работы:
• Создание стенгазеты: «Оборонительные сооружения Восточной Пруссии»
• Выставка «Оборонительные сооружения Восточной Пруссии».