Марина Царёва
Проект в средней группе «Чему учит сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Чему учит сказка»
Автор проекта : Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 430» Царева М. П.
Вид проекта : групповой, долгосрочный, познавательно – творческий.
Сроки проведения: 2021-2022 учебный год.
Участники проекта : воспитанники средней группы № 4, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта
Публикация «Проект в средней группе „Чему учит сказка“» размещена в разделах
Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
В настоящее время все чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.
В связи с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.
Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.
Цель проекта :
Способствовать развитию и воспитанию у каждого ребенка духовного начала, положительных нравственных чувств через организацию совместной деятельности педагогов, детей и родителей в процессе знакомства с русскими народными сказками.
Задачи:
o Побуждать у детей интерес к сказкам.
o Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
o Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
o Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
o Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
o Выразительное чтение сказки воспитателем, т. е. дословная передача текста.
o Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
o Постановка сказки в театральном уголке, используя куклы и играя роли самостоятельно. использование театральной атрибутики.
o Дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины: “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки
o Выразительность чтения (достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение). Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
o Повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
o Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Помогает лучшему усвоению текста.
o Вопросы после чтения: Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и др.
o Дополнительные приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, включение соответствующей музыки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
o Привлечение детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
o Словесные приемы: объяснение до процесса чтения или по ходу чтения новых неизвестных слов и выражений.
o Рассматривание иллюстраций в книге в той последовательности, в которой они размещены в сказке (после чтения).
o Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Этапы работы со сказкой
1. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Краткое содержание проекта :
I. Подготовительный этап.
- Круглый стол с родителями «Может ли сказка воспитать нравственные качества у дошкольников?»
- Беседа с детьми на тему «Ваши любимые сказки»
- Задание поискового характера для совместного выполнения детей и родителей:
«Расскажи о своей любимой сказке»
II. Основной этап.
1. Выполнение творческих заданий:
- Выполни рисунки по сюжету своей любимой сказки
- Расскажи о своих любимых сказочных героях товарищам в группе
- Покажи сказку (Дети вместе с родителями готовили инсценировку фрагмента любимой русской народной сказки)
- Придумай свою сказку
2. Моделирование действий персонажей сказок с помощью настольного театра, обсуждение вместе с детьми поступков сказочных героев (хороший – плохой; добрый – злой, хитрый, лживый – правдивый и др.)
3. Дидактические игры «Волшебный кубик со сказками», «Оцени поступок сказочного героя», «Разложи картинки правильно» и др.
III. Заключительный этап.
o Оформление продуктов совместного детско-родительского творчества.
o Проведение театрального фестиваля в группе
o Создание в группе мини-музея «В гостях у сказочных героев»
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
o В результате работы над проектом будут созданы продукты совместного детско-родительского творчества – альбомы с рисунками по любимой сказке; подготовлены инсценировки отрывков из любимой сказки, книжки-малышки со сценариями авторских сказок для детского театра.
o Проведена акция «Подари книгу детскому саду», в результате чего будет пополнен книжный уголок в группе новыми сказками, рекомендованными Образовательной программой для детского чтения.
o В ходе проведения работы по проекту у детей будет сформирован устойчивый интерес к совместному с взрослым чтению художественной литературы; русских народных сказок, умение слушать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение, самостоятельно решать поставленную задачу.
Сказка в системе нравственного воспитания
ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА
№
п/п Название сказки Нравственные качества
(4-5 лет)
1 Сказка «Репка» Общее дело, значимость даже малой помощи.
2 «Лисичка со скалочкой» Справедливость
3 «Теремок» Умение жить дружно
4 «Кот, петух и лиса» Дружба, взаимопомощь, отзывчивость
5 «Волк и семеро козлят» Послушание / обман. Как добрые и миролюбивые побеждают, заботятся друг о друге и помогают друг другу.
6 «Лиса и заяц» Добро/зло; мудрость/хитрость; гостеприимство/коварность; осмотрительность/неосторожность; беззащитность/непорядочность. Сочуствие, смелость, отзывчивость, справедливость
7 «Гуси – лебеди» Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.
8 «Зимовье зверей» Дружба, согласие
9 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Послушание/непослушание; осмотрительность/неосторожность; взаимная любовь, заботливость, терпение
10 «Маша и медведь» Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям
11 «Петушок и бобовое зернышко» Взаимопомощь, трудолюбие
12 «Коза Дереза» Доверие, доброта, хитрость, обман
13 «Рукавичка» Отзывчивость, доброта
14 «У страха глаза велики» Смелость, трудолюбие
15 «Снегурушка и лиса» Послушание/непослушание; Взаимопомощь Добро; хитрость/доверие
16 «Привередница» Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.
17 «Жихарка» Послушание/непослушание. смекалка. Взаимовыручка. Дружба