Виктория Алексеева
Проект «Музыка Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка не может прямо перенести нравственность в душу человека, она лишь способна непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы и человеческие эмоции.» (Л. Выготский)
ВВЕДЕНИЕ
В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда «мыслящее искусство» все более вытесняют веяния современного ритма жизни, когда взрослые и дети отдают большее предпочтение таким музыкальным направлениям как поп, рэп, рок, обращение к классике чрезвычайно актуально. Особая роль в духовно нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции. Введение ребенка с самого детства в мир музыкальной культуры с высокими духовно – нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из ступенек в формировании личности ребенка.
Публикация «Проект „Музыка Зимы“» размещена в разделах
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить и понимать музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего детства.
ТИП ПРОЕКТА :
• Краткосрочный
• Творческо-познавательный
• Групповой
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели подготовительной группы № 11 Зорина С. В., Мамадалиева М. Ш. музыкальный руководитель Алексеева В. Н., дети подготовительной группы.
НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: комплексная (художественно-эстетическая, познавательно-речевая, творческая, коммуникационная)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
Задачи:
• дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;
• вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года», побуждать детей к активному восприятию музыки;
• познакомить с историей создания музыкального сборника «Времена года» и некоторыми музыкальными произведениями из него;
• научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
• научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: расширение знаний о классической музыки и ее роли в окружающем мире и формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к окружающему миру
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : 7.12.2020 -25.12.2020
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап (7.12.2020г. -9.12.2020г.) :
- составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- подборка фотографий, литературы.
2. Основной этап (10.12.20г. -18.12.20г.) :
Мероприятия по работе с детьми:
Наблюдение «Природа зимой».
Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима – аукает…», «Стали дни короче…» И. Суриков, «Жгуч мороз трескучий», Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Мороз и солнце»
Слушание музыкальных произведений : «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П. Чайковского, «Тройка» П. Чайковского, «У камелька» П. Чайковского, «Масленица» П. Чайковского
НОД рисование «Снежный лес»
Дидактические игра: «Времена года»
НОД «Встреча в зимнем лесу»
Самостоятельная творческая деятельность детей (рисование, лепка, музыкально-ритмические движения)
Мероприятия по работе с родителями:
Консультация для родителей на тему:
«Что необходимо для того, чтобы научить ребенка воспринимать красоту окружающей природы».
организация выставки детских рисунков
беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.
3. Заключительный этап (21.12.20г. -25.12.20г.) :
Продукт проектной деятельности :
оформление выставки детских Рисунков;
интегрированное развлечение «Музыкальная гостиная»;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2000.
Ежикова Т. А., Кляйн Т. Я. В гости праздник к нам пришел. – Волгоград: Учитель, 2000.
Лапшина Г. А. Календорные и народные праздники в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2006.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/scenariy-literaturnomuzikalnoy-kompozicii-vremena-goda-na-stihi-as-pushkina-i-muziku-pi-chaykovskogo-1167672.html
https://multiurok.ru/files/plan-konspiekt-muzyka-zimy.html
Открытие конкурса “Щелкунчик» https://www.youtube.com/watch?v=bbwzThmIcxQ
Клип «На тройке» П. И. Чайковский https://www.youtube.com/watch?v=F13UIqqWohM
Клип «У камелька» П. И. Чайковский https://www.youtube.com/watch?v=Bu6FX8PblXA
Клип «Масленица» П. И. Чайковский https://www.youtube.com/watch?v=aFtywkZutWY
Мультфильм «Времена года» https://mults.info/mults/?id=1130
Приложение 1.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь» из фортепианного цикла «Времена года». Дети входят в зал и свободно располагаются.
М. Р. /музыкальный руководитель/ : Добрый день, друзья! Вновь вас встречает музыка. МУЗЫКА – это огромный волшебный мир. Мир звуков, на первый взгляд, может, непонятный, но вслушайтесь и услышите то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… А, может, это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнца. Да, музыка – это целый мир, где соседствует природа, ожившие герои сказок и мы с вами.
