Видяшева Анастасия
Проект «Образовательный робототехнический набор «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Основными сквозными цифровыми технологиями, входящими в Программу являются компоненты робототехники и сенсорики, нейротехнологии и искусственного интеллекта. Главной целью направления, касающегося образования, является создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать её высококвалифицированными специалистами.
Темочки:
Благодаря модернизации системы дошкольного образования, обеспечиваемой ежегодными субвенциями с целью внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, дошкольные учреждения имеют возможность приобретать актуальное, современное учебное оборудование, позволяющее превращать образовательный процесс в увлекательное путешествие в мир естественных и технических наук.
Все большую актуальность приобретают технологии, позволяющее формировать у дошкольников конструкторские навыки, навыки технического моделирования, развивать у них техническую пытливость мышления, аналитические способности.
Начиная с раннего возраста, дети с большим интересом и лёгкостью осваивают разные виды конструктора, который является универсальным средством обучения, развития и воспитания, так как с его помощью в игре ребёнок познаёт явления окружающего мира, развивает речь и коммуникативные навыки, моторную сферу, мышление и т. д. Наблюдения показывают, что интерес, возникший к конструктору и конструктивно-модельной деятельности в раннем детстве, у большинства детей сохраняется на протяжении всего дошкольного и школьного возраста, а иногда переносится и во взрослую жизнь.
Мы ставим перед собой цель не только поддержать интерес детей к конструированию, создать необходимые условия для творческой самореализации каждого ребёнка, но расширить их представления о конструктивных материалах, познакомить с конструкторами нового поколения, сочетающими в себе основы робототехники и программирования, вызвать интерес к техническим наукам.
Образовательный робототехнический набор «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» представляет собой модуль, предназначенный для изучения основ конструирования и программирования моделей роботов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программирование встроенных в управляющий модуль датчиков, осуществляется с помощью графической среды программирования устанавливаемой на мобильное или стационарное устройство. Другими словами, работа с данным конструктором позволяет ребёнку с помощью специального модуля и программного обеспечения приводить в движение и управлять созданными им же (сконструированными) моделями роботов.
Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит задача познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.
Так как робототехническое конструирование новое, не изученное нами направление деятельности, и педагоги, и дети впервые начали знакомство с образовательным робототехническим набором «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» в ноябре 2019 года, тут же возник вопрос – «Каким образом, и в рамках какой системы эта деятельность может осуществляться?» Это и определило цель нашего проекта.
Цель проекта – выявление необходимых условий для формирования системы обучения детей старшего дошкольного возраста основам конструирования и программирования моделей роботов в рамках допобразования.
Задачи проекта :
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
ДЛЯ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ:
Обучающие
познакомить с понятиями: «конструирование», «робототехника», «программирование»;
познакомить с робототехническим набор «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»;
учить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
учить работать с управляющими модулями и программным обеспечением;
учить правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
закреплять математические знания: счет, форма, пропорции, симметрия;
расширять представления об окружающем мире;
Развивающие
развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулируя детское техническое творчество;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
Воспитательные
воспитывать нравственных качеств: ответственность, уважение друг другу, умение работать в команде, дисциплинированность, целеустремлённость;
формировать предпосылки учебной
деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. повысить IT компетентность педагогов за счет изучения робототехники : обзор Интернет-ресурсов по теме проекта, изучение опыта работы других дошкольных образовательных учреждений по робототехнике и программированию, изучение методической литературы;
выявить условия необходимые для изучения дошкольниками основ конструирования и программирования моделей роботов;
выявить значимые
характеристик для разработки проекта дополнительной образовательной программы технической направленности на основе робототехнического набора «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»;
разработать механизм внедрения робототехники, как дополнительной образовательной услуги;
обеспечить целенаправленное применение робототехники в образовательном процессе детского сада;
создать эффективную, специализированную образовательную среду начального технического творчества с целью поддержки разнообразия детства;
повысить компетентность родителей в вопросах развития начального технического творчества через привлечение к совместной образовательной деятельности, и реализацию детско-родительских проектов;
заложить основы ранней профессиональной ориентации детей.
Ожидаемый результат
Дети:
освоят конструктор нового поколения, посредством которого изучат основы робототехники и программирования;
получат установку положительного отношения к роботоконструированию, и разным видам технического труда.
