Светлана Багмут
Проект «Мы играем в магазин» для детей от 4 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей от 4 до 5 лет
Авторы проекта:
Багмут Светлана Андреевна
Хадыева Айгюль Ражаповна
Содержание проекта:
1. Целеполагание
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
1 блок ознакомительный
2 блок обучающий - игровой
3 блок игровой
4. Заключительный этап
Приложения к проекту:
Приложение 1 - Диагностический материал.
Приложение 2 - Перспективный план реализации проекта
Приложение 3 - Конспекты мероприятий с детьми
Приложение 4 - Конспекты мероприятий с родителями
Приложение 5 - Фотоотчет
Приложение 6 - Список литературы
Публикация «Проект „Мы играем в магазин“ для детей от 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Магазин. Игры, дидактические пособия
- Магазин. Профессия продавец
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
1-этап – Целеполагание
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Элементарные финансовые представления начинают формироваться через игру и знакомство детей с трудом взрослых.
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда).
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:
-формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;
-формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;
-воспитание уважительного отношения к любому труду.
Педагоги и психологи рассматривали различные методы и приемы в ознакомлении дошкольников с профессиями. Одним из эффективных способов формирования знаний детей о профессиях, является проектная деятельность.
Проектный метод позволяет решать образовательные задачи комплексно, интегративно. Он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Наша задача помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. В связи с этим возникла потребность, в использовании проектного метода по ознакомлению детей с профессией продавца.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность: средней продолжительности
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: Обогащение знания детей о профессии продавца и формирование элементарных финансовых представлений (деньги, товар, покупка).
Задачи:
- определить знания детей о профессии продавца и элементарных финансовых представлениях;
- разработать план мероприятий по реализации проекта и обогащения знаний детей о профессии продавца и формированию элементарных финансовых представлений (деньги, товар, покупка);
- провести работу по реализации мероприятий проекта;
- создать партнерские взаимоотношения между участниками проекта.
Ожидаемый результат:
-У детей расширятся знания о профессии продавца, об операционных действиях, и функциональности;
- повысится интерес к сюжетной игре «Магазин», качество ролевых действий;
- обогатится ролевой диалог, повысится уровень коммуникативных способностей;
- создадутся партнерские, сотруднические отношения, взаимодействия между участниками образовательного процесса;
- повысится педагогическая компетентность родителей и педагогов.
2 этап – Подготовительный
- определить знания детей о профессии продавца и элементарных финансовых представлениях;
- разработать план мероприятий по реализации проекта и обогащения знаний детей о профессии продавца и формированию элементарных финансовых представлений (деньги, товар, покупка);
На подготовительном этапе была проведена диагностика, в которой приняли участие 20 детей.
В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:
- у 11 детей низкий уровень. Дети не могут объяснить смысла понятия «деньги», не проявляют интереса к труду родителей, окружающим явлениям современного общества; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду, возвращаясь к игре, что не только сужает знание об окружающем, но и не способствует дальнейшему обогащению знаний детей о профессиях, как одного из условий формирования финансовой грамотности.
Поэтому возникла необходимость в использовании эффективных методов в этом направлении. Из опыта работы был выделен проектный метод, который является интегративным и охватывающим все стороны развития детей.
Деятельность в рамках проекта взяли за основу в ознакомлении детей с трудом продавца, и других работников магазина.
Был разработан план реализации проекта, в котором запланированы мероприятия как в совместной деятельности, в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.
Проведена мотивационная работа с детьми и родителями по привлечению всех участников к совместной деятельности по проекту.
К началу реализации проекта подготовлена РППС: изготовлены атрибуты для организации сюжетно ролевой игры «Магазин», с различными отделами; разработаны и изготовлены дидактические и развивающие игры, подобран иллюстрационный материал и художественная литература по тематике.
3 этап - Основной.
На основном этапе были поставлены задачи:
- провести работу по реализации мероприятий проекта;
- создать партнерские взаимоотношения между участниками проекта.
Основной этап был условно разделен на несколько блоков:
- ознакомительно – информационный
- обучающе – игровой
- игровой
1 блок – ознакомительный.
В ознакомительно – информационном блоке внимание детей было направлено на расширение и углубление знаний детей о профессии продавца и его работе в разных отделах магазина.
Провели родительское собрание и анкетирование. Проанализировав анкеты, мы рассказали родителям о том, что в средней группе мы начинаем осваивать новую образовательную программу «Финансовая грамотность» и знакомиться с ней начнем на примере профессии «Продавец». Дети будут бережно относиться к труду, они должны понимать, что труд оценивается.
Так же было предложено родителям описать в одном предложении «Современного продавца».
Первым шагом в освоении профессии продавца была экскурсия и посещение современного магазина, которые дети провели вместе со своими родителями. Дали родителям небольшой план на что нужно обратить внимание с детьми (в больших магазинах – кассир, в маленьких магазинах – продавец).
Следующий шаг была беседа по проведенным экскурсиям. Дети делились впечатлениями на групповых сборах.
На данном этапе проводились беседы: «Продавец – какой он?», «Продавец магазина», рассматривали иллюстраций с изображением продавцов, магазинов и отделов. Загадывали детям загадок о магазине, деньгах, фруктах, овощах, продуктах, читали стихи.
После проведенной работы у детей повысился интерес к игре. Вначале внимание детей было направлено на атрибуты: они их рассматривали, пробовали использовать как продукты для приготовления пищи, в сюжетно-ролевой игре. Но развернутой и содержательной игры не получалось. Дальнейшая работа проводилась в следующем блоке.
2 блок обучающий – игровой
В этом блоке внимание детей было направлено на обогащение сюжета игры, игровыми действиями и развитием ролевого диалога, в процессе которого мы использовали такие слова и понятия как «покупка», «зарплата» «. Для этого главную роль брали на себя, выполнять игровые действия, рассчитываться за покупки и т. д. Главная роль взрослого – пример ролевых взаимодействий, учим детей быть покупателями и рассчитываться за товар.
Для закрепления знаний детей о профессиях, о продуктах, других товарах, о денежных средствах (бумажные, металлические, их названия) играли в дидактические игры «Супермаркет», «Разложи товар по корзинкам», «Разложи правильно», «Кому, что нужно для работы», «Что лишнее?», лото «Денежка», домино «Денежка». Для формирования умения подбирать нужное количество монет одного достоинства, что в сумме составляет стоимостью, играли в игру «Купи подарок другу».
Для развития ролевого диалога использовали игру «Телефон»
3 блок игровой
Все знания и умения применяли в сюжетно-ролевых играх «Магазин», игровые ситуации «Подарок ко дню рождения», «Ждем гостей».
В процессе игры у детей развивался интерес и уважение к профессии продавца, внимательное отношение к покупателям.
Презентация проекта проходила в форме фотоотчета о проделанной работе. Так же продуктом проекта стали лэпбуки «Мы играем в магазин», «Финансовая грамотность» и лэпбук для родителей с консультациями, памятками и буклетами.
4. Заключительный этап.
На этом этапе проводится итоговый мониторинг, целью которого было определить эффективность проделанной работы.
Для оценки результатов была проведена итоговая беседа, которая показала, что уровень знаний по этой теме повысился.
Вывод.
Использование проектного метода способствует эффективному формированию познавательных интересов к профессиям. Обогатился словарный запас по данной профессии. Дети стали понимать значимость труда продавца.
Проведенная работа по этой теме имеет положительный результат и дает возможности для последующего развития в средней группе.
Изучение темы «Продавец» в ходе проектной деятельности, вполне оправдывает себя, доставляя удовольствие от совместной деятельности не только детям, воспитателям, но и родителям.