Любовь коренева
Проект «Лук от семи недуг» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №12 «Сказка»
«Гномики»
Проект на тему :
«Лук от семи недуг»
Средняя группа
«Гномики»
Воспитатель: Коренева Л. В.
2020 г.
По продолжительности: краткосрочный с 09.01.20 – 28.02.2020г
Участники проекта : Воспитатели, дети, родители группы «Гномики».
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Вид проекта : групповой
Проблема: дети в недостаточной степени знакомы со способом выращивания лука.
Публикация «Проект „Лук от семи недуг“ в средней группе» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта :
Актуальность данной работы заключается в следующем: лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Мы все хорошо знаем, что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. А каким образом он попал на стол? Как его вырастить? Эти и другие вопросы часто задают начинающие огородники. Конечно, со временем у каждого начинающего овощевода приобретается личный опыт. Такой опыт решили приобрести и мы.
Цель проекта :
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта :
1. Формировать представление о луковичных и их назначении.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ход проекта:
1 этап подготовительный
Материал: репчатый лук на каждого ребенка для посадки в воду, сеянцы-луковицы для посадки в почву; емкость для посадки лука (контейнер); земля, чайник с водой, контейнер с землей, небольшие лопаточки (для тех, кто будет сажать лук в землю)
2 ЭТАП – основной (7 недель)
Дети наблюдали за ростом лука, проводили эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Посмотрели мультфильм "Чиполлино", "Лунтик". Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный.
Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста лука: Луку, как и любому растению, нужны:
— свет
— тепло
— воздух
— вода
Оформили выставку рисунков, аппликаций.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познание» :
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках. Разучивание пословиц, загадок. Просмотр мультфильма «Приключения Чиполлино»
Образовательная область «Физическая культура» :
Формирование представлений о ЗОЖ.
Образовательная область «Социализация» :
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Приложение 1
Работа с родителями:
Консультации: «Лук от семи недуг», «Полезные свойства репчатого и зеленого лука», «Чем хорош лук»
Памятка для родителей
А вы знаете?
ЛУК – оценили по достоинству ещё задолго до нашей эры. Древние египтяне так высоко ценили его,что изображали на своих памятниках. С давних пор лук славится своими лечебными свойствами. «Лук от семи недуг». И это совсем не мистика. Подмечено, что даже один запах лука отгоняет от человека болезни. В наше время это мнение подтвердилось замечательными открытиями отечественных учёных – биологов. Если вам неприятен запах лука,стараётесь использовать его в мелко нарезанном виде, посыпайте им первые и вторые блюда. Съев лук,прополощите рот тёплой водой или добавьте в воду немного зубного эликсира. Чтобы избежать неприятного запаха лука, можно заедать его листьями петрушки и грецкими орехами. Так, во всяком случае,поступали многие древние римляне, съедая свою ежедневную порцию лука. В том,что лук необходим взрослым и детям,нет никакого сомнения. И в первую очередь потому,что он богат фитонцидами. Фитонциды угнетают развитие всех известных болезнетворных для человека бактерий и грибов. Лук первое домашнее лекарство при заболевании простудой,гриппом. Вдыхание паров лука хорошо помогает при кашле,ангине,кашица лука быстро излечивает насморк. Лук используется и в качестве противоглистных домашних средств. А так же при нарывах и фурункулах.
Пользуются луком и для укрепления волос. Сок лука втирают в корни волос рекомендуется завязать голову на 2-3ч, затем промыть голову шампунем. Волосы приобретают красивый блеск,становятся мягкими шелковистыми.
Применяют лук и для предупреждения появления морщин на лице, и для удаления уже появившихся. Лук помогает избавиться от головной боли.
Словом, лук — это растение, которое служит нам и пищей и лекарством.
Приложение 2
Загадки о луке.
1. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
2. Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.
(Лук)
3. Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это -. .
(Лук)
4. Кто на свете всех полезней,
Кто спасёт от всех болезней,
Кто обидит нас без рук? –
Маленький, коварный.
(Лук)
5. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)
Приложение 3
Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»
(КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2)
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.
— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.
Приложение 4
Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Это поможет правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
1. Лук относится:
А) к фруктам
Б) к овощам
2. Где выращивают лук?
А) В саду
Б) На огороде
В) Другой вариант ответа___
3. Какие виды лука вы знаете?
___
4. Как часто вы используете лук в своем обиходе?
А) Каждый день
Б) Очень редко
В) Не использую
5. Какие целебные свойства лука Вы знаете?
А) Помогает от кашля
Б) Защищает от бактерий
В)Другой вариант ___
СПАСИБО!
Приложение 5
План экспериментальной деятельности.
Земля.
Беседа: «Узнаем: какая земля».
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения».
Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение».
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет)
Приложение 6
Пословицы и поговорки о луке.
• Лук добр и к бою и во щах.
• Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
• Лук да баня все правят.
• Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
• Лук семь недугов лечит.
• Оба луки, оба туги.
• Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
• Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
• Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
• Тугой лук, — то сердечный друг.
• Будто с лука спрянул.
• Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
• Облупил, как луковку.
• Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая.
• Пожилина туга, и лук крепок.
• Кому до чего, а стрелку до лука.
• Людской Семен, как лук зелен; а наш Семен в грязи завален
Приложение 7
Беседа на тему: «Посадка лука».
Программное содержание: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь, корень, луковица, посадить, углубления, условия, перышки; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Предварительная работа: рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.
Материал: луковицы, ящик с землей, лопатки, лейка.
Ход занятия:
1. Вводная беседа
Воспитатель загадывает загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук)
Воспитатель: А почему говорят: «Лук - от семи недуг»? (Ответы детей.) Воспитатель: Да, лук помогает лечить людей. — А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (Показ перышек лука, Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы получить такие перышки надо лук проращивать. Воспитатель: Что необходимо для роста растения? (Ответы детей.) Правильно, нужны: вода, свет, тепло.
Физминутка
В огороде поутру погляди на грядку: наклоны вперед - назад
Лук зеленый на ветру делает зарядку. потягивание вверх;
На зарядку встали вряд репа и редиска, ходьба на месте;
Там листочки вверх глядят, поднять руки вверх, помахать Здесь – пригнулись низко. Присесть.
Посадка лука.
Воспитатель: Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (Ответы детей) Давайте его посадим? — Что необходимо, чтобы посадить растение? (Ответы детей.) Да, нужна земля, вода и во что сажать. Давайте все это принесем. (Дети приносят стаканчики, лопатки, воспитатель таз с водой)
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале? (Ответы детей). Воспитатель: Да, насыпать землю в стаканчик. Сколько воды налить? (Воспитатель демонстрирует, дети нади насыпают землю в стаканчик.) — Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать? Донцем, где корешки. Воспитатель: Посадите луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступила из земли. Теперь подумайте, какие условия необходимы для роста луковиц? (ответы детей) Действительно - свет, тепло и вода. Сейчас поставим лук на окно, чтобы он быстрее начал расти. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам зарисовать посаженые луковицы. А когда лук прорастет, мы зарисуем его уже с пророщенными перышками.