Снежана Сергеевна Гарбуз
Проект «Мы — будущие первоклассники»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы – будущие первоклассники»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться».
Венгер Л. А.
Актуальность. Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.
Публикация «Проект „Мы — будущие первоклассники“» размещена в разделах
Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.
В психологии внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.
Объект проекта : процесс формирования «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.
Предмет проекта : комплекс мероприятий, направленный на формирование «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.
Цель проекта : способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению и «внутренней позиции школьника» посредством специально разработанного комплекса мероприятий.
Задачи проекта :
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
• Провести диагностику уровня сформированности «внутренней позиции школьника» у воспитанников подготовительной группы.
• Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей 6-7 лет «внутренней позиции школьника».
• Знакомство детей со школой и профессией учителя.
Гипотеза: мы предположили, что формирование положительного интереса к школе и «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы будет успешным, если:
- систематически и целенаправленно реализовывать специально разработанный комплекс мероприятий для детей;
- создавать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей;
- повышать компетенцию родителей в формировании у детей «внутренней позиции школьника».
База реализации: МБДОУ муниципального образования д/с №22 «Почемучка» г. Саяногорск Республика Хакасия.
Тип проекта : долгосрочный (учебный год).
Сроки реализации проекта : 2сентябрь 2019 – май 2020г.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы и их родители, воспитатель специалисты ДОУ педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию).
Ресурсы. Материально-технические:
- музыкальный CD центр (магнитофоном, магнитная доска;
- дидактические и настольно-печатные игры;
- художественная и энциклопедическая литература на школьную тематику;
-методическая литература;
-рабочие тетради
-наборы открыток и фотографий на школьную тематику.
Социальные:
-взаимодействие с городской библиотекой.
-взаимодействие со школой (СОШ № 6).
Формы реализации:
-занятия по познавательному развитию;
-беседы с детьми и родителями;
-экскурсии;
-игровая деятельность;
-выполнение работ по художественно-эстетическому развитию;
-выставка детского творчества.
Принципы реализации проекта
1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
3. Единство содержания форм и методов работы ;
4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
6. Принцип доступности;
7. Принцип системности и последовательности.
Продукт проекта :
• Оформление альбомов «Скоро в школу», «Моё представление о школе».
• Памятки и рекомендации родителям.
• Выставка детских рисунков на школьную тематику.
• Разработки занятий, бесед.
• Оформление лэпбука «Будущий первоклассник».
• Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками».
• Создание мини-библиотеки «Школьные учебники».
• Картотека песен, пословиц, загадок на школьную тематику.
• Картотека дидактических игр на школьную тематику.
Предполагаемые результаты проекта :
Для детей:
• сформированная у детей внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• личностная готовность детей к обучению в школе.
Для родителей:
• положительная оценка деятельности ДОУ;
• активизация педагогического потенциала родителей,
• приобретение и использование знаний по вопросам подготовки детей к школе.
Для педагогов:
• активизация творческого потенциала педагога.
Для группы ДОУ:
Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный
(сентябрь- октябрь 2019г.).
Задачи:
- Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.
- Подбор диагностического инструментария.
- Составление и обсуждение совместного плана работы по
преемственности детский сад- школа.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды.
- Диагностика уровня сформированности внутренней позиции школьника.
- Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к школе.
- Изучение анализ полученных результатов, выводы.
II этап – основной
(ноябрь- апрель 2019- 2020г.)
Задачи :
1. Формирование у детей правильного представления о школе;
2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
4. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по школьной тематике;
7. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
III этап – заключительный – анализ результатов проекта
(май 2020г.)
Задачи:
- итоговая диагностика уровней сформированности «внутренней позиции школьника»,
- анализ результатов реализации проекта.