Татьяна Ивановна Шафиева
Проект «Быть здоровыми хотим» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : долгосрочный (5 месяцев).
Тип проекта : познавательно-игровой.
Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы и их родители.
Возраст детей: 2 – 3 года.
Актуальность проекта : Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Дети раннего возраста чаще подвержены простудным заболеваниям. Восприимчивость к ОРВИ и гриппу высока у детей всех возрастов, особенно часто болеют дети раннего возраста. Частые заболевания возникают из-за того, что иммунитет детей более ослабленный. Ранний возраст является решающим в формировании физического и психологического здоровья. Ведь именно в младшем возрасте ребёнок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. И именно поэтому для укрепления здоровья детей раннего возраста проводится профилактическая работа против ОРВИ, простудных заболеваний.
Темочки:
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта :
повышать уровень знаний детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта :
Образовательные:
Дать представление о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
Развивать культурно-гигиенические навыки у детей. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Для детей:
укреплять и охранять здоровье детей;
формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Для педагогов:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
создать атмосферу общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемах друг друга;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для родителей:
дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Предполагаемый результат:
Снижение уровня заболеваемости.
Соблюдение преемственности родителей и детского сада по гармоничному развитию ребенка.
Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
Внедрение эффективных технологий и методик по оздоровлению детей в семье : гигиенические и водные процедуры, световоздушные ванны, аромо и фито терапия, музтерапия, спецзакаливание, физические упражнения, активный отдых.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
Изучение и анализ литературы необходимой для реализации проекта «Быть здоровыми хотим!».
Подбор консультационного материала для родителей.
Сбор, подготовка и оформление оборудования по теме проекта.
Организация и планирование работы проекта «Быть здоровыми хотим!».
Систематическое проведение оздоровительных и закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении и семье.
Изучить и подобрать новые методики и технологии оздоровления детей. Обеспечить и создать необходимые условия способствующих развитию здорового образа жизни детей в детском саду и семье. Подобрать наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями и детьми.
Разработать план работы в течение учебного года по взаимодействию с детьми и родителями.
Проводить целенаправленную работу среди родителей по пропаганде здорового образа жизни и двигательной активности детей, выполнение режимных моментов в семье.
Основной этап.
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Октябрь Проведение мониторинга образовательного процесса и состояния здоровья детей.
Разучить пальчиковые гимнастики «Поиграем с ручками» – что благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, тонизирует весь организм.
Побуждать детей выполнять упражнение по показу взрослого, доставить удовольствие от игры с ручками.
Подвижные игры: «Кто быстрее до бежит до стульчика», «Пройди по дорожке»
Д/ игры «Кукла купается».
Беседы: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»
Чтение. Фольклор: «Водичка, водичка», «Моем носик, моем щечки»
Рассматривание картины «Дети делают зарядку»
Составить анкетный тест – опрос родителей по теме «Здоровье вашего малыша»
Анкетирование родителей с целью выявления состояния здоровья детей и привычек каждого ребенка.
Ноябрь Игровые упражнения с пособиями «Массажный коврик», «Веселые дорожки».
Закаливающее упражнение «Мы ходим босиком», что укрепляет своды стопы и ее связок, повышает устойчивость организма к резким колебаниям воздуха.
Познакомить детей с нетрадиционным оборудованием и умением им пользоваться. В игровой форме предоставить детям для самостоятельного обыгрывания. Побуждать детей выполнять упражнения совместно с взрослым. Наступать на всю ступню и сохранять равновесие во время движения.
Д/и «Угощение кукол»
Подвижные игры: Веселые колокольчики», «Все котятки мыли лапки»
Беседы: «Умываются котята по
утрам и вечерам»
Чтение. Фольклор: «Ладушки, ладушки», «Наша Маша маленька»;
Рассматривание картины «Дети обедают»
Страничка здоровья «Как правильно закаливать ребенка».
В копилку родителям – Памятка «Нам простуда не подруга!».
Консультация «Профилактика плоскостопия у детей».
Провести показ родителям практического материала в группе по оздоровлению детей. Привлечь родителей к пополнению нетрадиционного оборудования для оздоровительных мероприятий.
Декабрь Игры с дидактическими пособиями для развития дыхания.
Разучить игровую (звуковую и дыхательную) гимнастику для носа «Поиграем с носиком» – научить дышать через нос, при этом осуществляется профилактика верхних дыхательных путей.
Заинтересовать детей заниматься дыхательными упражнениями с помощью дидактических пособий (ленточки на подставке, султанчики, ветерки-вертушки, дудки-погремушки)
Побуждать детей выполнять упражнение по показу взрослого, сопровождать выдох совместно со звуком.
Д/И «Оденем куклу на прогулку»
Подвижные игры: Зайцы и медведь», «Мой веселый, звонкий мяч»
Беседы: «Чистота – залог здоровья»
Чтение. Фольклор: К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»
Рассматривание картины «Мама купает ребенка», Привлечь родителей к пополнению оборудования физкультурного уголка в детском саду и семье.
