Галина Абрамова
Проект «Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями»
▼ Скачать
Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями
Актуальность.
Семья-это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в
жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в
воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально
-нравственного облика и позиции малыша. Какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Детский сад является вторым социальным институтом для ребёнка.
Публикация «Проект „Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями“» размещена в разделах
Здесь малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Семья и детский сад –два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд
самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, проблема неполных семей, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения
образования, низкая компетентность родителей в педагогических вопросах и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам
необходимо напомнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
Необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников -одно из сложных и
важных направлений деятельности дошкольного учреждения.
В настоящее время современное семейное и дошкольное воспитание не рассматривается, как автономные сферы развития дошкольника. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения зависит от особенностей взаимодействия с семьями воспитанников,
утверждением родителей, педагогов и детей как субъектов целостного образовательного процесса. За последние годы учёными и практиками было разработано много разных форм работы с родителями. Но очень важно, чтобы работа эта оценивалась не по количеству проведённых мероприятий, а по их качеству.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают
малый результат. Нужно искать новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Таким образом: анализ состояния данной проблемы и определил актуальность темы проекта : «Новые формы взаимодействия педагогов с родителями».
Цель:
Внедрение новых, нетрадиционных форм роботы педагогов с родителями.
Основные задачи:
-Повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.
-Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение новых, эффективных форм работы.
-Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
-Развитие социально-личностной сферы дошкольников через совместную творческую деятельность детей и родителей.
-Создание в детском саду психологически комфортных условий для
эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (учебный год).
Место реализации: групповое помещение.
Вид проекта : практико-ориентированный, открытый, коллективный.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Ожидаемые результаты:
-стиль общения педагогов и родителей станет партнёрским;
-тесное взаимодействие ДОУ и родителей воспитанников сыграет положительную роль на всестороннее развитие ребёнка;
-в семье появятся общие интересы, увлечения, как для взрослых, так и для детей;
-воспитание и развитие ребёнка будет осуществляться совместными усилиями ДОУ и семьи ;
-произойдёт вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов;
-в большом выигрыше окажутся дети, ради которых осуществляется данный проект.
Принципы взаимодействия с родителя :
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5) Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Продукт проекта :
1. Фотоматериалы.
2 .Новые разработки,
сценарии нетрадиционных форм работы
с семьёй.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
1. Изучение психолога - педагогической,методической и научно-популярной литературы по данной теме.
2. Определение актуальности выбранной темы.
3. Составление плана проектных мероприятий.
4. Подбор новых форм работы с родителями.
2. Основной :План проектных мероприятий на 2020-2021 год
3. Заключение:
Много различных форм работы с родителями опробировано. С
использованием таких нетрадиционных мероприятий позиция родителей
стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в
воспитании детей.
По результатам диагностики в группе нет родителей
-наблюдателей; увеличилось число родителей-лидеров; выросло количество родителей-исполнителей. Семья и детский сад –два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но
только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир.
Рекомендации: Взаимодействие родителей и детского сада длительный
процесс, долгий и кропотливый, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели. Необходимо продолжать работу над проектом
в других возрастных группах,искать новые пути сотрудничества с
родителями. Ведь у нас одна цель –воспитывать будущих созидателей
жизни.