Юлия Викторовна Кругляк
Проект «Мы живем в прекрасном крае»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
Публикация «Проект „Мы живем в прекрасном крае“» размещена в разделах
Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями.
Актуальность проекта по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.
Проблема проекта
Для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень мало. К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Дошкольные учреждения ищут разные пути, средства, методы и подходы к решению проблем регионального компонента. В настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Тип проекта :
По продолжительности – долгосрочный.
По составу участников проекта - дети первой младшей группы, родители, воспитатели группы, специалисты.
По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.
Цель – воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
Создавать условия для воспитания в детях:
- стремления к познанию культурных традиций родного края, села, через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- уважительного отношения к членам своей семьи;
- гражданско-патриотических чувств, через изучение родного края, села (достопримечательности, символика, быт и т. д.)
Создавать условия для формирования у детей:
- чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- умений анализировать свое поведение и отношение к окружающим;
- детской активности через народные подвижные игры.
Создавать условия для развития у детей:
- познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений;
- представлений о национальной культуре, образе жизни людей, населяющих Красноярский край и родное село.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Организационно-подготовительный
• Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
• Подбор методической литературы по теме проекта;
• Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
• Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
2 этап. Рефлексивно-диагностический
• Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
• Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.
Направления работы по проекту :
Работа по проекту строится по направлениям:
- «Моя семья»
- «Родное село»
- «Моя страна»
- «Животный мир красноярского края»
- «Жители нашего края»
- «Природа нашего края»
При планировании работы учитывается возраст и индивидуальные способности детей. В план мероприятий могут вноситься изменения, дополнения и корректировки.
Перспективный план работы с родителями:
Месяц
Мероприятие
Сентябрь Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта)
Создание альбома «Моя семья»
Сотворчество (родители + дети) «Папа, мама, я – дружная семья!»
Октябрь Выставка макетов: «Мой дом».
Создание альбома «Вот моя улица, вот мой дом!»
Ноябрь Создание макета «На бабушкином дворе»
Создание альбома «Загадки о животных»
Декабрь Создание макета «Животные на дальнем севере»
Сотворчество «Северное сияние»
Январь Выставка «Кто где живет» (макет)
Изготовление кормушек «Птичья столовая»
Оформление альбома «Загадки о диких животных»
Февраль Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Край любимый и родной – нет тебя красивей»
Март Конкурс «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту»
Праздник «Весна – красна»,
Совместное посещение народного праздника «Масленица»
Апрель Сотворчество «Мое любимое животное»
Изготовление скворечника
Создание альбома: «Кто кем работает».
Май Совместное посещение Парада Победы.
Родительское собрание
Цель: Подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе
Перспективный план работы с детьми
Срок Мероприятие Задачи
Сентябрь Беседа «Моя семья»
Рассматривание альбома «Моя семья»
Чтение художественной литературы по теме
С - р игры:
«Семья»
«День рождения» и др.
Д/ и: «Подарки» (имена родителей)
Наблюдение в природе (осень)
Художественное творчество (лепка) «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»
Художественное творчество (рисование) «Осенние листья»
Д/ и: «Разложи листочки по цвету»
«Чудесный мешочек»
Рассматривание альбома: «Грибы» Воспитывать уважение к родителям, способствовать умению называть членов семьи.
Знакомить детей с природой нашей местности.
Октябрь Просмотр презентации: «Тасеево - село родное»
Рассматривание альбома «Вот моя улица, вот мой дом!»
Рассматривание выставки макетов «Мой дом»
С-р игра «В гости друг к другу» (макеты)
Художественное творчество (рисование) «Красивый дом»
Художественное творчество (лепка) «Забор около дома» Воспитывать любовь к родному селу, своему дому.
Ноябрь Беседа:
«Любимые домашние животные».
Игровая ситуация: «В гостях у бабушки»
Рассматривание альбома «Домашние животные»
Д/ и:
«Чей детеныш?»;
«Мамы и детки»;
«Найди парную картинку».