Педагоги:
определят условия необходимые для изучения основ конструирования и программирования в дошкольной образовательной организации;
выявят значимые характеристики для разработки проекта дополнительной образовательной программы технической направленности на основе робототехнического набора «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT».
Аннотация проекта
Участники проекта
воспитанники подготовительной группы (10 детей 5 - 7 лет);
родители воспитанников и другие члены семей;
воспитатели и специалисты МБОУ «Лицей г. о. Рошаль».
Классификация проекта
по составу участников – коллективный (групповой);
по целевой установке – опытно-экспериментальный (апробация технологии робототехники «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»);
по тематике – информационно-практико-ориентированный;
по срокам реализации – краткосрочный (15 августа – 20 сентября 2022 года).
Ресурсное обеспечение проекта
№ п/п Ресурсы Действия
1 Нормативно-правовые разработка необходимых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов)
2 Научно-методические функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;
разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию технологии робототехники и программирования в работе с детьми.
3 Кадровые создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов участвующих в реализации проекта;
привлечение необходимых специалистов извне.
4 Информационные формирование банка данных по реализации проекта;
мониторинговые мероприятия;
организация мероприятий по информированию общественности о
ходе реализации проекта.
5 Материально-технические: приобретение технических и
дидактических средств обучения.
6 Финансовые смета расходов ДОУ;
спонсорская и благотворительная помощь
предпринимательская деятельность ДОУ.
Перечень оборудования для реализации проекта
№ п/п Наименование Количество/
шт.
1 Проектор 1
2 Экран 1
3 Ноутбук 1
4 Образовательный робототехнический набор «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» 1
Этапы реализации проекта
1
Подготовительный 2
Основной 3
Заключительный
Информационное
обеспечение проекта :
- поиск и обобщение актуальной информации в сети – Интернет на официальном сайте ROBOTIS;
- изучение методической литературы;
- изучение опыта работы других дошкольных образовательных учреждений по робототехнике;
Кадровое обеспечение
проекта :
- изучение и анализ педагогами собранной информации;
- работа педагогов с образовательным робототехническим набором «POBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» (изучение принципов работы с конструктором);
-привлечение к реализации проекта родителей.
Методическое
обеспечение проекта :
- адаптация полученной информации для детей старшего дошкольного возраста;
- составление планов, конспектов, программ.
Материально-
техническое обеспечение проекта :
- анализ имеющегося оборудования, подготовка недостающего. Реализация педагогических мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о робототехнике и программировании;
Знакомство детей с образовательным робототехническим набором «POBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»;
Работа детей с образовательным робототехническим набором «POBOTIS PLAY 700 OLLOBOT».
Реализация мероприятий для родителей, направленных на повышение их компетентности в вопросах обучения конструированию, робототехнике и программированию в дошкольных образовательных организациях;
Реализация совместных досуговых мероприятий. Анализ результатов проекта :
- педагогическая диагностика;
- обобщение опыта
по применению технологии робототехники;
- создание методической базы для дополнительной образовательной программы технической направленности.
Презентация
проекта и его результатов на Педагогическом совете;
Трансляция опыта
на официальном сайте ДОУ.
