Елена Ульянова
Проект на тему «Матрешка — красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «матрешка – красавица».
Срок реализации:13.10.2014.- 27.03.2015.
Тип, вид проекта : социально – творческий, групповой
По продолжительности: долгосрочный
По количеству участников: коллективный
Цель:
Воспитание интереса к истории России, чувства любви к своей Родине, гордость за ее талантливым народом, воспитание интереса к творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Темочки:
1. Приобщение детей к русской национальной культуре через формирование представлении об истории русской матрешки, как вид народного ремесла;
2. Способствовать родительской активации в поиске информации об истории русской матрешки и ее видах, способствовать сотворчеству родителей с детьми;
3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, ассиметричные);
4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;
5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания;
6. Развивать познавательно - исследовательские, творческие способности, речевые умения, обогащать словарный запас детей;
7. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение:
• Мини – музей народных промыслов родного края
• Изображения Полхов – Майданской, Семеновской, загорской матрешек.
• Альбом с изображением русских народных сарафанов и косынок.
• Трафареты (силуэты) матрешек.
• Таблицы с элементами народных росписей.
• Презентации: «Полхов – Майданская матрешка», «Семеновская матрешка, «История русской матрешки», «Поэзия русского костюма».
• Прослушивание русских народных песен.
• Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Гипотеза реализации проекта.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка, пополнить знания о народных промыслах родного края, о традициях русского народа, а так же способствовать повышению активности родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.
Актуальность.
В последнее десятилетие в нашей жизни, в нашей стране происходит много противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного управления. Ушли в прошлое некоторые любимые и известные праздники вместе со всеми атрибутами, играми и игрушками, появились новые. Обострение данной ситуации диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения нравственно – патриотического сознания, приобщая к национальной культуре, пробуждая интерес и уважение к прошлому России.
Дошкольное детство – начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается ценностное отношение к себе, окружающим людям, ко всем событиям, которые происходят в жизни ребенка.
Проект «Матрешка - красавица» направлен на сохранение и возрождение народных традиций, формирование начал народной культуры у детей старшего дошкольного возраста, воспитание любви и гордости нашей Родиной.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный:
• Планирование работы.
• Сбор и подготовка информации о русской матрешке, изучение литературы и интернет ресурсов.
• Изучение литературы по подготовке консультаций для родителей, подготовка консультаций для родителей «История русской матрешки», «История Полхов - Майданской матрешки».
• Воспитывать желание самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приемы:
-опрос
-беседа на тему «Матрешка – национальное культкрное наследие России.
2. Практический:
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы;
2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре;
3. Изучение художественных элементов, росписей, составление орнаментов;
4. Проведение игр и упражнениий, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми в рамках комплексно – тематического планирования.
Познавательная область:
НОД «Откуда появилась матрешка?»,
НОД «Такая Разная матрешка» (о появление первой матрешки в разных районах России и их особенностях).
НОД «Матрешка как символ семьи».
Изучение свойств дерева – экспериментирования.
Социально – коммуникативная область:
Беседа с детьми на тему : «Матрешка – национальное культурное наследие России.
НОД «Беседа о липе, как строительном материале (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).
Рассматривание изображения разных матрешек.
Развитие речи:
Чтение стихов и загадок о кукле.
Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Веселые матрешки».
Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «враг природы тот, кто леса не бережет», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Лес с огнем не дружит!».
Художественно – эстетическая область:
Рисование. «Красавицы – подружки» (Полхов – Майданская, Семеновская матрешки).
Лепка. «Хоровод матрешек».
Конструирование «Детская творческая матрешка» (макет матрешка).
Разучивание танца «Мы веселые матрешки…»
Прослушивание русских народных песен.
Физкультура:
Физкультминутка «Матрешки», «Мастера».
Игровая деятельность:
- создание среды для реализации сюжетно – режиссерских игр «матрешки – сестрички»;
- создание среды для драматизации (деревянный пальчиковый театр).
- дидактические игры
+ «собери матрешку»;
+ «Построй ряд с закрытыми глазами»;
+ «Эти удивительные узоры».
3. Презентационный.
Оформление картотек загадок, пословиц, частушек о русской матрешке.
Выставка макетов «Детская творческая матрешка».
Презентация проекта.
Реализуя проект, мы поняли, что русская матрешка является символом России. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Таким образом. Проект «Матрешка - красавица» позволил нам успешно решить и реализовать задачи по нравственно – патриотическому воспитанию, а также помог при формировании поисково – исследовательских качеств, интегративных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.