Консультация:
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»
Знакомить родителей с практическим материалом, который используется в группе для оздоровительных мероприятий детей. Внедрение эффективных технологий и методик по оздоровлению детей в семье.
Январь Разучивание игрового упражнения «Водичка-водичка», осуществляющую профилактику простудных заболеваний.
Разучивание гимнастики «Закаливающий массаж ладошек», который тонизирует весь организм. Игровые упражнения с массажерами «Мячики-ежи», с нетрадиционным материалом.
Итоговое игровое занятие «Поделимся с медвежонком секретами здоровья».
Д/и «Кукла делает зарядку»
Подвижные игры: «Смелые мыши», «Самолет»
Беседы: «О здоровье, витаминах»
Чтение. Фольклор: К. Чуковский «Айболит"
Рассматривание иллюстрации «Кукла Катя заболела» Анкетирование на тему «Эффективна ли работа в группе по проекту и почему»?
Выявить мнение родителей об эффективности и необходимости работы по проекту
Февраль Подведение результатов проекта.
Завершающий этап.
Подведение результатов проекта.
Результаты проекта : у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков; дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик);
установлены партнерские отношения с семьями детей группы; создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Используемая литература
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – с. 7
2. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского
сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:
ИП Лакоценин С. С., 2010.
3. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. : ОЛМА Медиа
Групп, 2011.
4. Вареник Е. Н. Физкультурно – оздоровительные занятия – М. : ТЦ Сфера,
2008, - 128с.
5. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2008 – 128с.
6. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое
пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
7. Вареник Е. Н. Физкультурно – оздоровительные занятия – М. : ТЦ Сфера,
2008, - 128с
Приложение №1
Анкета для родителей
«Быть здоровыми хотим!»
1. Часто ли ребёнок болеет?
Да, нет.
2. Делаете ли Вы дома зарядку?
Да, нет.
3. Соблюдаете ли режим дня в выходные дни?
Да, нет.
4. Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)
а систематическое проветривание;
б солевая дорожка;
в дыхательная гимнастика;
г прогулка в любое время года;
д хождение босиком по “чудо-коврику”.
5. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?
Да, нет.
6. Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни?
(отметить)
а подвижные игры;
б настольные игры;
в телевизор;
г компьютер.
7. Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы
получить?
а дыхательная гимнастика;
б закаливание;
в профилактика плоскостопия.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение №1
Беседа «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Задачи: Учить детей следить за своим здоровьем, заботиться о нём. Закрепить с детьми части тела человека и расширять представление детей об упражнениях для разных частей нашего тела. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, ежедневно делать утреннюю гимнастику.
Ход беседы.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто хочет быть здоровым? А почему вы хотите быть здоровыми? (ответы детей)
- В ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его. Об этом и мудрая пословица говорит:
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу.
-А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья?
(Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.)
-Как вы понимаете, что такое здоровье?
(Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается.)
(раздаётся стук в дверь, входит Незнайка)
Незнайка. (потягиваясь). Здравствуйте, ребята. А-а-а-! (отмахивается! У вас занятие, а я не хочу заниматься. Я спать хочу!
-Ребята, как вы думаете, почему Незнайка спать хочет?
(Он не выспался, не умылся, не сделал зарядку.)
- Незнайка, нужно во время спать ложиться, а утром сделать зарядку, умыться, почистить зубы, тогда ты будешь бодрым, и у тебя будет хорошее настроение.
Незнайка. (смущаясь). Я не делал зарядку.
-Мы поможем тебе, и все вместе её сделаем.
Физкультминутка.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
-Незнайка, ты чувствуешь себя бодрым после зарядки?
Незнайка. У меня сейчас хорошее настроение.
-Утром обязательно надо делать зарядку и тогда у вас будет хорошее настроение весь день. Зарядка даёт человеку силу, энергию, бодрость и красоту.
-Ребята, как вы думаете, зарядку нужно делать только утром?
(ответы детей)
-Конечно, ребята, зарядку нужно делать в любое время. Вспомните, когда мы рисуем, устают пальцы рук и мы делаем пальчиковую гимнастику. Если долго бегать, устают ноги, если долго сидеть, устаёт спина. Для каждой части нашего тела есть специальные упражнения.
-Какие части тела у человека вы знаете?
(Голова, шея, плечи, руки, туловище, ноги, пальцы, глаза, уши.)
-Мы знаем много упражнений для разных частей тела, делаем их на занятиях, в играх. Сейчас мы сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Поведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева, громко быстро отвечай!
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх – там высокий… (потолок).
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
-Ребята, о чём мы сегодня говорили?
(Об утренней зарядке, её нужно делать обязательно каждый день. Надо делать упражнения для разных частей тела. Учили гимнастику для глаз.)
- Зачем нужно делать зарядку.
(Она укрепляет здоровье, даёт силу, красоту, бодрость и хорошее настроение.)
-Незнайка, не забывай делать по утрам зарядку. И вы ребята, делайте зарядку, и здоровье будет в порядке.