План мероприятий по реализации проекта
Месяц
Содержание проектной деятельности Задачи Участники
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Август
1-я неделя «Тематическая библиотека»
- создание библиотеки с литературой по теме проекта Анализ и
систематизация полученной
информации, информационное
обеспечение проекта Руководитель проекта
Август 2-я неделя «РППС»
- подготовка кабинета;
- подготовка программного обеспечения и мобильных устройств;
- подготовка правил и инструкций по эксплуатации модуля роботов;
- подготовка схем моделей роботов. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта Руководитель проекта, педагоги
Август 2-я неделя «Методическая копилка»
- составление конспектов педагогических мероприятий с детьми (познавательные презентации, конспекты занятий) Методическое оснащение образовательного процесса Руководитель проекта, педагоги
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ
Август 3-я неделя
Познавательная видеопрезентация для детей и «Первое знакомство с робототехникой» знакомство воспитанников с технологиями 21 века, стимулирование интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского научно-технического творчества. Руководитель проекта,
дети
Август
3-я неделя Занятие №1 (с участием родителей)
«Знакомство детей с образовательным робототехническим набором «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» Дать детям и взрослым представление о назначении набора, правилах работы с ним, составе, деталях и способах их крепления, способе управления моделями роботов и. т. п. Руководитель проекта,
дети
Август 3-я неделя Занятие №2
Работа детей с образовательным робототехническим набором «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»
- конструирование модели робота «Мельница» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развивать логического и конструктивного мышления. Руководитель проекта,
дети
Август
3-я неделя Занятие №3
Работа детей с образовательным робототехническим набором «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»
- конструирование модели робота «Собака» Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Уточнять представление о животных и их повадках. Руководитель проекта,
дети
Август
3-я неделя Занятие №4
Работа детей с образовательным робототехническим набором «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT»
- конструирование модели робота «Птица» Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Уточнять представление о животных и их повадках. Руководитель проекта,
дети
Август
3-я неделя Итоговое открытое занятие для родителей «Мы юные роботостроители»
Закреплять полученные детьми навыки в самостоятельной свободной игровой деятельности. Руководитель проекта,
дети
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Сентябрь
4-я неделя Подведение итогов проекта
«Образовательный робототехнический набор «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» - внедрение в практику работы с дошкольниками технологии конструирования и программирования» Систематизация и анализ результатов проекта, подготовка аналитической справки. Руководитель проекта
Сентябрь
4-я неделя Подготовка презентации проекта «Образовательный робототехнический набор «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» - внедрение в практику работы с дошкольниками технологии конструирования и программирования» Презентация проекта и его результатов на Педагогическом совете ДОУ – обмен опытом, распространение передового педагогического опыта. Руководитель проекта
Заключение
В результате реализации проекта мы выяснили, что конструкторы нового поколения, такие как «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» вызывают у детей особый интерес. Дети 5 – 7 лет свободно могут освоить основы робототехники и программирования посредством образовательного набора «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT». Благодаря работе с данным набором у детей формируются ценные навыки и качества личности необходимые для успешного обучения в школе.
На начальном этапе работы с конструктором дети испытывали затруднения при скреплении деталей, так как мускулатура пальцев рук и моторика детей дошкольного возраста не достаточно развита, а соединение деталей с помощью специальных защёлок требует определённых физических усилий. Но по мере формирования навыка работы с данным набором дети научились самостоятельно, без особых усилий скреплять детали конструктора.
Также мы выяснили, что успешное развитие у детей дошкольного возраста конструкторской деятельности и навыков технического моделирования с помощью образовательного набора «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» возможно при наличии определённых условий.
Требования к средствам обучения
Образовательный набор «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» обладает определённой мобильностью, благодаря которой позволяет организовать процесс обучения как в специально отведённом кабинете, так и в групповом помещении.
Формы и методы организации
Целесообразно организовать работу детей в малых группах. Если с одним модулем одновременно могут работать 2 – 3 детей, то соответственно, при наличии трёх модулей (как в нашем случае) подгруппа может составлять 6 – 9 детей. Основу занятий составляют: совместная и самостоятельная образовательная деятельность, игровая деятельность, совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Приёмы используемые на занятиях
Помимо основного – игрового приёма, используется весь спектр современных методов и приёмов обучения дошкольников.
Виды конструирования на занятиях
На занятиях применяются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу.
Таким образом, развитие у детей дошкольного возраста конструкторской деятельности и навыков технического моделирования с помощью образовательного набора «ROBOTIS PLAY 700 OLLOBOT» может успешно осуществляться в рамках системы дополнительного образования МДОБУ «Детский сад №1».
Список литературы
1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008.– 118 с.
2. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Владос, 2011. – 217 с.
3. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии,1995. – С. 27-32.
4. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2008. - 80 с.
5. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2009. – 97 с.
6. Аленина Т. И, Енина Л. В, Колотова И. О, Сичинская Н. М, Смирнова Ю. В. Шаульская Е. Л. «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности школьников: в условиях внедрения ФГОС НОО: учеб. - метод. пособие» / М-во образования и науки Челяб. обл., - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012.
7. Мирошина Т. Ф, Соловьева Л. Е, Могилёва А. Ю, Перфильева Л. П. «Образовательная робототехнка в ДОУ» Челябинск: Взгляд, 2011.
8. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М. : Просвещение, 2009.
9. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
10. Козлова В. А., Робототехника в образовании [электронный ресурс]//https://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
11. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
12. Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
Интернет-ресурсы
1. https://www.robotis.us/robotis -play-700 -ollobot/
2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29074
3. https://edurobots.ru/