Кореева Елена Александровна
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья»
Кореева Елена Александровна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление, учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других, является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.
Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми?
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем…
Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.
Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.
Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Недаром на Руси с древних времен сохранилось много пословиц и поговорок о семье.
«Родительское сердце в детках»,
«Нет роднее дружка, чем родная матушка»,
«При солнышке тепло, при матери добро»
«Русский человек без родни не живет»,
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»,
«Родной куст и зайцу дорог»,
«С родной сторонки и собачка мила».
Проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Моя семья».
Цель моего проекта вы видите на экране
Цель: Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Из данной цели были поставлены следующие задачи.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека. Воспитывать чувства самоуважения и уважение к другим. Вызвать положительные эмоции в беседах о семье, развивать умение выражать свои чувства.
Обучающая:
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающая:
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Паспорт проекта:
Данный проект рассчитан на три года
Тип проекта:
творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи.
Режим работы: вовремя и вне занятий.
Количество участников проекта: воспитатели, дети.
Возраст детей: 4-6 лет.
Форма проведения:
*Игровая деятельность, беседы,
*Выставки «Герб моей семьи»,
* «Генеалогическое древо семьи»,
* Изготовление поделок к празднику 23 февраля и 8 Марта (дети, конкурс поделок «Мастерок» (совместная деятельность детей и родителей,
* Создание семейной газеты «Папа, мама, я -дружная семья!»,
* Родительские собрания,
* Проведение праздников,
* Вечер «Семейных талантов» (презентация проекта).
Основной формой знакомства детей с семьей, являются беседы. Их проводим как на занятиях, так и вне занятий. При ознакомлении детей с традициями и обычаями семьи был разработан перспективный план:
1. Знакомство с семьей.
2. Герб моей семьи.
3. Моя мама, моя бабушка.
4. Как я помогаю дома.
5. Выходной день в семье.
6. Мой папа, дедушка
7. Кем работают мои родители.
При знакомстве с семьей было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Моя семья», где дети составляли рассказы о своей семье, о семейных праздниках, о добрых делах, которыми помогают своим родителям. А дома вместе с родителями изготовили герб своей семьи.
В разделе «Моя мама и бабушка», мы рассматривали семейные альбомы, играли в игры «Дочки - матери», делали аппликации «Букет для мамы и бабушки», а также проводили праздник «К дню матери».
В разделе «Как я помогаю дома - читали рассказ «Волшебное слово», была проведена беседа «Мамины помощники», с/р игра «Дом», а также изготавливали посуду.
При ознакомлении со следующим разделом «Выходной день в семье» проводили беседы: "Как я отдыхаю!", «Подскажи словечко», а также проведен конкурс рисунков «Моя любимая семья»
При ознакомлении со следующим разделом «Мой папа и дедушка» Все дети принимали активное участие в беседах, рассказах, играх. Была проведена экскурсия к памятнику войнам павшим в ВОВ, где дети возлагали венки, также изготовлены открытки к «9 мая».
В разделе «Кем работают мои родители» Было проведено познавательное занятие «Кем быть?», где дети познакомились с профессией - библиотекарь. Были организованные с/р игры «Мы - строители», «Мы - шоферы»
Ожидаемые результаты:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области духовно-нравственного воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Дальнейшее развитие: Реализация проекта «Моя семья» подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. В связи с этим работа по данному направлению в нашей группе будет продолжена.
Следующим этапам работы проекта будет работа в старшей группе, где разработана система мероприятий:
1. Оформление мини-музея в группе.
2. Исследовательская работа по составлению генеалогического древа семьи.
3. Проведение бесед: «О происхождении фамилии», «Мужчины и женщины в семье», «Моя семья», «Что значат имена», создание альбома «История моей семьи».
4. Совместные развлечения и игры-соревнования детей и родителей.
5. Презентация проекта на родительском собрании.
6. Вечер семейных талантов.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!