Тихо – тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг …
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы …
Тихо – тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде:
В разноцветном, расписном! /К. Ибряев/
Музыка, встретившая нас сегодня, уже знакома и понятна вам. - Как называется эта пьеса?
- Какое настроение вызвала музыка у вас?
Ответы детей.
М. Р. :Сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского. Его музыка понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей Родине, о русской природе. Прекрасны все времена года. Но сей-час зима, и не случайно наш музыкальный зал превратился в зимнюю полянку. Многие русские поэты, живописцы, композиторы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.
Давайте и мы поговорим о зиме: послушаем музыку, вспомним стихи, полюбуемся картинами о зиме.
Зима … Какая она?
Какими красками художница – зима рисует зиму?
Ответы детей.
Входит ЗИМА:Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!
Дети водят хоровод «Зимушка снежная» А. Евтодьевой
ЗИМА: Я – великая волшебница ЗИМА могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесёт вас далеко – далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения, его холодное дыхание коснётся и вас… Слушайте!
Звучит «Вальс снежных хлопьев» муз. П. И. Чайковского.
ЗИМА: Сейчас я превращу вас в снежинок.
/ЗИМА берёт волшебную палочку, взмахивает ею. /
Импровизация «Танец снежинок»
ЗИМА: О чём рассказала нам музыка? Какая была зима в это пьесе? Что вы услышали?
Ответы детей…
ЗИМА: Правильно! Мы как бы побывали с вами в заснеженном лесу. Услышали как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и, вдруг, бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё кругом занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась. Деревья стоят, словно, зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба /рассказ идёт на фоне музыки/.
ЗИМА:Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? Давайте попробуем соединить краски музыки с красками живописного полотна: они удивительно дополняют друг друга!
Дети рассматривают репродукции картин: «Февральская лазурь» Грабарь, «Волшебница зима», «Иней» Н. Кузнецова.
ЗИМА: Не хватает только красивых, выразительных, поэтических слов. Может быть кто-то вспомнит стихотворение, подходящее к этой картине?
Дети читают стихи:
«Белая берёза» С. Есенин,
ЗИМА: Как красиво в лесу. Попробуйте представить зимний день, один из многих, которыми живёт лес.
Звучит фрагмент симфонии «Зимние грёзы» муз. П. И. Чайковского.
М. Р. :О чём нам рассказывает музыка? Что вы услышали и пред-ставили?
Ответы детей.
ЗИМА :Выберите картину и вспомните стихотворение, подходящее к этому образу зимы.
Детям предлагается репродукция картин «Восход солнца» и «Зимний пейзаж» И. Грабарь.
ЗИМА: Я очень люблю вас, дети, и стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке» /из фортепианного цикла «Времена года»/.
Детский оркестр - дети импровизируют на музыкальных инструментах : колокольчиках, металлофонах, ксилофонах, ложках, бубнах. Стараются показать широту русских просторов, передать цокот копыт, лёгкость и искристость снега на полях … в определённый момент звучания той или иной части музыки.
М. Р. Композитор передаёт в музыке ритм скачущей тройки. Мы как бы слышим её издалека – музыка звучит сначала тихо, приглушённо; затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже совсем не видно …
М. Р. :На каком инструменте была исполнена эта пьеса?
Дети: Фортепиано!
ЗИМА:Вышел месяц молодой,
Зажёг звёзды чередой …
И пришла пора прощаться,
Хоть и жаль нам расставаться …
Стихает музыка, погасли свечи …
До новой встречи!
М. Р. :Вот она какая – красавица русская зима! Образ её останется у вас в памяти: то яркой, нарядной, сверкающей, то – суровой, притихшей, затаившейся перед снежной бурей. Сегодня мы с вами вспоминали стихи о зиме прекрасных поэтов А. С. Пушкина, Н. Некрасова, И. Никитина, С. Есенина. Обращались к живописным картинам художников Е. Кустодиева, К. Гона, И. Грабаря. Слушали замечательную музыку только одного композитора – П. И. Чайковского.
Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами – поэзией, стихи – с картинами – живописью, и всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И всё это – музыка! Музыка звуков, стихов, красок!
Музыка – это всё прекрасное, что окружает нас.