Вера Тарасова
Проект «Музыкальный спектакль «Грамотный Буратино» с использованием разнообразных видов театров
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Музыкальный спектакль «Грамотный Буратино» с использованием разнообразных видов театров»
Проект реализован в подготовительной логопедической группе «Лимпопо»
Методический паспорт проекта
Тип проекта : эстетическо-творческий
Продолжительность проекта : 2 месяца
Вид проекта : познавательно-творческий
Публикация «Проект „Музыкальный спектакль „Грамотный Буратино“ с использованием разнообразных видов театров» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Участники проекта : дети, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели.
Актуальность проекта :
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Проект ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В проекте систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Проект основывается на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Актуальность занятий с детьми в театрализованной деятельности объясняется важностью данной деятельности, основанной на игре, общении дошкольников со сверстниками и взрослыми, возможности научиться решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого либо персонажа, научиться понимать важность одних поступков героев произведений и вред других, переносить полученный опыт непосредственно в свою жизнь. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованных представлений актуально и важно для дошкольников, ведь скоро им предстоит идти в школу.
Цель - развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр, участия в различных формах театра (музыкальные номера, немые сцены, использование ростовых кукол, театр-пантомима)
Исходя из целей п предусматривается решение следующих основных задач:
Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в музыкальную культуру.
Развивать навыки актерского мастерства и сценической речи;
Научить детей управлять ростовой куклой, использовать в театральной игре немые сцены и пантомимы в танцевальных движениях.
Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с театральным творчеством;
Развивать творческие способности, память, произвольное внимание, творческое мышление, фантазию и воображение.
Ожидаемые результаты для детей:
Развивается чуткость к сценическому искусству; совершенствуются навыки действий с воображаемыми предметами; развивается умение владеть своим телом; способность создавать образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела; совершенствуется умение действовать на сценической площадке естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах; развивается речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики; правильное речевое дыхание; улучшается дикция; расширяется диапазон и сила звучания голоса; формируется четкая, правильная речь; пополняется словарный запас, образный строй речи; интонационная выразительность речи; появляется интерес и желание импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами; осуществляется знакомство с терминологией театрального искусства; с театральными профессиями; с отличием театрального искусства от других видов искусств.
Ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
• Постановка проблем.
• Составление сценария.
• Подбор звукозаписей.
• Просмотр фильма «Приключения Буратино» реж.
• Расстановка ролей.
• Подбор художественной литературы.
• Подбор материалов для творческой деятельности.
• Беседы с родителями по теме проекта, распределение по изготовлению атрибутов и декораций.
II этап. Деятельностный. (включающий все направления развития ребёнка,
образовательные области).
Образовательная область «Речевое развитие».
• Овладение речью как средством общения и культуры.
• Коммуникативно-деятельный подход к развитию речи.
• Взаимосвязь работы над различными сторонами речи.
• Обогащение мотивации речевой деятельности.
• Обеспечение активной языковой практики.
• Работа над выразительностью речи.
• Чтение художественной литературы.
• Ритмопластика.
• Лого ритмика.
• Культура и техника речи.
• Развивает диалогическую и монологическую речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
• Воспитывать культуру поведения.
• Учить работать в коллективе.
• Учить согласовывать свои действия с действиями партнера.
• Формирование коммуникативных умений.
через театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в зоопарк!», «Путешествие в теплые страны.»
• Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд».
Образовательная область «Познавательное развитие».
• Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства.
• Познакомить детей с различными видами театров.
• Поставленные задачи побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
• Формирование элементарных представлений о видах искусства.
• Формирование восприятие музыки.
• Формирование восприятия художественной литературы.
• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
• Приобщение детей к искусству.
• Формирование художественно - эстетического вкуса.
• Развитие творческих способностей.
III этап. Завершающий.
• Итоговое мероприятие: Показ музыкального спектакля «Грамотный Буратино» на методическом объединении для педагогов.
• Итоговое мероприятие № 2: Показ музыкального спектакля «Грамотный Буратино» для родителей на новогоднем утреннике.
• Выставка фотографий на стенде фото и видео-отчеты в соц. сетях.
• Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Организационно-педагогические условия реализации проекта
Занятия проходят в помещении музыкального зале. Проект предусматривает формы организации детей: занятие - как занимательная деятельность, включающая в себя различные формы театра, работу с речью, мимикой, эмоциями, музыкально-ритмические танцевальные движения, вокальные сольные номера и хоровую деятельность. Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут, индивидуально, малыми подгруппами или всем составом, в зависимости от содержания занятий. Занятия построены в игровой форме с использованием познавательных и занимательных ситуаций, музыкального сопровождения и игр. Учебный материал подается таким образом, чтобы дети могли получить удовольствие, радость и в тоже время, необходимые им навыки и умения для развития творческих способностей. Конечным продуктом проекта является музыкальный спектакль с использованием различных форм и методов театрализованной деятельности. Самую первую премьеру спектакля планируется провести для детей младшего возраста. В процессе театральной деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя талантливым, догадливым, сообразительным. Работу по развитию театрально-игровых способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с педагогами ДОУ и родителями.
Календарный учебный график.
Месяц Число Время проведения Форма занятия Место проведения Итоговое мероприятие
Октябрь 8 занятий 17-35-18.05 Игровые занятия Музыкальный зал Показ отдельных сцен для педагогов
Ноябрь 8
занятий 17-35-18.05 Игровые занятия, итоговое мероприятие Музыкальный зал Пробный показ музыкального спектакля Грамотный Буратино» для детей младших групп. Показ сказки на методическом объединении для педагогов.