Рассматривание альбома: «Загадки о животных»
Просмотр презентации: «Домашние животные»
Чтение художественной литературы о домашних животных. (А. Барто, р. н. потешки
Разучивание песенок о животных: «Собачка Жучка», «Петушок», «Кошечка».
П/ и: «Лохматый пес»
«Кот и мыши» Познакомить с домашними животными нашей местности.
Декабрь Наблюдение в природе (зима)
Игра «Выпал беленький снежок»
Художественное творчество (рисование) «В зимнем лесу»
Просмотр презентации: «Тасеево зимой»
Рассматривание альбома: «Зима»
Рассматривание макета «Животные на дальнем севере»
Рассматривание картин о животных севера (олень, сова, белый медведь и др)
Просмотр мультфильма «Северное сияние»
Сотворчество «Северное сияние»
П/ и: «Оленьи упряжки»
«Совушка – сова» Знакомить детей с природой нашей местности (зима)
Знакомить с животным и природным миром севера.
Январь Рассматривания картинок, иллюстраций;
Чтение художественной литературы;
Подвижные игры:
«Зайцы и волк»
«Птички в гнездышках»
«Разбудим медведя» и др.
Рассматривание макетов «Кто где живет»
Просмотр видеофильмов:
о диких животных;
о птицах.
Сотворчество «Животные в нашем лесу» Познакомить детей с дикими животными Красноярского края.
Формировать знания детей о жизни диких животных и птиц зимой.
Знакомить детей с птицами нашей местности.
Февраль Просмотр презентаций «Моя малая Родина» (растительность, реки)
Наблюдение в природе (береза, ель, ручей «Шумиха» и др.)
Художественное творчество (рисование) «Белая береза»
Художественное творчество (лепка) «Елочка» Знакомить детей с растительным миром и водными ресурсами нашей местности.
Март Беседа: «К нам весна шагает…»
Просмотр презентации «Весна – красна»
Чтение художественной литературы Художественное творчество (рисование) «Солнышко ведрышко»
Рассматривание альбомов:
«Деревья»
Сотворчество «К нам весна шагает…»
Праздник «Весна – красна»
Хороводная игра «Масленица кривошейка» Формировать представления о весенних изменениях в природе, облике села.
Знакомить детей с традициями, народными праздниками.
Апрель Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» (птицы)
Просмотр видео о диких животных нашего края (весной)
Рассматривание и установка скворечника на участке
П/ и:
«Скворушки»
«Воробушки и кот (автомобиль)»
«У медведя во бору»
Беседы, рассматривание альбома:
«Кто кем работает»
«Мамы и папы на работе» Знакомить детей с перелетными птицами нашей местности.
Развивать интерес к людям родного края, их профессиям, воспитывать уважение к их труду.
Май Совместное посещение Парада Победы.
Сотворчество «Салют Победы»
Наблюдение в природе «Первые цветы»
Чтение стихотворения: «Носит одуванчик…»
Сотворчество «Цветы на лужайке»
Рассматривание альбомов:
«Насекомые»
«Цветы»
Наблюдения в природе (насекомые)
Художественное творчество (лепка) «Божья коровка» Воспитание любви к Родине, патриотических чувств
Знакомить детей с растительным миром нашей местности.
4 этап. Заключительный
• Обработка и оформление материалов проекта
• Презентация проекта
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение
Участники проекта :
- методист (методическая поддержка и консультирование);
- дети всех возрастных групп ДОУ;
- родители воспитанников;
- воспитатели групп.
2. Информационное обеспечение
- видео презентации;
- наглядно-дидактические пособия;
- энциклопедии, книги, открытки и др.
3. Материально-техническое обеспечение
- фотоаппарат;
- компьютер;
- проектор;
- детская лаборатория;
- магнитофон.
Риски.
1. Проблема привлечения родительской общественности.
2. Недостаточность методической литературы, оборудования, наглядных пособий.
Выводы.
Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.