Оксана Березова
Проект «Моя Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Темочки:
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Семья – это самое важное для человека. Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.
Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Недаром на Руси с древних времен сохранилось очень много пословиц и поговорок о семье.
«Родительское сердце в детках»,
«Род в род идет»,
«Русский человек без родни не живет»,
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»,
«Родной куст и зайцу дорог»,
«С родной сторонки и собачка мила».
Испокон веков на Руси основой общества, его опорой является семья. Семьи, как правило, были большие, жили пусть тесно, но дружно: родителей почитали, младших в обиду не давали. Проходило время, менялся привычный уклад семьи, дети старались жить отдельно от родителей, менялись интересы людей, их отношения к жизни.
И сейчас есть разные семьи : и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми?
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Актуальность реализации проекта :
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект»Моя семья». Проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель:расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта :
Образовательные:
- ознакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия», «род», «родители», «родные»;
- расширить и углубить и обогащать знания и представления детей о семье, профессии родителей;
- уточнять и расширять представления ребенка о самом себе (он член семьи, имеет внешнее сходство с родителями, другими родственниками) ;
- дать понятия о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей;
- сформировать представления детей о значении семьи в жизни человека и общества;
- продолжать развивать познавательные способности, активно включать их в творческо – поисковую деятельность;
- расширять кругозор, обогащать словарный запас терминами родственных отношений, развивать связную речь;
- познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме “Семья ”;
— учить следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
— учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта;
— развивать чувство формы и композиции в творчестве;
— вызывать у детей радость от созданного изображения, постройки;
- вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;
- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;
- развивать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Воспитательные:
- показать ценность семейных отношений;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
- формировать у детей доброе и нежное отношение к своим родителям;
- воспитывать у детей чувство ответственности в выполнении обязанностей в семье;
- учить проявлять заботу о близких;
- воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща;
- повысить активность участия родителей в жизни группы.
Развивающие:
- развитие стремление к самостоятельному получению знаний по теме «Семья»;
-развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями) .
- развивать навыки общения со взрослыми и детьми;
- развивать умение планировать свое время;
Предполагаемый результат:
• Дети больше узнают о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
• Совместная деятельность будет способствовать укреплению детских – родительских отношений.
• Дети будут знакомы с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».
• У детей будут сформированы знания о значении семьи в жизни человека и общества.
• Дети познакомятся с новыми произведениями по теме «Семья».
• У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
• Дети будут пробовать делать самостоятельно выводы и умозаключения.
• У детей будут формироваться чувство ответственности за свои поступки и обязанности в семье.
• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Продукт проектной деятельности :
- фотоматериалы по всем видам деятельности;
- выставка рисунков детей «Наша дружная семья»;
- выставка стенгазет «Генеалогическое древо моей семьи»;
- выставка «Наши руки не для скуки»
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
Беседы на темы:
- Наша дружная семья.
- Традиции в семье.
- Родословная моей семьи (домашнее задание).
- Моя семья.
- Мамины помощники.
-Анкетирование родителей.
II этап – основной (практический) :
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?»,«Права ребенка в семье»,«Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания»,«Роль отца в семейном воспитании»
3. Выставки: «Наши руки, не для скуки».
4. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!».
5. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя».
6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап - заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».
Этапы Содержание Сроки
1 этап.
Подготовительный
Наша дружная семья.
Традиции в семье.
Родословная моей семьи (домашнее задание).
Мамины помощники.
Анкетирование родителей.
2 этап.
Основной
Коммуникация:
Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
Рассматривание картины «Коза с козлятами»
Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Ира – инсценировка «Моя семья»
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй»
Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что.»
Познание:
«Овощи с огорода бабушки и дедушки»
«Знакомство детей с куриным семейством»
«Знакомство детей с коровьим, козьим, лошадиным семейством»
«Знакомство детей с понятием «Дом»»
«Я и мой папа»
«Мамы есть у всех»
«Я и моя мама»
«Вот так мама, золотая прямо»
Конструирование:
«Двухэтажный домик для мамы»
«Гараж для папы»
Рисование:
«Цветные ниточки для бабушки»
«Разноцветные шары для мамы»
Лепка:
«Баранки для дедушки»
«Погремушка для братика».
Аппликация:
«Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики)»
2 сентября
16 сентября
14 октября
6 ноября
20 января
3 февраля
3 марта
3 сентября
15 октября
22 октября
5 ноября
4 февраля
11 февраля
18 февраля
4 марта
11 марта
18 марта
27 мая
11 октября
28 февраля
7 марта
16 октября
13 ноября
5 февраля
9 апреля
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Старый дед и внучек» Л. Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский Сентябрь - май
Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику:
«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто
«Мама» К. Ибряев
«А что у вас» С. Михалков
«Посидим в тишине» Е. Благинина
«Купание» «Младший брат» А. Барто
«Мамочке подарок» О. Чусовитина
«Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен Сентябрь - май
Рассматривание иллюстраций:
«Семья», «Петушиная семья», «Папина работа», «Мама - повар».
Сентябрь - май
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
Сентябрь - май
Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.
Сентябрь - май
Дидактические игры:
«Кем быть?»
«Сложи картинку»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Родственные отношения»
«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»
«Назови, как тебя дома ласково называют?»
Сентябрь - май
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Будем заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз».
Сентябрь - май
Беседы:
«Формирование навыков безопасного поведения детей дома».
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)
«Как мы отдыхаем»
Сентябрь - май
Театрализация по сказкам:
«Дедка и Репка»
Сентябрь - май
Консультации:
«Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
«Особенности развития ребенка 3-4 лет»
«Можно ли обойтись без наказания?»
«Права ребенка в семье»
«Роль дидактической игры в семье и детском саду»
«Ошибки семейного воспитания»
«Роль отца в семейном воспитании»
«Отец как воспитатель»
2 сентября
9 сентября
23 сентября
7 октября
25 ноября
21 января
10 февраля
1 апреля
Выставки:
«Вырастили у себя на огороде»
«Наши руки, не для скуки»
18 сентября
28 октября
3 февраля
Фотовыставки:
«Моя семья»
«Мои бабушка и дедушка»
29 ноября
9 октября
20 февраля
3 марта
Выставка детских рисунков:
«Моя семья»
«Милая мамочка моя»
3 марта
20 мая
3 этап.
Заключительный
Родительское собрание: «Успехи 2-й младшей группы. Моя семья - что может быть дороже»
12 мая
Методический продукт: Презентация проекта «Моя семья»
май
3. Презентация проекта «Моя семья».
План - график реализации проекта
Список литературы:
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка - Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете.