Людмила Чуверина
Проект «Мы чистюли»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект работы с воспитанниками группы раннего возраста (2-3 г.) по формированию культурно-гигиенических навыков
Тема проекта : «Мы чистюли!».
Автор проекта :
воспитатель Чуверина Л. А.
Содержание проекта
1. Введение.
2. Обоснование актуальности
3. Паспорт проекта
4. Цели и задачи проекта
5. Система проектных мероприятий
6. Ресурсное обеспечение проекта
Публикация «Проект „Мы чистюли“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
7. Оценка эффективности реализации проекта
8. Ожидаемый результат
9. Список использованных источников
10. Приложение
Введение
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н. Б. Мирской). Г. А. Урунтаева отмечает, что дошкольный возраст – это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту. В раннем детстве ребёнок проходит операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков.
Период раннего детства – благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Ребёнок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. От года до трёх лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Ребёнок осваивает правила поведения в быту. Постепенно
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому моя задача в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.
Содержание проблемы
Опыт работы показывает, что проблемы развития культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. По результатам диагностики выявлено, что у детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок. Не сформирована потребность в мытье рук по мере их загрязнения и перед приёмом пищи. Во время приёма пищи дети разговаривают, вертятся, шалят, не уверенно держат ложку.
Наблюдая такие проблемы у детей я решила, что использование проектного метода будет наиболее актуальным.
Цель проекта : формирование у детей культурно-гигиенические навыки в игровой форме, используя различные виды деятельности.
Задачи проекта :
Образовательные:
- формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни
Развивающие:
- развивать умение детей мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение после еды пользоваться салфеткой, благодарить взрослых, задвигать стул.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными
Укреплять связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно – гигиенических навыков.
Вид проекта : познавательно-игровой, практико-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (января – апрель 2020 г.).
Участники проекта : дети группы раннего возраста, родители, воспитатели, помощник воспитателя.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Система проектных мероприятий
Первый этап – подготовительный (организационный)
На первом этапе проекта мной была подобрана соответствующая методическая и художественная литература, разработаны рекомендации для родителей, анкеты, буклеты. Приобретён необходимый материал, определены темы бесед, подобран музыкальный материал, пальчиковые игры, разработан конспект образовательной деятельности, создана картотека потешек, изготовлена папка – передвижка «Алгоритмы в картинках».
подобраны дидактические и настольные игры. Создана предметно-пространственная среда.
Второй этап – реализация плана проекта (деятельностный)
- совместная деятельность детей и воспитателя (рассматривание с детьми предметных картинок, восприятие художественной литературы, игровые ситуации, дидактические игры, музыкальные игры с приёмом фольклора).
- совместная деятельность детей и родителей (совместные практические действия, восприятие художественной литературы, заучивание потешек).
- совместная деятельность воспитателя и родителей (беседы, изготовление книжек-малышек, выпуск стенгазеты «Мы чистюли!», участие в родительских собраниях)
Вся работа велась с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО
Познавательное развитие:
- знакомство с алгоритмами: «Самообслуживание», «Культура еды», «Личная гигиена», «Трудовая деятельность»;
- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
- беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;
- чтение художественной литературы;
- знакомство с народным творчеством: потешки, запевки, стихи.
Художественно – эстетическое развитие:
- лепка: «Мыло душистое»;
- изобразительная деятельность «Мыльные пузыри»;
- музыкальное развитие: музыкальные игры и выполнение соответствующих движений
Речевое развитие:
- разгадывание загадок;
- заучивание потешек, стихов, пальчиковых игр;
- знакомство с новыми словами по теме;
- восприятие художественных произведений К. И Чуковский «Мойдодыр», Л. Разумова «Ложка», С. Капутикян «Что мне делать?», А. Шибаев «Какая одежда?», О Чернорицкая «Ботинок», Л. Барбос «Вова - растеряшка».
Социально-коммуникативное развитие:
- Д/и «Волшебный мешочек»; «Покажи и назови»; «Картинки - половинки»;
- С. р. и. «Угостим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла Катя испачкалась»;
П/и «Зайка серенький сидит»; «Три весёлых братца».
При реализации проекта были использованы следующие методы и приё мы:
Методы:
- разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
- пример взрослого; приучение, упражнение;
- создание воспитывающих ситуаций;
- поощрение, которое помогает ребёнку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
Приё мы:
- показ и объяснение;
- упражнение и контроль;
- пример взрослых;
- игровые приёмы;
- использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок;
- единства требований со стороны взрослых.
Работа с родителями:
- рекомендации «Приучаем малыша к горшку», «Навыки самообслуживания – что должен уметь ребенок?»
- круглый стол на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»
- выполнение творческих заданий;
- подбор художественной литературы;
- изготовление книжек-малышек;
- изготовление стенгазеты «Мы чистюли!»;
- фото-отчёт «Как мы моемся», «Как чистим зубы»; «Как мы умываемся».
Ресурсное обеспечение проекта :
В ходе реализации проекта были использовано следующее ресурсное обеспечение: книги, тематические картинки, дидактические игры, наглядный материал (мыльница, зубная щётка, мыло, ванночка для купания, мочалка, расчёски, зеркальце, носовой платок, музыкальный центр, мультимедийный проектор, куклы, атрибуты для игровых ситуаций.
Продукты проекта :
- картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.
- изготовленные книжки – малышки, буклеты.
- наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам;
- игровой материал.
Ожидаемый результат для детей:
- дети следят за своим внешним видом (замечают непорядок, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослого);
- пользуются индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, расчёской, полотенцем);
- умеют правильно умываться: моют руки с мылом, хорошо смывают, моют лицо, вытирают насухо, вешают полотенце на место;
- научатся расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках;
- соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова;
- сформируется у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучатся правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами;
- научатся правильно брать стул и аккуратно ставить его на место;
- улучшат умение самостоятельно одеваться, обуваться.
- обогатят словарный запас
Предполагаемые результаты для родителей:
- получить рекомендации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей;
- укреплять связь между садиком и семьёй;
- выработать единые требования к формированию культурно-гигиенических навыков.
Список используемых источников.
1. ФГОС ДО.
2. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мазаика-Синтез, 2012.
3. Об опрятности и аккуратности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 1988. – с. 13 -17.
4. Занятие по развитию речи в младшей группе детского сада / В. В. Гербова, А. И. Максаков. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1986. – 128 с.
5. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» 2011г.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.
7. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
8. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е. Ю. Конина. – Айрис-Пресс, 2007. – 12с.
9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / С. Л. Новосёлова. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985. – 156с.