Режим занятий: Октябрь, ноябрь, 2 раза в неделю, среда — с 16.35 – 17.05.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности.
Октябрь Тема, занятие Цели и задачи Методические рекомендации
Занятие№1Распределение ролей. Пробные сценки.
Вспомнить и обсудить сюжет сказки и характеры героев. Учить владеть ростовой куклой, согласовывать движения и речь. Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.
Обращать внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность. Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Кла ра лук на полку, кликнула к себе Николку». Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет».
Занятие №2 Работа с ростовыми куклами. Разучивание первых сцен сказки(«выход Арлекина», «Мальвина, Пьеро и Артемов увидели Бу-ра-ти-но.) Учить детей правильно надевать и управлять куклой. выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации.
Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле».
Занятие №3. Репетиция спектакля «Новые приключения Буратино». Ритмопластика. Танец кукол. Разучивание слов первого куплета песни. «Бу-ра-ти-но, сл. Ю. Энтина муз. Рыбникова Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом
. Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист» Работа над голосом. Театрализованные упражнение «Едем, едем на тележке».
Занятие №4 Работа над музыкальной сценкой «Куклы и Карабас-Барабас»
Разучивание слов второго и третьего куплета песни. «Бу-ра-ти-но, сл. Ю. Энтина муз. Рыбникова Показ Учить ориентироваться в музыкальном зале, выполнять движения, согласованно музыкальному произведению.. Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом», «Кукушка кукушонку купила капюшон»
Занятие № 5. Пение песни Бу-ра-ти-но, сл. Ю. Энтина муз. Рыбникова. Ритмопластика» По ниточке»
Продолжать работу с отдельными сценами («Карабас-Барабас и Буратино», Куклы и Карабас –Барабас»). Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Продолжать учить детей эмоционально передавать характеры персонажей сказки. Музыкально- ритмическая разминка. Диалоги-пантомимы, загадки –пантомимы
Занятие №6. Разучивание вокальной партии Продолжать работу над спектаклем, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность. «Пьеро».
Продолжать разучивать «Танец кукол». Начать работу над немой сценой «Фонарщики».
Продолжать учить детей владеть ростовыми куклами. Речевая и дыхательная гимнастика.
Диалоги-пантомимы, загадки –пантомимы
Занятие 7. Разучивание вокальной партии «Пьеро». Продолжать работу над немой сценой «Фонарщики». Начать работу над сценой «Кот Базилио и Лиса Алиса»
Учить петь протяжно, правильно интонировать. Учить детей внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста Упражнение на дыхание «Бабочка», «Трубач», «Каша кипит».
Занятие №8. Начать работу над сценами «Мальвина и Буратино», «Буратино отправляется в банк». Повторить вокальные и ритмические номера. Формировать у детей характерные жесты. отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.
Учить петь, интонируя мелодию, соблюдая ритмический рисунок. Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. Упражнения на развитие воображения
«Слушаем звуки»,
«Нам грустно».
Ноябрь Занятие №1. Начать соединять отдельные сцены. Отработать начало спектакля. Повторять вокальные и ритмические номера. Продолжать работу над спектаклем, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение. Учить выполнять ритмические движения соответствующие характеру персонажей. Работа над скороговорками «— Расскажите про покупки.
— Про какие, про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои». Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок»
Занятие №2. Отработать первую часть спектакля.
Продолжать учить выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист» Работа над голосом. Театрализованные упражнение «Веселая сочинялка»
Занятие № 3 Отработать вторую часть спектакля Продолжать работу над спектаклем, Обращать внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность. Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение. Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки тараторки тараторили на горке».
Занятие№4 Генеральная репетиция спектакля со всеми реквизитами и атрибутами. Продолжать работу над спектаклем, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, Перед репетицией выполнить упражнение на дыхание «У бабушки в деревне».
Занятие №5. Первая премьера спектакля для детей младших групп и педагогов. Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми. Перед премьерой выполнить упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики».
Занятие №6. Анализ проведенного мероприятия. Работа над неудавшимися сценами Учить детей самостоятельно анализировать свою игру и игру общего коллектива. Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое мнение. Этюд «Прогулка». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу».
Занятие №7. Генеральная репетиция. Провести генеральную репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы) Перед репетицией провести Работу над стихотворением «Веселые чижи».
Занятие № 8. Итоговое мероприятие. Показ спектакля на методическом объединении для педагогов. Учить детей собираться, настраиваться перед серьезным мероприятием. Учить детей получать удовольствие от проделанной работы.
Работа и взаимодействие с родителями. Успешную работу с детьми по развитию детей посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей были проведены консультации «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей». Родители принимали участие в изготовлении костюмов для детей (костюмы лягушек, Пьеро, Артемона, накидки и шляпы для фонарщиков, помогали изготавливать различные декорации (камин, клумба с розой). Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников строится на следующих принципах:
- Сотрудничество;
- Открытость образовательного процесса;
- Учёт мнения родителей;
- Вовлечение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.
Основные формы работы с родителями:
-Беседа – консультация (вопросы развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Совместное изготовление атрибутов и декораций.
-Фото- отчёты в социальных сетях.